Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 86»
Опыт работы
«Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста»
Воспитатель первой квалификационной категории
Яфизова Светлана Николаевна
Миасский городской округ
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы формирования речи у детей раннего возраста с использованием дидактических игр
1.1 Дидактическая игра как метод развития ребенка в истории педагогической мысли ……………………………………………………….…5
1.2 Понятие дидактической игры и педагогическая сущность ……………………………………………………………………………………...9
1.3 Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста………………………………………………………………..11
Глава 2. Практическая часть по формирования речи у детей раннего возраста с использованием дидактических игр
2.1. Возрастные особенности детей 1—2 лет………………………………..14
2.2. Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста в ДОУ…………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………...……31
Библиографический список………………………………………….……….32
Введение
« Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре.
И вся история отдельного человека
как деятеля и работника может
быть представлена в развитии игры
и постепенном переходе ее в работу…»
А.С.МАКАРЕНКО
Образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду; родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Сорока, сорока», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (двигать пальчиком, загибать пальчиком).
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Я выбрала эту тему для исследования, так как я работаю с детьми раннего возраста, и я хотела бы знать, какое влияние оказывают дидактические игры на формирование речи детей раннего возраста.
Исходя из всего сказанного, мною были сформулированы следующие цель и задачи.
Цель: На основе теоретических исследований выявить влияние дидактических игр на формирование речи у детей раннего возраста как средства общения с окружающими.
Задачи:
Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирование словаря у детей раннего возраста через дидактические игры.
Способствовать развитию активной речи, эмоциональной речи, способствующее общению со сверстниками, родителями через дидактические игры;
Сделать выводы и составить рекомендации родителям.
Глава 1. Теоретические основы формирования речи у детей раннего возраста с использованием дидактических игр
1.1 Дидактическая игра как метод развития ребенка в истории педагогической мысли
Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. В советской дошкольной педагогике и в практике работы детских садов все более и более утверждалась мысль о том, что развитие ребенка, характер его деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.) определяются условиями жизни и воспитания и что поступательное развитие личности не есть результат спонтанно проявляющихся, заложенных природой индивидуальных черт и качеств.
В созданном под руководством Н.К. Крупской в 1938 году программно-методическом документе "Руководство для воспитателя детского сада" подчеркивалась роль игры как специфической детской деятельности, как средства и метода всесторонней воспитательно-образовательной работы.
Лучшие воспитатели находили верные методы воздействия на развитие содержания игры с учетом ее специфики и возрастных особенностей детей.
Существенное влияние на дальнейшее изучение проблемы детской игры оказала педагогическая система А.С. Макаренко. Центральные ее положения относительно целей и методов коммунистического воспитания подрастающего поколения, роли коллектива в формировании личности ребенка и места игры в решении этих задач были взяты на вооружение передовой практикой.
В послевоенное время бурно стали развиваться начатые еще в 20-е годы Л.С. Выготским, а затем продолженные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным теоретические и экспериментальные психологические исследования, в том числе и по проблемам игры. В работах педагогов и психологов появились новые фактические данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов, формирования игры и детских взаимоотношений в ней.
Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50-х годах работы А.П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности - игры, труда, учения, подчеркивает А. П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка.
В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на игру, установления связи между ее содержанием и содержанием обучения в детском саду, связи с соответствующей возрасту трудовой деятельностью ребенка.
Дальнейшая разработка проблемы (50-70-е, годы) была направлена на более глубокое и всестороннее познание особенностей игры и детских взаимоотношений в ней, определение игры как формы организации жизни детей, благодаря чему могли бы расшириться и возможности педагогического управления этой деятельностью.
Среди вопросов, связанных с проблемой обучения в детском саду, подготовки детей к школе, исследуются вопросы использования игровых приемов на занятиях, сочетания различных средств воспитания в целях развития игры и усиления ее влияния на личность ребенка (Р. И. Жуковская).
В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчетливо осознают высокие моральные принципы. Важно, чтобы педагог выступал при этом не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора. Именно эту роль А. С. Макаренко считал важнейшей и специфической в воспитательном процессе.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет уделяется внимание анализу структуры сюжетов детских игр, показывается, какое значение для понимания игры, ее развития, а также для становления положительных взаимоотношений детей имеет возможность педагогического "управления" такими основными элементами, как сюжет и роль.
В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
История развития педагогических систем дошкольного воспитания в значительной мере связана с образовательными задачами. В связи с этим получила определенную направленность и педагогика игры.
В каждой такой системе образовательные задачи ставились на первый план, в силу чего развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, и т. д.
Нетрудно проследить, что игра, разрешая по преимуществу образовательные задачи, является в то же время то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с маленькими детьми.
Обратимся к наиболее распространенным системам общественного воспитания детей дошкольного возраста. В педагогике Фребеля, который первым квалифицировал игру как педагогическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. С ее помощью детям даются представления о форме, величине, цвете, овладении движением (подвижные игры). Игра служит методом при пользовании дидактическим материалом - дарами.
Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить ролевые игры детей на службу дидактики.
Ярко выраженное дидактическое направление игр в дошкольном воспитании определяется, конечно, общей концепцией "воспитания через образование", характерной для педагогики XIX в.
Н.К. Крупская подвергла критике буржуазные системы детских садов - французских, итальянских, швейцарских, которые руководствовались узко дидактическими задачами. Это касалось содержания их работы в целом и непосредственно игр - по преимуществу фребелевских дидактических игр и занятий. Они составляли основу педагогической работы, и вполне понятно, что вся она носила чисто дидактический характер.
Рамки старых систем оказались узки для задач воспитания нового человека, которая решала советская педагогика.
Н.К. Крупская предъявила к педагогике игры высокие требования. "Игра есть потребность растущего детского организма, - писала она.
- В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Но есть игра и игра. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры "Фанты", "Краски", "Что летает?" и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
В современной дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие педагоги и психологи. Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.
1.2 Понятие дидактической игры и педагогическая сущность
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками и т. д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями.
В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми.
Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В играх со словом они, по меткому определению А.М. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1.Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2.В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".
3.Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
1.3 Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста
Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанное действие, сказанные слова.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он много узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как, форма, цвет, величина, вес, качество материалов и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.
Дидактические игры являются одним из средств, способствующим уточнению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащению словаря.
Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Кукла Катя заболела» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая игрушка» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: «Чей хвостик», «Пары», «Лото», «Чья мама?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы. В играх: «Много-мало», «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
И так, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Глава 2. Практическая часть по формирования речи у детей раннего возраста с использованием дидактических игр
2.1. Возрастные особенности детей 1—2 лет
Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей в группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
2.2. Сущность опыта «Дидактическая игра – средство развития речи детей раннего возраста»
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Показывая, рассказывая детям, я раскрываю перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в игре ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим пользоваться речью.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
При проведении занятий важно помнить, что дидактически игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд методической литературы: пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие
« Развитие речи в детском саду» В.В Гербова, пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей», просмотрела программы по развитию речи детей дошкольного возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Т.Н.Дороновой, программа « Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.
Узнала больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения).
Структура дидактической игры:
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Виды дидактических игр:
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы.
Принципы дидактической игры:
При проведении дидактических игр педагог основывается на общих
дидактических принципах, одним из них является принцип системности.
Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Система игр предусмотрена «Программой воспитания в детском саду» применительно к каждой группе и от группы к группе.
Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности, это требование относится и к обучению на занятиях и к играм, детям дошкольного возраста все ново, и только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки и качества. Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила.
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, пособиями, предметами, картинками.
Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры: в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов. При объяснении игры, правил и действий педагог наглядно, на примере показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их
словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп, он определяется темпом умственной активности, речи, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями и увлеченностью детей.
Руководя дидактической игрой, педагог имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей. Контакт педагога с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а педагог в центре круга. Иногда дети делятся на группы, а иногда « едут путешествовать» и покидают пределы группы. Конечно, не исключается форма организации детей за столами.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат.
Для педагога результат игры является показателем уровня достижений или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без правил, дидактическая игра невозможна, она утрачивает свои особенности, не достигает обучения и воспитания.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в 3 основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов.
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
определение наиболее удобного времени проведения игры.
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим, такое место отводят в групповой комнате или на участке.
определение количества играющих (вся группа, подгруппы,
индивидуально).
подготовка необходимого дидактического материала для игры (игрушки, предметы, картинки).
подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства.
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни.
Для планирования работы по развитию речи через дидактические игры на начальном этапе я выявила уровень развития речи детей на начало года, а также параллельно мною было проведено анкетирование родителей (Приложение 1).
Мною был проведен мониторинг, который позволил определить уровень развития речи детей, участвовало 20 детей в возрасте 1,5-2 года, из них 9 мальчиков и 11 девочек. Образовательная область «Речевое развитие » содержит следующие вопросы (использование речи детей для общения с взрослыми и сверстниками, ребёнок выражает ощущения в словесной форме, строит предложения из 2-4 слов и т.д.)
Результаты представлены в виде диаграммы (Приложение 2)
Итак, анализ графических данных показал, что уровень развития речи у 24% детей на высоком уровне. На среднем уровне находится 38 % от всего количества. У многих детей на начало учебного года был низкий уровень у 38 % детей. А родителям в основном некогда заниматься развитием речи своих детей, а если и удается, то время от времени. Поэтому привлечение семьи к развитию речевой деятельности их детей требует от педагога особого такта, внимания не только к каждому ребенку, но и к родителям. Таким образом, принимая во внимание анализ диагностик по развитию речи детей, анкетирование родителей, сделанных во время начального эксперимента с группой из 20 детей, были выявлены дети с разным уровнем развития речи. Соответственно из этих детей сформировалась экспериментальная группа для проведения дополнительной работы по повышению развития речи детей. Прежде чем начать работу по данной теме я составила план по самообразованию на 3 года по данной теме, где поставила себе цель: более подробно изучить проблему развития речи через игровую деятельность, в том числе и через дидактические игры, через изучение научно - методической литературы, подготовку практического материала.
Составила перспективный план на год дидактических игр для детей раннего возраста (Приложение 3).
Для успешного решения задач по развитию речи детей я использую следующие формы и методы работы:
методическая деятельность,
работа с родителями,
ознакомление с художественной литературой,
дидактические игры,
НОД,
наблюдения,
беседы,
Таким образом, проводимая мною работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы работы. Для каждого этапа я подобрала и систематизировала дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр я осуществляла соответственно возрасту детей в зависимости от их дидактической нагрузки, т.е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в различных видах деятельности. Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.
Я заметила, что наибольшая активность возникает у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому я предлагаю детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и т.д.). Кроме этого, повторяю занятие (новое - через2-3 дня, повторное занятие - через 6 дней). Чтобы не пропал интерес к занятиям, заменяю демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяю место проведения занятия (на прогулке).
Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.
Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
В нашей группе мною оформлен уголок « Дидактическая игра», где я создала картотеку дидактических игр по развитию речи детей, совместно с родителями изготовили дидактические пособия: «Тематические альбомы», «Настольный театр из кружечек «Репка», «Пальчиковый театр», «Дидактическая игрушка «Кот говорун» и др.. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх.
Подобрала разные виды игр: игры - путешествия (« Кто живет в лесу?»), игры - поручения (« Найди предметы красного цвета»), игры – загадки (« Овощи в загадках»), игры - беседы ( «Расскажи про весну», «Подбери слово» ), использовала разные дидактические пособия.
Свою работу строю на следующих дидактических принципах:
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
Мотивированности- знания приобретают для ребенка личностный смысл.
Интегрированности- взаимосвязь всех разделов программы.
Индивидуализации- способствует развитию личностных качеств.
Психологической комфортности- создание спокойной , доброжелательной атмосферы.
Для реализации дидактических принципов на практике выделила основные задачи:
Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
3.Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
В своей работе я использую развивающие методы:
Словесный - беседы, диалоги, объяснения.
Игровой - игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир.
Наглядный – показ способа действий.
Более 3 лет я углубленно работаю по данной проблеме. Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи.
Проведение образовательной деятельности с использованием дидактических игр:
Способствует расширению и обогащению представлений детей об окружающем.
Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.
Развивает способность устанавливать простые причинно- следственные связи между предметами.
Совершенствует звуковую культуру речи детей.
Обучает простым формам монологической и диалогической речи.
Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи и речевому слуху.
Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.
Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.
Для моей работы в области развития речи хорошим помощником стал журнал « Дошкольное воспитание», на его страницах педагоги делятся своим опытом и своими наработками по развитию речи детей через дидактические игры.
К двум годам у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. В ходе занятий по развитию речи, кроме образца, я стараюсь, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.
К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игры.
Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми: игры с дидактическими игрушками, дидактическими пособия настольно-печатными играми, играми-путешествиями, играми-загадками, «лото», « конструктор», различными мозаиками, рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по теме:
« Овощи на грядках»- закрепляются названия овощей, «Домашние животные»- дети знакомятся и запоминают домашних животных, « Ягоды и фрукты», рассматриваем книжки- малышки, детям они очень нравятся, и они, конечно, сами того не замечая, овладевают различными знаниями, обогащается и развивается их словарный запас. В вечернее время дети с удовольствием разбирают и собирают матрёшки, играют в игры – шнуровки, украшают коврик – застегивая и расстегивая пуговицы, учатся нанизывать бусинки на верёвочку, бусы для куклы - развивается мелкая моторика рук, мы вместе с детьми играем в разные дидактические игры, в одних мы путешественники, в других мы помощники. Мы фантазируем, тем самым, вызывая речевую активность.
При выпуске детей в следующую группу я даю рекомендации воспитателям по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь детей младшего возраста обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.
Учу детей использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные, группировать знакомые предметы - все эти знания незаметно для детей в игровой форм запоминаются и закрепляются в дидактических играх. Художественные произведения рассматриваю как самоценность. Детям читаю каждый день, формируя у них интерес к чтению, продолжаю учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.
Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, повторяя шутки-прибаутки, которые я предлагаю. Эти навыки мы закрепляем в различных видах детской деятельности: в играх и беседах с детьми, проводим гимнастику для язычка, на улице, в группе, в режимных моментах, читаем стихи, рассказываем все вместе сказки («Репка», « Курочка Ряба», «Колобок»)
Ещё хорошие результаты даёт использование рассказывания. Начинать обучение рассказыванию я предлагаю с описания игрушек. Успех занятия подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.).
Я заранее составляю рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. (Наша кукла очень красивая. У нее… (большие синие глаза, румяные щечки)) На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаю короткие игры-инсценировки. Например, утенок прячется, и дети зовут его: "Желтый утёнок выходи!", или сообщают зайцу: "Видим, видим твои белые уши".
Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх.
Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь.
Совместно с родителями мы изготовили следующие дидактические пособия:
1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Цветочки на полянке»,
« Посади бабочку на цветочек».
2. Дидактические пособия: книжки- малышки «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».
3.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Цвета», «Цветы», «Овощи».
4.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Профессии», «Музыкальные инструменты».
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии). Очень активно в 2014-2015 учебном году мною были использованы Интернет - ресурсы (размещение информации на сайте ДОУ). Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме. Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 2 года жизни», «Развитие речи младших детей «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др.
В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это, к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:
-анкетирование,
- размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, папок-передвижек.
-привлечение к совместному творческому труду,
-родительские собрания.
Для распространения своего опыта с коллегами принимаю активное участие в педсоветах, семинарах, практикумах, консультациях, проводимых в МБДОУ. Подготовила воспитателям на педсовете доклад «Развитие речи детей посредством дидактической игрушки». Педагогический опыт по теме: «Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста», представила на педагогических чтениях для воспитателей города. Поделилась опытом организация развивающей среды с коллегами на методическом объединении. На городском семинаре для воспитателей групп раннего возраста, где выступила с темой: «Возможности семьи в речевом развитии ребёнка».
Участвовала в Интернет - конкурсах:
- в 4 Международном сетевом конкурсе «Моя группа» в номинации «Развивающая среда в группе». Имею диплом победителя.
- в Международном дистанционном конкурсе «Книжная страна», Уголок по развитию речи.
Участвовала в конкурсе на международном образовательном портале МААМ.RU. Лучшая методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста».
Опубликовала методическую разработку на международном образовательном портале МААМ.RU. т «Игровое занятие в младшей группе «Путешествие в сказку»
После проделанной работы, к концу учебного года , у детей увеличилось число существительных, дети начали согласовывать прилагательные с существительными, но так как у детей речь еще недостаточна сформирована, отсутствуют большинство звуков (речь недостаточно чистая и внятная), не все дети умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Мы сравнили диагностические данные по развитию речи в младшей группе на начало и конец года (Приложение №4) и пришли к выводу, что мы идём в правильном направлении. Результаты предоставлены на начало и конец учебного года в виде диаграммы.
Заключение
Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Изучив литературу по теме, я выяснила, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка, что обусловлено его психическим развитием. Мною было замечено, что дети группы раннего возраста, уже в феврале месяце стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)
Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными.
Диагностика, проведённая в начале года и в феврале учебного года по развитию речи у детей группы раннего возраста, доказывает эффективность проведённой работы- начало года: высокий уровень- 38 %; средний уровень- 28 % детей; высокий -24 %детей.
Конец года: высокий уровень-4; средний- 10 детей, ниже среднего-9детей.
Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно условия для игр:
1.Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
2.Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.
3.Обеспечить место для игр.
4.Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.
Список литературы.
1. Алексеева М.М., В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение
родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. « Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва
« Просвещение»
4. Бочкарева О.Н. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»
5. Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду».
6. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1986, - 128 с.
7. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Радуга: программа и руководство для воспитателей. Сост. Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 1993.
8. Зворыгина Е.В. и др., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада..; Под ред. Новоселовой С.Л.. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.
9. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста: Метод. Пособие / Г.М. лямина – М.: Айрис-пресс, 2005
10. Новоселова С.Л. «Игра дошкольника» 1989 г. Москва ««Просвещение»
11. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
12. Сорокина А.Н. «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва
«Просвещение» г. Москва
13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981,
14. .Удальцова Е.Н. «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 15. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»
16. О.А . Шорохова Речевое развитие ребенка - М., 2009
33
Шабанова Алёна