Дидактический прием «Магнит» для подготовки к ЕГЭ по литературе

0
0
Материал опубликован 7 March 2021

Н.А. Некрасов (ХIХв,)

Внимая ужасам войны

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Б. Ш. Окуджава (ХХ в.)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая… (фрагменты)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

К.М. Симонов (ХХ век)

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…(фрагменты)

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:

- Господь вас спаси!

И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Тема войны

t1615126228aa.gif

Кто из русских поэтов обращался к теме войны и в чем их произведения созвучны стихотворению А.Т. Твардовского?

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Е.А. Евтушенко (ХХв.)

Хотят ли русские войны?.. (фрагменты)

Не только за свою страну

солдаты гибли в ту войну,

а чтобы люди всей земли

спокойно видеть сны могли.

Под шелест листьев и афиш ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.

Пусть вам ответят ваши сны,

хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

В.С.Высоцкий (ХХв.)

Братские могилы (фрагмент)

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.

М.Ю. Лермонтов (ХIХв.)

В рядах стояли безмолвной толпой,
Когда хоронили мы друга;
Лишь поп полковой бормотал — и порой
Ревела осенняя вьюга.
Кругом кивера над могилой святой
Недвижны в тумане сверкали,
Уланская шапка да меч боевой
На гробе дощатом лежали.
И билося сердце в груди не одно,
И в землю все очи смотрели,
Как будто бы всё, что уж ей отдано,
Они у ней вырвать хотели.
Напрасные слезы из глаз не текли:
Тоска наши души сжимала,
И горсть роковая прощальной земли,
Упавши на гроб, застучала.
Прощай, наш товарищ, недолго ты жил,
Певец с голубыми очами,
Лишь крест деревянный себе заслужил
Да вечную память меж нами!

А.А. Ахматова ( ХХв.)

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Б.Л. Пастернак (ХХв.)

Страшная сказка (фрагмент)

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

«МАГНИТНЫЕ» ПОЛЯ

Автор

Произведение

«Умные мысли»

А.Т. Твардовский

«Я знаю, никакой моей вины…»

Построено на противопоставлении:

снятие вины за смерть людей // боль и вина перед теми, кто не вернулся с войны.

К.М. Симонов

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Картины отступления советских войск

Чувство вины за отступление и за то, что и мирные жители, и сёла, и поля, и кладбища остаются в заложниках у врага.

Надежда людей на спасение, на возвращение советских солдат.

Н.А. Некрасов

«Внимая ужасам войны…»

Философские раздумья лирического героя о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Осуждение войны как бессмысленного и беспощадного действа.

Война – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Б.Ш. Окуджава

«Ах, война, что ты сделала подлая…»

Идея стихотворения – протест войне.

Война – это нарушение хода естественной жизни: вчерашние мальчишки и девчонки стали солдатами,

Раннее взросление

Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.

М.Ю. Лермонтов

«В рядах стояли безмолвной толпой...»

Жестокость и беспощадность войны.

Потеря близких, родных.

Вечная память

А. А. Ахматова

«Мужество»

Призыв к защите Родины от несчастья, которое ее настигло - от войны.

Крик души лирического героя,

Наставление гражданам - не опускать руки и быть мужественными.

Час мужества.

В.С. Высоцкий

«Братские могилы»

Идея патриотизма.

Отражение страдания, необъятного горя, тоски.

Горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился

Сила духа и героизм погибших и похороненных в братских могилах.

Невосполнимая, необъятная утрата, которая касается не каждого в отдельности, а всех вместе.

Каждый погибший – герой.

Безмерная скорбь оставшихся в живых.


Б.Л.Пастернак

«Страшная сказка»

Воспоминания о первых месяцах войны.

Страшные фронтовые сводки и прятаться от бомбёжки в подвале.

Призыв к отмщению.

Е.А.Евтушенко

«Хотят ли русские войны?..»

Дух пацифизма: призыв к миру, протест против войны

Память о войне как источник миролюбия русских.



Дидактический прием «Магнит» позволяет ученикам творчески подходить к подготовке к ЕГЭ. Составляя магнит, ученики подбирают цитатный материал, который поможет глубоко и верно ответить на вопрос заданий 9 и 16, повторяют теорию литературы.

Принцип составления магнита: чертится таблица с девятью клеточками, в центре пишется тема и само задание. Оно притягивает, как магнит, фрагменты стихотворений, которые позволяют раскрывать тему сочинения. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову стихотворения, не останавливаясь на них подробно. После того как названо больше десяти авторов и их произведений, названия записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Проанализировав произведения, соотнеся их с темой задания, выбрав те, в которых раскрывается тема и которые важны для сопоставления, убрав лишние с обоснованием причины удаления, ученики находят фрагменты этих произведений (В Интернете, в библиотеке, в учебнике-хрестоматии) и заполняют магнит. Получаются целые «магнитные» семантические поля. В некотором смысле такие «магнитные поля» могут служить планом сочинения.

Если тема сложная, то можно дать ученикам материал по теории литературы.

Магнит можно использовать

в качестве домашнего задания (составить),

во время проверки домашнего задания на уроке,

в качестве дополнительного дидактического материал для выполнения задания 9 или 16.

Ученики учат все фрагменты четверостиший по данной теме, особенно, если тема непростая.

Выполнять задания 9 и 16 стало легче и интереснее. Данный материал поможет Вам в подготовке учеников к ЕГЭ по литературе.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.