Дидактический прием «Магнит» для подготовки к ЕГЭ по литературе
Н.А. Некрасов (ХIХв,) Внимая ужасам войны Внимая ужасам войны, | Б. Ш. Окуджава (ХХ в.) Ах, война, что ж ты сделала, подлая… (фрагменты) Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом - солдат... … Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлуки и дым, наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим. | К.М. Симонов (ХХ век) Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…(фрагменты) Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Как слезы они вытирали украдкою, - Господь вас спаси! И снова себя называли солдатками, … Как будто за каждою русской околицей, |
Тема войны Кто из русских поэтов обращался к теме войны и в чем их произведения созвучны стихотворению А.Т. Твардовского? Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же... | ||
Е.А. Евтушенко (ХХв.) Хотят ли русские войны?.. (фрагменты) Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну, а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли. Под шелест листьев и афиш ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. Пусть вам ответят ваши сны, хотят ли русские войны. Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю грустную свою. | ||
В.С.Высоцкий (ХХв.) Братские могилы (фрагмент) На братских могилах не ставят крестов, Здесь раньше вставала земля на дыбы, | ||
М.Ю. Лермонтов (ХIХв.) В рядах стояли безмолвной толпой, | ||
А.А. Ахматова ( ХХв.) Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах Не страшно под пулями мертвыми лечь, Свободным и чистым тебя пронесем, | ||
Б.Л. Пастернак (ХХв.) Страшная сказка (фрагмент) Все переменится вокруг. Не сможет позабыться страх, |
«МАГНИТНЫЕ» ПОЛЯ
Автор | Произведение | «Умные мысли» |
А.Т. Твардовский | «Я знаю, никакой моей вины…» | Построено на противопоставлении: снятие вины за смерть людей // боль и вина перед теми, кто не вернулся с войны. |
К.М. Симонов | «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» | Картины отступления советских войск Чувство вины за отступление и за то, что и мирные жители, и сёла, и поля, и кладбища остаются в заложниках у врага. Надежда людей на спасение, на возвращение советских солдат. |
Н.А. Некрасов | «Внимая ужасам войны…» | Философские раздумья лирического героя о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких. Осуждение войны как бессмысленного и беспощадного действа. Война – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность. |
Б.Ш. Окуджава | «Ах, война, что ты сделала подлая…» | Идея стихотворения – протест войне. Война – это нарушение хода естественной жизни: вчерашние мальчишки и девчонки стали солдатами, Раннее взросление Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение. |
М.Ю. Лермонтов | «В рядах стояли безмолвной толпой...» | Жестокость и беспощадность войны. Потеря близких, родных. Вечная память |
А. А. Ахматова | «Мужество» | Призыв к защите Родины от несчастья, которое ее настигло - от войны. Крик души лирического героя, Наставление гражданам - не опускать руки и быть мужественными. Час мужества. |
В.С. Высоцкий | «Братские могилы» | Идея патриотизма. Отражение страдания, необъятного горя, тоски. Горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился Сила духа и героизм погибших и похороненных в братских могилах. Невосполнимая, необъятная утрата, которая касается не каждого в отдельности, а всех вместе. Каждый погибший – герой. Безмерная скорбь оставшихся в живых. |
Б.Л.Пастернак | «Страшная сказка» | Воспоминания о первых месяцах войны. Страшные фронтовые сводки и прятаться от бомбёжки в подвале. Призыв к отмщению. |
Е.А.Евтушенко | «Хотят ли русские войны?..» | Дух пацифизма: призыв к миру, протест против войны Память о войне как источник миролюбия русских. |
Дидактический прием «Магнит» позволяет ученикам творчески подходить к подготовке к ЕГЭ. Составляя магнит, ученики подбирают цитатный материал, который поможет глубоко и верно ответить на вопрос заданий 9 и 16, повторяют теорию литературы.
Принцип составления магнита: чертится таблица с девятью клеточками, в центре пишется тема и само задание. Оно притягивает, как магнит, фрагменты стихотворений, которые позволяют раскрывать тему сочинения. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову стихотворения, не останавливаясь на них подробно. После того как названо больше десяти авторов и их произведений, названия записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Проанализировав произведения, соотнеся их с темой задания, выбрав те, в которых раскрывается тема и которые важны для сопоставления, убрав лишние с обоснованием причины удаления, ученики находят фрагменты этих произведений (В Интернете, в библиотеке, в учебнике-хрестоматии) и заполняют магнит. Получаются целые «магнитные» семантические поля. В некотором смысле такие «магнитные поля» могут служить планом сочинения.
Если тема сложная, то можно дать ученикам материал по теории литературы.
Магнит можно использовать
в качестве домашнего задания (составить),
во время проверки домашнего задания на уроке,
в качестве дополнительного дидактического материал для выполнения задания 9 или 16.
Ученики учат все фрагменты четверостиший по данной теме, особенно, если тема непростая.
– Выполнять задания 9 и 16 стало легче и интереснее. Данный материал поможет Вам в подготовке учеников к ЕГЭ по литературе.