Дидактический материал «Звук-буква» как средство формирования орфографической зоркости
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЗВУК-БУКВА»
как средство формирования орфографической зоркости
Черепанцева Людмила Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 11»
г. Северодвинска Архангельской области.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач, решаемых в обучении младших школьников, является формирование орфографической зоркости. Уже в букварный период важно вовлечь учащихся в мир языка, раскрыть секреты написания слова.
Рассмотрим разновидности авторского дидактического материала и возможности применения на уроках русского языка в начальной школе
Данные карточки разработаны для обучающихся 1 класса.
Цель
Создание условий для дальнейшего формирования орфографической зоркости.
Задачи
Ознакомить обучающихся с принципами звуко-буквенного разбора;
Обеспечить усвоение, повторение и закрепление изучаемого материала по теме;
Развивать познавательный интерес в образовательной области «Русский язык».
При составлении дидактических карточек учитывались психологические особенности первоклассников:
доминирование наглядно-образного мышления;
слабость произвольного внимания;
недостаточная дифференциация восприятия.
Данный материал можно использовать и в групповой, и в парной, и в индивидуальной работе на различных этапах урока. Возможно организовать взаимопроверку в парах. Карточки могут быть заламинированы.
Фонетические раскраски
С помощью разработанных мною фонетических раскрасок первоклассники наглядно учатся устанавливать сильную и слабую позицию звуков. Для работы необходимы цветные карандаши: красный – обозначение гласного звука в слабой позиции, чёрный – обозначение гласного звука в сильной позиции, в дальнейшем добавляется синий и зелёный карандаши для обозначения мягкого и твёрдого согласного звука, коричневый карандаш – для обозначения слабой позиции согласного звука.
Пропедевтическая работа начинается по мере изучения соотнесения звука и буквы на ленте букв. Учащиеся практическим путём (раскрашивая) овладевают элементарными знаниями о звуках речи.
Приведу примеры авторских фонетических раскрасок из серии «Рыбы».
Карточки подготовлены в программах Photoshop, PowerPoint, а также использовался шрифт primo.
Данный материал можно применить на этапе актуализации знаний для формирования умений (навыков) применения теоретических положений (закономерностей, понятий, законов, правил, алгоритмов) в условиях решения учебных задач.
Тематические карточки-раскраски для профилактики оптической дисграфии
Карточки подготовлены в программах Photoshop, PowerPoint. Иллюстративный материал взят из свободных источников сети Интернет.
Вариантов работы с данными карточками много. Примерные задания:
«раскрась звуки» слов, состоящих из 2 (3) слогов;
«раскрась звуки» слов, ударение в которых падает на первый (второй) слог;
напечатай слово из 2 (3) слогов, поставь ударение.
Также возможны задания вида «Исключи лишнее» или допиши слово.
В дальнейшем карточку можно использовать для составления словосочетаний, предложений, небольшого текста на этапах систематизации и обобщения знаний.
«Буквы потерялись»
Карточки также подготовлены в программах Photoshop, PowerPoint. Иллюстративный материал взят из свободных источников сети Интернет. Использовался шрифт primo.
Варианты заданий:
дорисуй буквы, составь слово, запиши в выделенный прямоугольник;
обведи слова, раздели на слоги, поставь ударение;
подчеркни гласные в слабой позиции;
устно составь предложение с данными словами.
Здесь представлена лишь малая часть дидактических материалов (по 3 на каждый вид), их, безусловно, гораздо больше. Положительный рост орфографической грамотности обучающихся подтвердил целесообразность дальнейшего применения данного дидактического материала.
Генератор прописей primo
https://www.nekin.info/prog/primo-manual.html
Ильина Оксана Геннадьевна
Язенина Ольга Анатольевна