Статья «Формирование орфографической зоркости у учащихся специальной (коррекционной) школы»
Формирование орфографической зоркости у учащихся специальной (коррекционной) школы
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы формирования орфографической зоркости учащихся специальной (коррекционной) школы при письме слов с проверяемой безударной гласной в корне слова. Обосновывается мысль о том, что использование заданий с опорой на разные анализаторные системы при обучении письму способствует формированию орфографической зоркости учащихся. В статье обобщается практический опыт по формированию орфографической зоркости с использованием специально подобранных упражнений.
Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфографическая грамотность, проверяемые безударные гласные, орфографические упражнения, анализаторные системы, учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Изучению русского языка в специальной (коррекционной) школе отводится большая роль. На уроках дети должны научиться грамотно писать, то есть овладеть орфографической грамотностью, получить орфографические навыки, которые впоследствии применят в устной и письменной речи. В образовании письменной речи участвуют речедвигательный, зрительный, двигательный, речеслуховой анализаторы. Успешность протекания процесса письма зависит от согласованности и взаимодействия работы всех анализаторов. У учащихся специальной (коррекционной) школы либо не сформирована анализаторная система, либо работа всех анализаторов не взаимосвязана. Овладение процессом письма требует достаточной сформированности ряда психофизических компонентов, в частности, акустического, речедвигательного, зрительного и моторного. Кроме того, большое значение в акте письма имеет умение сохранять внимание умственного отсталого ребенка на протяжении длительного времени. Диффузное поражение коры головного мозга у умственно отсталого ребенка приводит к недоразвитию всей системы анализаторов, участвующих в формировании навыка.
Работа по развитию орфографической зоркости должна строиться как на основе учета общих психофизических особенностей умственно отсталых детей, так и в связи с типологическими или индивидуальными их ошибками. Нарушение звукового анализа и синтеза свойственно большинству умственно отсталых детей. Поэтому работу по формированию фонематического слуха, звукового анализа следует проводить фронтально. Здесь большую роль следует уделять упражнениям на дифференциацию ударных и безударных гласных. Большую пользу при формировании орфографической зоркости приносит применение приема — орфографическое чтение. Для развития слухового восприятия орфограмм используются объяснительные и выборочные диктанты. Они проводятся на достаточно насыщенном орфограммами материале. Эти виды упражнений требуют от учащихся большой доли самостоятельности. При письме диктантов в работу вступают зрительный, речедвигательный и моторный анализаторы, так как от детей требуется воспроизвести зрительный образ слова, при этом проговаривая его. В дальнейшем для закрепления навыка слышать ударный звук проводится работа с карточками. Учитель называет слово, а учащийся должен поднять карточку с той цифрой (1, 2), которая соответствует слогу, на который падает ударение. Кроме работы, которая нацелена на формирование у учащихся специальной (коррекционной) школы звуко-буквенного анализа, на создание заинтересованности в этой работе, на снятие затруднений, формирование фонетически правильного письма опирается на деятельность и ряда других анализаторов, таких, как речедвигательный, зрительный, моторный. Подключение их осуществляется за счет использования специальных видов заданий.
Здесь можно назвать такой прием, как орфографическое проговаривание слов по слогам, активизирующее деятельность речедвигательного анализатора. Усиление поступающих сигналов от движения органов артикуляционного аппарата в кору головного мозга способствует накоплению в памяти артикуляционных образов слов. В дальнейшем этот прием сохраняется и при письме на слух.
Не менее значима опора на моторный анализатор. Большое значение для овладения грамотным письмом имеет процесс списывания, когда включается в работу моторный анализатор. Умение списывать у детей с нарушением интеллекта вырабатывается с большими затруднениями и требует специальных упражнений.
Орфографическая зоркость предполагает не только умение видеть «опасное место» в слове, но еще и способность находить допущенные ошибки. С целью развития этого умения используется прием взаимопроверки выполненной работы. Применение взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания детей с умственной отсталостью: они стремятся не допустить ошибки не только в своей работе, но и в работе товарища, что создает условия для развития орфографической зоркости.
Использование разнообразных упражнений по формированию орфографической зоркости, предполагает использование ресурсов слухового, зрительного, речедвигательного анализаторов и является положительным стимулом в овладении навыком грамотного письма.
Список литературы.
1. Аксенова А.К. Методика обучению русскому языку во вспомогательной школе. М.: Просвещение.1994.- 271с.
2. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002. - 143с.
3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.- 176с.
4. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л., 1980. - 74с.
http://www.metodichka.org/index/internet_olimpiada/0-16#top