Дидактическое пособие по ФЭМП в разных возрастных группах
ФЭМП
Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры: цвет, размер, форма, толщина; развитие счета
Материал: карточки с аппликацией из геометрических фигур; плоскостные фигуры разного цвета, формы, величины; а также блоки Дьенеша
Вопросы:
Младшая группа:
Игра «Выкладываем дорожки» (цвет, форма)
Группируют предметы по одному, двум свойствам
Средняя группа:
«Найди геометрическую фигуру»,
«Какие использованы цвета?»,
«Сосчитай, сколько здесь кругов, квадратов?»,
«Каких фигур больше (меньше, столько-же)»
дид.упр. «Посмотри и запомни!» (развитие памяти)
Группируют предметы по одному, двум, трем свойствам
Старшая группа: «Какие геометрические фигуры использованы в аппликации?»,
«Каких фигур использовано больше?»,
«Раздели фигуры на группы»,
«Найди блоки, которые такие как этот (дан образец) по цвету (по форме, по размеру, по толщине)» или «которые не такие по цвету (по форме, по размеру, по толщине)
Подготовительная группа: «Какие фигуры не имеют углы?»,
«Где находится овал?»,
«Составь из фигур машину, паровоз, дом, башню»,
«Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока»,
«Какая фигура (блок) находится между, справа, слева…»,
«Подбери недостающую фигуру»
ПР: развитие умения группировать предметы по цвету, размеру, форме; умение выделять один предмет из группы.
развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине)
несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине)
по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Например, используя блоки Дьенеша, задание: 1. «Построй дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы»
2. «чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков»
3. «чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков»
Сенсорное развитие: развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать предметы.
РР: накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, пространственные отношения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи
ХЭР: знание цвета, расположение фигур
Вывод: В результате проведения логических игр математического содержания, у ребенка формируются знания геометрических фигур, умение считать, анализировать, рассуждать, навыки худ-эстетического развития. Занятия проходят в виде игры. Ребенок осваивает сложные понятия: логические операции, алгоритм.