12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна5526
Учу и учусь
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЗВУК-БУКВА»

как средство формирования орфографической зоркости


Черепанцева Людмила Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 11»

г. Северодвинска Архангельской области.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из главных задач, решаемых в обучении младших школьников, является формирование орфографической зоркости. Уже в букварный период важно вовлечь учащихся в мир языка, раскрыть секреты написания слова.

Рассмотрим разновидности авторского дидактического материала и возможности применения на уроках русского языка в начальной школе

Данные карточки разработаны для обучающихся 1 класса.

Цель

Создание условий для дальнейшего формирования орфографической зоркости.
Задачи

Ознакомить обучающихся с принципами звуко-буквенного разбора;

Обеспечить усвоение, повторение и закрепление изучаемого материала по теме;

Развивать познавательный интерес в образовательной области «Русский язык».


При составлении дидактических карточек учитывались психологические особенности первоклассников:

доминирование наглядно-образного мышления;

слабость произвольного внимания;

недостаточная дифференциация восприятия.


Данный материал можно использовать и в групповой, и в парной, и в индивидуальной работе на различных этапах урока. Возможно организовать взаимопроверку в парах. Карточки могут быть заламинированы.


Фонетические раскраски

С помощью разработанных мною фонетических раскрасок первоклассники наглядно учатся устанавливать сильную и слабую позицию звуков. Для работы необходимы цветные карандаши: красный – обозначение гласного звука в слабой позиции, чёрный – обозначение гласного звука в сильной позиции, в дальнейшем добавляется синий и зелёный карандаши для обозначения мягкого и твёрдого согласного звука, коричневый карандаш – для обозначения слабой позиции согласного звука.

Пропедевтическая работа начинается по мере изучения соотнесения звука и буквы на ленте букв. Учащиеся практическим путём (раскрашивая) овладевают элементарными знаниями о звуках речи.


t1637155588aa.jpg

Приведу примеры авторских фонетических раскрасок из серии «Рыбы».


t1637155588ab.jpg


t1637155588ac.jpg


t1637155588ad.jpg


Карточки подготовлены в программах Photoshop, PowerPoint, а также использовался шрифт primo.

Данный материал можно применить на этапе актуализации знаний для формирования умений (навыков) применения теоретических положений (закономерностей, понятий, законов, правил, алгоритмов) в условиях решения учебных задач.

Тематические карточки-раскраски для профилактики оптической дисграфии


t1637155588ae.jpg


t1637155588af.jpg


t1637155588ag.jpg


Карточки подготовлены в программах Photoshop, PowerPoint. Иллюстративный материал взят из свободных источников сети Интернет.

Вариантов работы с данными карточками много. Примерные задания:

«раскрась звуки» слов, состоящих из 2 (3) слогов;

«раскрась звуки» слов, ударение в которых падает на первый (второй) слог;

напечатай слово из 2 (3) слогов, поставь ударение.

Также возможны задания вида «Исключи лишнее» или допиши слово.

В дальнейшем карточку можно использовать для составления словосочетаний, предложений, небольшого текста на этапах систематизации и обобщения знаний.


«Буквы потерялись»


  image-20211117162629-1.jpeg


t1637155588ai.jpg


t1637155588aj.jpg


Карточки также подготовлены в программах Photoshop, PowerPoint. Иллюстративный материал взят из свободных источников сети Интернет. Использовался шрифт primo.

Варианты заданий:

дорисуй буквы, составь слово, запиши в выделенный прямоугольник;

обведи слова, раздели на слоги, поставь ударение;

подчеркни гласные в слабой позиции;

устно составь предложение с данными словами.

Здесь представлена лишь малая часть дидактических материалов (по 3 на каждый вид), их, безусловно, гораздо больше. Положительный рост орфографической грамотности обучающихся подтвердил целесообразность дальнейшего применения данного дидактического материала.


Генератор прописей primo

https://www.nekin.info/prog/primo-manual.html


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 17.11.21 в 17:58 4Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна,спасибо за полезный материал!
Язенина Ольга Анатольевна, 18.11.21 в 00:15 0Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, какой оригинальный материал! Спасибо! Очень здОрово!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.