Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи «Зимующие птицы» для детей среднего возраста с ТНР

2
0
Материал опубликован 16 March 2021

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга









Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Зимующие птицы»

для детей среднего возраста с ТНР













Автор:

Нетецкая Дарья Александровна

учитель-логопед

ГБДОУ 83









Санкт-Петербург

2021

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря по теме зимующие птицы, об их образе жизни.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

закреплять знания детей о зимующих птицах;

формировать практические навыки правильного согласования существительных с числительными 2 и 5;

формировать практические навыки правильного употребления существительных во множественном числе;

расширять и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие:

развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

развитие пространственного праксиса;

развитие слухового внимания;

развитие навыка слогового анализа.

Коррекционно-воспитательные:

формировать умение работать в коллективе;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Оборудование: столы, стулья по количеству детей, ИКТ, разрезные картинки, предметные картинки.

Демонстрационный материал: презентация на ИКТ.

Предварительная работа:

Знакомство с темой зимующие птицы;

Развивающие и дидактические игры: «Сосчитай до пяти», «Найди лишнее слово».

Организация НОД:

Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.























Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент:

Здравствуйте, дети! Отгадайте загадки.

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.


Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.


Найдешь ее в своем дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать ее не смей!

Эта птичка - …


Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут ее …

Молодцы, ребята! А как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются в городе на зиму? Верно, сегодня мы будем говорить про зимующих птиц.

Это синица






Снегирь






Воробей





Ворона






Зимующие птицы


Изучение нового материала по теме занятия

1. Собирание разрезной картинки

Ребята, кто-то рассыпал наши картинки. Давайте их соберем. Кто у вас получился?

2. Беседа о зимующих птицах

Ребята, скажите мне еще раз, как называются птицы, которые остаются в городах на зиму?

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным благодаря своей красной грудке.

Синица подвижная. Брюшко у нее – желтое, разделенное черной полосой, белые щечки.

Воробей – веселый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей.

Голубь – это настоящая городская птичка.

Ворона носит «серенький жилет», но у крыльев черный цвет.

У них есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями.

3.Отхлопывание слов

Ребята, давайте отхлопаем название каждой птички (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь). Какое слово длиннее? Короче?

4. Физкульт-минутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

5. Игра «Что есть у птиц, чего нет у животных»

6. Согласование существительных с числительными 2 и 5.

Ребята, давайте посчитаем птичек.

7. Игра с мячом «Один-много»

Я буду называть одну птицу и кидать вам мяч, а вы мне его возвращаете и называете, когда их много.



Дети собирают и отвечают, что снегирь, ворона, синица, воробей.


















Дети отхлопывают слова, повторяя за логопедом. Ворона длиннее, чем голубь. Снегирь короче, чем синица.




Дети выполняют необходимые движения.










У птиц есть крылья, клюв, перья. У животных тоже есть лапки.



Две вороны, пять синиц, два голубя, пять воробьев, один снегирь, две синицы.


Воробьи, птицы, вороны, голуби, снегири, синицы.


Итог занятия

Ребята, какие птицы сегодня были на занятии? Как они называются? У кого красная грудка? Молодцы, вы отлично поработали.


Сегодня были зимующие птицы. У снегиря.




С. И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет»;

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zimuyuchix ptic.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации