Дидактический материал по теме «Формы выражения сравнения» на материале повести А. Жвалевского и Е. Пастернака «Шекспиру и не снилось», 7 класс
Дидактический материал по теме «Формы выражения сравнения» (На материале повести А.Жвалевского и Е.Пастернак «Шекспиру и не снилось»)
1.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
2.Укажите сравнения, определите, чем они выражены. Сделайте вывод о форме выражения сравнения.
3. Какие из известных вам форм выражения сравнения не представлены в упражнении? Приведите свои примеры.
4. Укажите все фразеологизмы, определите их значение.
1) Девч..нки галдели как вольер с попугайчиками.
2) От Снегурочки нельзя было оторвать глаз, она стояла, луч..зарно улыбалась и переливалась разн..цветными огнями в свете ярких пр..жекторов.
3) Снегурочка как танк с (не)имоверной тяговой силой тащила за собой всю цепочку заворачивая семиклассников на манер с..рпантина.
4) Сильная половина класса похохатывала в кулак.
5)Хотя хороводная музыка все еще гремела, семиклассники остановились как вкопанные, потому(что) в дверях зала стояла классная.
6) В голосе подруги было столько зависти, что я заметно пр..ободрилась и пр..няла важный вид и зашагала по школьному двору легкой походкой ман..кенщицы.
7) Витька не любил бросать слова на ветер, флешка у него действительно была знатная в виде пистолета.
8) На входе в аудиторию я еще раз улыбнулась всеми зубами как модель на картинке.
9) Одно дело, когда чита..шь такое где(нибудь) в сети, а другое, когда тебе лично. Сразу мысли нач..нают скакать как беше(н,нн)ые.
Ключи
1) Девчонки галдели, как вольер с попугайчиками.
2) От Снегурочки нельзя было оторвать глаз, она стояла, лучезарно улыбалась и переливалась разноцветными огнями в свете ярких прожекторов.
3) Снегурочка как танк с неимоверной тяговой силой тащила за собой всю цепочку, заворачивая семиклассников на манер серпантина.
4) Сильная половина класса похохатывала в кулак.
5)Хотя хороводная музыка все еще гремела, семиклассники остановились как вкопанные, потому что в дверях зала стояла классная.
6) В голосе подруги было столько зависти, что я заметно приободрилась и приняла важный вид и зашагала по школьному двору легкой походкой манекенщицы.
7) Витька не любил бросать слова на ветер, флешка у него действительно была знатная в виде пистолета.
8) На входе в аудиторию я еще раз улыбнулась всеми зубами, как модель на картинке.
9) Одно дело, когда читаешь такое где-нибудь в сети, а другое, когда тебе лично. Сразу мысли начинают скакать как бешеные.
Задание 3
Способы выражения сравнения
1. Родительный падеж существительного, например, в виде пистолета.
2. Творительный падеж существительного: улыбнулась всеми зубами.
3. Сравнительный оборот с союзами как, точно, словно, будто, например, галдели, как вольер с попугайчиками.
4. Наречие и форма сравнительной степени прилагательного, например, Земля пушистее ковра под ним лежала.
5. Придаточные сравнения: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
6. Отрицательное сравнение: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» (А. Некрасов).
7. Развёрнутое сравнение. Оно указывает на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах:
Так летом глыба снеговая,
цветами радуги блистая,
висит, прохладу обещая,
над беззаботным табуном…
8. Сравнение может быть оформлено и как отдельное предложение, по смыслу связанное с предыдущим и начинающееся словом ТАК:
Тускнеют угли. В полумраке прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке крылом лазурным мотылёк.
Задание 4.
Не оторвать глаз -непрерывно смотреть на кого-нибудь, что-нибудь.
Как вкопанный- замерев, без движения, неподвижно.
Бросать слова на ветер- давать несбыточные или опрометчивые обещания.
Кирилл Александрович Ш.
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Воробьева Оксана Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна