Дидактическое игровое пособие «ПОДБЕРИ ПАРУ» (на примере карточек для автоматизации звука Р)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший дидактический материал в работе с детьми, имеющими особенности в развитии
Дидактическое игровое пособие «ПОДБЕРИ ПАРУ»
(на примере карточек для автоматизации звука Р)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Сергачёва Анна Анатольевна. учитель-логопед, учитель-дефектолог. Работаю в школе с детьми, имеющими особые образовательные потребности (задержка психического развития и умственная отсталость)
Цель пособия: автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;
развитие фонематического восприятия;
развитие звукового анализа;
формирование навыка деления слов на слоги и умения определять количество слогов в слове;
развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
развитие умения составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
развитие мышления;
коррекция психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта
развитие коммуникативных навыков.
Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 6-10 лет с общим недоразвитием речи, имеющие недостатки произношения звука Р.
Описание комплекта
В комплект входят 20 карточек. Карточки распечатаны на картоне. Картинки крупные, яркие и понятны детям. Размер карточек: 30*5 см. Деревянный планшет и деревянные плашки со звуковыми схемами слов, цифрами для обозначения количества слогов и портретами для составления предложений.
Пособие используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях Карточки пособия можно использовать для домашних логопедических занятий, но соединять пары карандашом или маркером.
Пособие поможет разнообразить занятия по автоматизации звуков, заинтересовать детей и привлечь их к совместной работе.
Игра 1 «Слово назови, к слову схему подбери»
Задачи:
автоматизация звука Р в словах в разных позициях;
развитие звукового анализа
Инструкция для ребёнка
Назови слово, определи, где слышится звук Р, в начале, в середине или в конце. Соедини картинку с нужной звуковой схемой слова.
|
Игра 2 «Хлопушки»
Задачи:
автоматизация звука Р в словах в разных позициях;
развитие слогового анализа
Инструкция для ребёнка
Назови слово и одновременно прохлопай его по слогам. Сколько слогов в слове? Соедини картинку с нужной цифрой.
|
Игра 3 «Назови ласково»
Задачи:
автоматизация звука Р в словах в разных позициях;
развитие умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция для ребёнка
Чем отличаются предметы в верхнем ряду и в нижнем? (Размером. В верхнем ряду предметы большие, а в нижнем – маленькие.) Соедини в пару большой предмет и маленький. Назови маленькие предметы ласково.
|
Игра 4 «Подбери рифму»
Задачи:
автоматизация звука Р в словах в разных позициях;
развитие фонематического восприятия
Инструкция для ребёнка
Назови предметы сначала в верхнем ряду, а потом в нижнем. Некоторые слова похожи по звучанию. Соедини такие слова в пары. С такими словами можно сочинить стихи.
|
Можно предложить детям сочинить двустишия с парами слов или поиграть в игру «Доскажи словечко»
Примеры двустиший:
Рома утром ест зефир Вечером он пьёт кефир. На Ромашиной рубашке Ира вышила ромашки. Выпустив из рук ворону, Царь надел свою корону. | В чаще леса мухомор, В огороде – помидор. На празднике бараны Громко били в барабаны. Шустрый маленький комар Сел на круглый красный шар. |
Игра 5 «Подбери предмет к действию»
Задачи:
автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях;
развитие мышления
Инструкция для ребёнка
Назови действия в верхнем ряду, затем предметы в нижнем ряду. Подбери к каждому действию подходящий предмет, соедини их резинками.
Подбери для каждого героя имя со звуком Р.
Составь предложения.
Глагольный словарь: чинить (ремонтировать), выбрасывать, фотографировать, стирать, резать, пить. Предметный словарь: парусник, крыша, мусор, сыр, кефир, рубашка. Словарь имён: Кира, Ира, Рая, Юра, Рома, Артём, Варвара, Артур, Марк, Тимур, Георгий. | Глагольный словарь: мести (подметать, убирать), ехать (управлять), есть, сажать, шить, мыть. Предметный словарь: грузовик, двор, роза, мороженое, фрукты, сарафан. Словарь имён: Кира, Ира, Рая, Юра, Рома, Артём, Варвара, Артур, Марк, Тимур, Георгий. |
Словосочетания: чинить крышу, выбрасывать мусор, фотографировать парусник, стирать рубашку, резать сыр, пить кефир. | Словосочетания: убирать двор, управлять грузовиком, есть мороженое, сажать розу, шить сарафан, мыть фрукты. |
Примеры предложений: Рома ремонтирует крышу сарая. Артём чинит крышу, Рома выбрасывает мусор в контейнер. Ира фотографирует красивый парусник. Рая стирает рубашку. Вечером Кира пьёт кефир) |
Игра 6 «Подбери пару по смыслу»
Задачи:
автоматизация звука Р в предложениях;
развитие мышления
Инструкция для ребёнка
Назови предметы сначала в верхнем, затем в нижнем ряду. Подбери к предмету из верхнего ряда подходящий предмет из нижнего. Составь с этими словами предложение.
Словарь: огород, мухомор, ромашки, рыба, баран, сыр; рыжик, помидор, корова, кефир, роза, рыбак. | Словарь: прорубь, справка, краски, кровь, топор, фрукты; натюрморт, рыбак, доктор (врач), фермер, пробирки, дровосек |
Примеры предложений: В огороде краснеют помидоры. Мухомор и рыжик – это грибы. Рома собирает рыжики, но не трогает мухоморы. На клумбе цветут красные розы и белые ромашки. Розы и ромашки – это цветы. Рыбак поймал крупную рыбу. И т. д. |
Ожидаемые результаты
В результате использования игрового пособия «Подбери пару» дети быстрее научатся правильно произносить звук Р в собственной речи, овладеют навыками звукового и слогового анализа, научатся образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять словосочетания и предложения с заданными словами.
Итак, использование игрового пособия «Подбери пару» повышает у детей с ОВЗ интерес и желание правильно и быстро выполнить задание, позволяет педагогу организовать различные формы работы, сделать обучение детей активным, творческим и целенаправленным.