Материал на проверке

Дидактическое игровое пособие «ПОДБЕРИ ПАРУ» (на примере карточек для автоматизации звука Р)

5
0
Материал опубликован Вчера в 16:37

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший дидактический материал в работе с детьми, имеющими особенности в развитии


Дидактическое игровое пособие «ПОДБЕРИ ПАРУ»

(на примере карточек для автоматизации звука Р)


t1736256864aa.png


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Автор: Сергачёва Анна Анатольевна. учитель-логопед, учитель-дефектолог. Работаю в школе с детьми, имеющими особые образовательные потребности (задержка психического развития и умственная отсталость)

Цель пособия: автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

развитие фонематического восприятия;

развитие звукового анализа;

формирование навыка деления слов на слоги и умения определять количество слогов в слове;

развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

развитие умения составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

развитие мышления;

коррекция психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта

развитие коммуникативных навыков.

Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 6-10 лет с общим недоразвитием речи, имеющие недостатки произношения звука Р.

Описание комплекта

В комплект входят 20 карточек. Карточки распечатаны на картоне. Картинки крупные, яркие и понятны детям. Размер карточек: 30*5 см. Деревянный планшет и деревянные плашки со звуковыми схемами слов, цифрами для обозначения количества слогов и портретами для составления предложений.

Пособие используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях Карточки пособия можно использовать для домашних логопедических занятий, но соединять пары карандашом или маркером.

Пособие поможет разнообразить занятия по автоматизации звуков, заинтересовать детей и привлечь их к совместной работе.


t1736256864aa.png

t1736256864ab.png

Игра 1 «Слово назови, к слову схему подбери»

Задачи:

автоматизация звука Р в словах в разных позициях;

развитие звукового анализа

Инструкция для ребёнка

Назови слово, определи, где слышится звук Р, в начале, в середине или в конце. Соедини картинку с нужной звуковой схемой слова.

t1736256864ac.png

t1736256864ad.png


Игра 2 «Хлопушки»

Задачи:

автоматизация звука Р в словах в разных позициях;

развитие слогового анализа

Инструкция для ребёнка

Назови слово и одновременно прохлопай его по слогам. Сколько слогов в слове? Соедини картинку с нужной цифрой.


t1736256864ae.png


Игра 3 «Назови ласково»

Задачи:

автоматизация звука Р в словах в разных позициях;

развитие умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция для ребёнка

Чем отличаются предметы в верхнем ряду и в нижнем? (Размером. В верхнем ряду предметы большие, а в нижнем – маленькие.) Соедини в пару большой предмет и маленький. Назови маленькие предметы ласково.

t1736256864af.png



Игра 4 «Подбери рифму»

Задачи:

автоматизация звука Р в словах в разных позициях;

развитие фонематического восприятия

Инструкция для ребёнка

Назови предметы сначала в верхнем ряду, а потом в нижнем. Некоторые слова похожи по звучанию. Соедини такие слова в пары. С такими словами можно сочинить стихи.


t1736256864ag.png


Можно предложить детям сочинить двустишия с парами слов или поиграть в игру «Доскажи словечко»


Примеры двустиший:

Рома утром ест зефир

Вечером он пьёт кефир.


На Ромашиной рубашке

Ира вышила ромашки.


Выпустив из рук ворону,

Царь надел свою корону.

В чаще леса мухомор,

В огороде – помидор.


На празднике бараны

Громко били в барабаны.


Шустрый маленький комар

Сел на круглый красный шар.


Игра 5 «Подбери предмет к действию»

Задачи:

автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях;

развитие мышления

Инструкция для ребёнка

Назови действия в верхнем ряду, затем предметы в нижнем ряду. Подбери к каждому действию подходящий предмет, соедини их резинками.

Подбери для каждого героя имя со звуком Р.

Составь предложения.


t1736256864ah.png

t1736256864ai.png

Глагольный словарь: чинить (ремонтировать), выбрасывать, фотографировать, стирать, резать, пить.

Предметный словарь: парусник, крыша, мусор, сыр, кефир, рубашка.

Словарь имён: Кира, Ира, Рая, Юра, Рома, Артём, Варвара, Артур, Марк, Тимур, Георгий.

Глагольный словарь: мести (подметать, убирать), ехать (управлять), есть, сажать, шить, мыть.

Предметный словарь: грузовик, двор, роза, мороженое, фрукты, сарафан.

Словарь имён: Кира, Ира, Рая, Юра, Рома, Артём, Варвара, Артур, Марк, Тимур, Георгий.

Словосочетания: чинить крышу, выбрасывать мусор, фотографировать парусник, стирать рубашку, резать сыр, пить кефир.

Словосочетания: убирать двор, управлять грузовиком, есть мороженое, сажать розу, шить сарафан, мыть фрукты.

Примеры предложений: Рома ремонтирует крышу сарая. Артём чинит крышу, Рома выбрасывает мусор в контейнер. Ира фотографирует красивый парусник. Рая стирает рубашку. Вечером Кира пьёт кефир)



Игра 6 «Подбери пару по смыслу»

Задачи:

автоматизация звука Р в предложениях;

развитие мышления

Инструкция для ребёнка

Назови предметы сначала в верхнем, затем в нижнем ряду. Подбери к предмету из верхнего ряда подходящий предмет из нижнего. Составь с этими словами предложение.


t1736256864aj.png

t1736256864ak.png

Словарь: огород, мухомор, ромашки, рыба, баран, сыр;

рыжик, помидор, корова, кефир, роза, рыбак.

Словарь: прорубь, справка, краски, кровь, топор, фрукты;

натюрморт, рыбак, доктор (врач), фермер, пробирки, дровосек

Примеры предложений:

В огороде краснеют помидоры.

Мухомор и рыжик – это грибы. Рома собирает рыжики, но не трогает мухоморы.

На клумбе цветут красные розы и белые ромашки. Розы и ромашки – это цветы.

Рыбак поймал крупную рыбу. И т. д.



Ожидаемые результаты

В результате использования игрового пособия «Подбери пару» дети быстрее научатся правильно произносить звук Р в собственной речи, овладеют навыками звукового и слогового анализа, научатся образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять словосочетания и предложения с заданными словами.


Итак, использование игрового пособия «Подбери пару» повышает у детей с ОВЗ интерес и желание правильно и быстро выполнить задание, позволяет педагогу организовать различные формы работы, сделать обучение детей активным, творческим и целенаправленным.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.