Дидактический материал для дошкольников
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Всем хорошо известно, что каждый ребенок получает новые знания, умения и навыки через свою естественную деятельность - игру. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы. Грамотно отобранный дидактический материал не только расширяет возможности педагога, но и позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, развивать речь, сравнивать, обобщать и классифицировать.
Один и тот же дидактический материал можно использовать с разными целями, все зависит от возраста детей. Представляю вашему вниманию один из дидактических наборов, он состоит из карт-схем и тематических карточек.
Карточки размером 7х12 см можно использовать в том числе как демонстрационный материал при обучении грамоте, счету предметов, а также при изучении свойств материалов).
Набор карточек размером 6х7 см. по темам «ТРАНСПОРТ», «ПРОФЕССИИ», «ЖИВОТНЫЕ».
Мы знакомим дошкольников младшего и среднего возраста с окружающим миром, изучаем профессии, транспорт в дидактических играх «Что лишнее?», «Кому что нужно для работы?», «Кто где живет?», «Едет, плывет, летит», «Что из чего сделано» и так далее.
Для организации этих и других дидактических игр разработаны и используются карты-схемы как для выполнения детьми индивидуальных заданий, так и в игре с группой детей. На занятиях по развитию речи по этим схемам можно выбрать словесные игры для формирования и обогащения грамматического строя речи, развития речевой активности. Игры «Что лишнее», «Что из чего», «Один-много», «Большой-маленький» способствуют развитию логического мышления, позволяют обосновать ребенку свой выбор, а значит помогают развивать критическое мышление.
Для изготовления КАРТ-СХЕМ я использовала картон размером А-5, их можно выполнить и в программе Microsoft PowerPoint в цветном виде для детей 3-5 лет, в черно-белом цвете для детей старшего школьного возраста.
С помощью карт-схем выбирается игра.
Игра «Что лишнее» Дети или педагог по выбору подбирают карточки по предложенной игре (например «корова, кошка, собака, лиса»). Выкладывают их по примеру карты-схемы. Остальные должны назвать или закрыв лишний предмет фишкой, при этом обосновать свой выбор.
В игре «Большой-маленький» учимся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (, корова-коровушка, кошка-кошечка).
В игре «Один-много» (корова-коровы, кошка-кошки).Таким образом, одни и те же карточки используем в нескольких играх.
Схема «КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»
(по определенному алгоритму: место работы, одежда, техника нужные предметы)
При знакомстве с предметным и природным миром необходимо обучать детей классифицировать, сравнивать, обобщать. Уже с младшего возраста мы знакомимся с понятиями: рукотворный (нерукотворный) мир и свойства предметов.
В старшем возрасте продолжаем знакомство по этим темам, но уже этот дидактический материал используется и в исследовательской деятельности (свойства материалов), обучении грамоте (работа со схемами) и счёту.