Дидактическое пособие для формированию грамматической стороны речи у детей с ТНР и ЗПР по лексической теме «Насекомые»
Цель: учить детей дифференцировать мужской и женский род имен существительных, согласовывать числительные (1 и 2) с именем существительным мужского и женского рода.
Задачи:
Образовательные задачи:
Активизация словаря по теме «Насекомые»
Формирование умения дифференцировать мужской и женский род имен существительных, ориентируясь на окончание (согласный или гласный звук [а]), заменять названия насекомых местоимением.
Формирование умения согласовывать числительные (1 и 2) с именем существительным мужского и женского рода.
Формирование фонетико-фонематических процессов: умение определять первый и последний звук в слове.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие слухового внимания, восприятия:
Развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
Воспитательные задачи:
Воспитание интереса к звучащему слову и письменной речи.
Содержание:
- Соня и Саня гуляли на поляне и считали насекомых. Дети насекомых называли и подбирали короткие слова: он-она.
-Каким коротким словом можно назвать девочку? Он или она?
-Девочка. Какой последний звук в этом слове?
В слове она для ориентировки детей выделяется красным цветом буква а.
Для помощи ребенку используется схема с последним звуком в слове.Под гласной буквой изображена фигура. Она сооответствует укладу губ при произнесении гласного звука.
- Девочка, она, одна. Во всех этих словах последний звук [а].
- Каких насекомых считала девочка Соня?
-Каких насекомых считал мальчик?
-У Сони одна, а у Сани один. Одна муха, бабочка, оса, пчела.
Один жук, кузнечик, комар.
Внизу цифр написаны буквы-подсказки окончания слова для согласования числительного с существительным
-Пришла цифра 2. Саня сказал: теперь я с цифрой два в конце слова буду широко открывать рот и говорить звук [а].
-Соня выбрала цифру две и сказала: теперь я буду в конце слова улыбаться.
Муха - она. Две мухи.
Жук – он. Два жука.
-Соня и Саня любят загадывать звуковые загадки.
-Они называют первый и последний звук в слове, а вы отгадайте кто это.
(Ребенок подбирает картинки насекомых к схемам.)
На обратной стороне изображений насекомых нарисована схема слова с картинкой для самостоятельной проверки