Урок развития речи «Гласные звуки, буквы. Звук А, буква А»
Тема: «Гласные звуки, буквы. Звук А, буква А».
Цель: Познакомить детей с понятиями звук, буква.
Развитие способности различать звук А на слух, букву А
зрительно.
Условные обозначения буквы А звука А.
Задачи:
Образовательная: 1. Познакомить детей с буквой, которой
обозначается изучаемый звук.
2. Научить детей прочитывать букву А.
3. Научить детей писать печатным шрифтом букву А.
Коррекционно-развивающая:
1.Развитие у детей слуховой и речевой памяти,
фонематического восприятия, мимики и
просодических компонентов речи (ритма, ударения,
интонации).
2.Развитие способности определять место звука в
словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Программное содержание:
Понятие гласный звук и его условное обозначение.
2. Звук А. Буква А.
3. Подбор слов со звуком А.
4. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы А красным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы А вертикальными, горизонтальными и
линиями по диагонали (формирование графомоторных
навыков).
Прописывание буквы А.
Методическое оснащение занятия:
1. Разрезная азбука большого формата.
2. Индивидуальные разрезные азбуки.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4.Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания
5. Простые, цветные карандаши.
6. Стихи и загадки.
7. Условные обозначения звуков.
№ задания | Педагог: | Дети | |
1. 2. | Присоединение: И/упражнение: «Настроение». Педагог интересуется настроением каждого из детей. К/упражнение: «Закончи предложение»
(согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе). Наступила золотая ….. Дождь идёт, дожди … Лист падает, листья … Ветер дует, ветры … Птица улетает, птицы … Развитие функций восприятия и внимания. К /упражнение: «Послушай пословицу».
Ученье свет, а не ученье тьма. | Работа с подгруппой детей. осень идут падают дуют улетают Дети повторяют пословицу. | |
| Совместно с детьми выясняется значение пословицы. | ||
3. 4. 5.
6. 7. 8. | Задание на развитие мышления и способности производить умозаключения. - Как вы думаете, дети, для чего надо уметь читать? Предлагается послушать стихотворение В. Берестовой «Читалочка». Знакомство с понятием звук. Показ азбуки большого формата. (наборное полотно со всеми буквами). - Дети, звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. Упражнение “Поющие звуки”. - Давайте попробуем пропеть некоторые звуки (детям предлагается пропеть звуки). А – О – У, П – Д – К. - Что мы с вами заметили, некоторые звуки можно пропеть, а некоторые - нет. - Те звуки, которые поются – Называются гласными. Гласные звуки обозначаются красными кружочками, а остальные звуки называются – согласными, мы их будем обозначать синими и зелёными кружочками. - Посмотрите перед вами звуки или буквы? - Правильно. Потому что мы их видим, а звуки мы произносим. - Это Алфавит (чтение стихотворения «Буквы»). Физкультурная минутка. - Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. - Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук, А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо. - Каким кружочком из предоставленных вам, вы обозначите звук А? -Правильно – красным кружочком. К/упражнение: «Подбери отгадку к загадке». Детям предлагается отгадать загадки с помощью картинок. К/упражнение: «Придумай слово на звук А». |
Ответы детей. Дети рассматривают азбуку. Выполняют задание. Дети рассматривают условные обозначения звуков.
Буквы. Дети рассматривают печатную букву А Дети произносят звук протяжно, громко, тихо. Подбирают условное обозначение звуку А (красный кружок). Дети подбирают картинки на которых Изображён: Арбуз, лунА, мАк. придумывают. | |
| Педагог под каждой картинкой составляет слова и место буквы А показывается во время произнесения слова. Дети учатся определять место звука в слове, выделяя его громким и тихим голосом. | ||
9.
| Анализ буквы А. А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко – Ноги ставит широко. | Дети рассматривают печатную букву А на доске. Она состоит из трёх палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе. | |
| Детям можно предложить выложить букву А из счётных палочек, толстых ниток, высыпать из круп. | ||
10. |
К/упражнение: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков. | Дети рассматривают предложенную книжку. | |
| На первой страничке закрасить букву А красным цветом. На второй страничке заштриховать три буквы А. На третьей страничке обвести контур буквы А по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предмета на звук А.
|