12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рева Марина Николаевна220
Россия, Краснодарский край, ст. Старощербиновская

t1644768941aa.gif

Наглядно – дидактическое пособие

«Чудо - кубик»









t1644768941ab.jpg

(для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста)



Автор: М. Н. Рева,

воспитатель МБДОУ детского сада № 8

комбинированного вида



ст. Старощербиновская





«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев…»

В. А. Сухомлинский



Введение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Доказано, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. При повышении умелости и ловкости кистей рук напрямую активизируются речевые функции. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Вот почему в своей работе по развитию речи детей я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук и пальцев.

Я считаю, что в современном мире незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по-прежнему остаются пособия, созданные своими руками. Пособие «Чудо - кубик», созданное своими руками из качественных и безопасных материалов, тренирует тактильное и зрительное восприятие, развивает моторику рук, речь, позволяет расширить свои представления об окружающем мире. Пособие может быть использовано в работе в следующих образовательных областях: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.



АННОТАЦИЯ


Наглядно – дидактическое пособие: «Чудо - кубик», предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Пособие дает представление о разнообразии форм, цвета и фактуры.

Куб состоит из шести разноцветных граней. Яркие грани разного цвета соединяются друг с другом, образуя куб. Завязывание ленточек, застегивание молнии и пуговиц, а также плетением косичек, шнуровка, застегивание кнопок, катание бусинок, изучение геометрических фигур, закрепление счета – все эти игровые задания очень нравятся детям, вызывают у них большой интерес. Пособие может использоваться, как для групповой работы, так и для индивидуальной.


Актуальность


Актуальность применения в работе с детьми данного пособия заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранение психического и физического развития ребенка.

Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Пособие «Чудо - кубик» развивает мелкую моторику рук, логическое мышление и координацию движений, то есть позволяет решать поставленные задачи.


Цель: развитие мелкой моторики рук и пальцев детей.


Задачи:

развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности;

формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положение в пространстве;

учить детей играть вместе, взаимодействовать коллективно.

Методика использования: в развитии ребенка важна последовательность. Поэтому, чтобы эффективно использовать данное пособие в работе с детьми, рекомендую:


первые игры должны быть легкими для восприятия.


на каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.


не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры.


обучение должно проходить в игровой форме.



На верхней грани куба закреплены колокольчики с разным звучанием (для развития фонематического слуха, внимания, воображения, речи, памяти). Колокольчики звучат по-разному.


Варианты игр:

«Тихо-громко»

«Угадай, где звучит»

«Позвони на ударный слог»


На следующей грани прикреплены мягкий пазл и геометрические фигуры (для развития мелкой моторики, памяти, внимания, речи, логического воображения, творческой активности).


Варианты игр:

«Собери пазл»,

«Найди геометрические фигуры».


На третьей грани решётки привязаны короткие и длинные шнурки, а так же две коробочки от киндер сюрпризов: одна коробочка пустая, другая наполнена песком (для развития мелкой моторики, памяти, внимания, речи, определению величин длинный – короткий, тяжелый – легкий путем сравнения)




Варианты игр:

«Длинный-короткий»

«Тяжёлый-лёгкий»

«Заплети косичку девочке»


На следующей грани имеются пуговицы, бусины, разного цвета (для развития: мелкой моторики, речи, памяти, внимания, воображения; мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения; формирование волевых умений (не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата); пространственного ориентирования; развития зрительного и цветового восприятия; понимания понятий «вверх», «вниз»)


Варианты игр:

«Вверх-вниз»

«Змейка»

«Сосчитай»

«Помоги зайке застегнуть пуговицы»

«Расстегни все голубые пуговицы»


На пятой грани решётки прикреплены шнурки с разными по величине, цвету и фактуре шариками (для повышения уровня развития ребёнка; усиления желания ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять знания о цветовой гамме; развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»)


Варианты игр:

«Разноцветные бусы»

«Ну-ка сосчитай»

«Подбери по цвету»,

«Подбери по величине»,

«Подбери по форме».



На последней грани «Чудо - кубика» детали выполнены из различных материалов (дерево, пластмасса, резина), что позволяет развивать тактильные ощущения детей.

Варианты игр:

«Ну-ка отгадай»

«Какой наощупь»

«Что бывает таким»



Куб мягкий, приятный наощупь. Куб мобилен, его удобно крутить, поворачивать нужной стороной. Кубом одновременно могут играть несколько детей. При желании все пособия быстро и легко снимаются и заменяются на другие.


Технология изготовления:


Как сделать «Чудо - кубик» своими руками: понадобится полушерстяная пряжа, спицы или крючок. Нужно связать 6 полотен квадратной формы разного цвета размером 18*18. На каждое полотно связать разные фигурки

из пряжи разного цвета (цветочки, геометрические фигуры, домик и т.д.), затем, это все крепится на подготовленные полотна липучками, молнией, пуговицами, шнуровками или кнопками. Украшается бисером, блестками, и различными аксессуарами. Так же фигурки можно изготовить из ткани: драпа, ситца, бязи, или кожи.

Когда все подготовлено, все фрагменты скрепляются между собой: иголкой и ниткой, или можно обвязать крючком по всему периметру, оставив одну сторону не зашитой (не обвязанной), внутрь кубика положить кусок поролона соответствующего размера, прошить отверстие, придать кубику эстетический, красивый вид.

«Чудо - кубик» прост в изготовлении, адаптирован к программе дошкольного образования, многофункционален, занимает мало места, может быть использован как индивидуально, так и в коллективе, но главное, он все время приобретает новые функции, позволяя детям, решать все новые и новые задачи по совершенствованию сенсомоторного развития.



Новизна использования пособия состоит в систематизации и обобщении материала по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста, с использованием нетрадиционных методик. Составлен примерный перечень игр по развитию речи, развитию мелкой моторики и сенсорному развитию, которые можно применять в работе с детьми, используя пособие «Чудо - кубик». Дидактические игры позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.



Результативный компонент использования пособия.

Используя в своей работе пособие «Чудо - кубик», я отметила следующие изменения у детей:

наблюдается положительная динамика уровня развития мелкой моторики , связной речи.

улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качеств предметов.

стимулирует детей к активизации речи, четкому произношению звуков.

Игры с пособием «Чудо - кубик» помогли научиться детям создавать образ действием и словами, что дает возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это поможет быть ребенку общительным, преодолеет застенчивость, разовьётся уверенность в своих силах и будет способствовать успешному обучению в школе.

Пособие «Чудо - кубик» способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо. Из этого можно сделать вывод, что пособие можно и нужно использовать как для коррекционной работы, так и в работе с детьми всей группы.








t1644768941ac.gif












t1644768941ad.gif

Совместные игры с дидактическим пособием «Волшебный куб»












t1644768941ae.jpg







t1644768941af.gif

Самостоятельные игры

с дидактическим пособием

«Волшебный куб»









t1644768941ag.jpg





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.