Многофункциональное дидактическое пособие «Накорми Ам Няма» для детей с ТНР

2
0
Материал опубликован 20 April 2020
https://youtu.be/ySP8ekOqeZA

видео

​​​​​​​Многофункциональное дидактическое пособие «Накорми Ам Няма»

для детей с ТНР

Автор: Спицына М. Ю.,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 33»,

г. Новокузнецк Кемеровской обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематических процессов, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Кроме того, речевое развитие находится в тесной взаимосвязи с развитием высших психических функций. Поэтому в настоящее время становятся все более актуальными методические и дидактические пособия, позволяющие одновременно решать несколько коррекционно-развивающих задач всего комплекса работы по развитию речи. В связи с этим, я могу рекомендовать дидактическое пособие «Накорми Ам Няма».

t1587393824aa.gifФотография 1
Пособие предназначено для использования педагогами групп компенсирующей и комбинированной направленности (учителями-логопедами, воспитателями) и заинтересованными родителями на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Рекомендуется для индивидуальной и подгрупповой работы.


Игровое развивающее пособие изготовлено из плотных картонных коробок цилиндрической формы, окрашенных акриловой краской (см. Фотография 1).

t1587393824ab.png

Фотография 2

На крышках нарисованы изображения Ам Няма — мультгероя, обожающего леденцы и прочие сладости, с открытым ртом (один — с отверстием средней величины, второй — с большим ртом). Дополнительный материал: шарики и камешки Марблс, декоративные камешки разных форм, цветов и размеров, помпоны, синельная проволока и пр. (см. Фотографии 2–4).




t1587393824ac.png 

Фотография 3

Целью работы с пособием является формирование мотивации к логопедическим занятиям на основе использования игры с героем мультсериала, а также оптимизация психического, эмоционального, личностного развития ребенка, подготовка к обучению грамоте.


Фотография 4t1587393824ad.png


Задачи:

обогащение чувственного опыта на основе формирования умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

развитие познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цветы и других свойств предметов и их положения в пространстве;


развитие тактильно-двигательного, слухового, зрительного анализаторов;

развитие слухо-зрительно-моторных координаций;

эмоциональное развитие и эстетическое воспитание;

развитие всех сторон речи;

подготовка детей к обучению грамоте.

Правила дидактической игры

Игру проводит учитель-логопед (воспитатель) с одним ребенком или подгруппой детей. Задача участников игры — «накормить» Ам Няма, параллельно выполняя задания педагога: повторить слоги, слова, словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком; давать Ам Няму помпоны, камешки определенного цвета, размера, формы и др.

Использование дидактического пособия в ходе индивидуальной и подгрупповой работы позволяет предвидеть и ожидать следующие результаты:

корректировка речевого дефекта, формирование всех сторон речи в соответствии с возрастными особенностями;

нормализация психических процессов и свойств (восприятия, мышления, внимания, памяти; регуляция процессов возбуждения и торможения);

создание благоприятных условий для самостоятельной речевой деятельности детей;

привлечение родителей к совместной с детьми деятельности;

многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера, в зависимости от поставленной педагогом цели (формирование сенсорной культуры, развитие творческих способностей и др.).

Ниже представлены примеры игровых упражнений и заданий с предлагаемым пособием, направленных на формирование/развитие той или иной функции.

Тактильное восприятие

Ощупывание камешков и др. материалов.

Сенсорные эталоны «форма», «цвет», «величина»

Накормить Ам Няма только камешками овальной формы (зеленого цвета, маленькими круглыми шариками и т. п.).

Ориентировка в пространстве и схеме собственного тела,

понимание предлогов

Кормить Ам Няма левой и правой рукой попеременно (одновременно).

«Возьми цветочек из коробки, из-под книги и т. п.»

«Дай Ам Няму шарик из левого верхнего угла решетки (из правого нижнего и т. п.).

Творческие способности и речь

«На что похожи камешки?»

Желтый — груша, красный — яблоко, желтый круглый — солнце и т. д.

«Какой вкус у конфеты?»

У желтой — кислый, лимонный; у зеленой — сладкий, яблочный и т. д.

Звукопроизношение

Повторение слогов, слов, словосочетаний и предложений с автоматизируемым звуком.

Лексико-грамматический строй речи

«Я знаю, что синим бывает: небо, море, зонт» (бросая в рот Ам Няма камешки синего цвета).

«Ам Ням съел один желтый шарик, два желтых шарика …» (бросая в рот Ам Няма шарики желтого цвета).

«Ам Ням любит фрукты: яблоки, груши, бананы …» (бросая в рот Ам Няма красные яблочки из акрила).

Просодика

Кормить Ам Няма, называя слоги и слова, меняя силу и высоту голоса, темп речи: большой шар — громко, маленький — тихо; квадратные камешки — низким голосом, овальные — средним, круглые — высоким; цветочки синего цвета — быстро, розового — медленно.

Фонематические процессы

«Какой первый (последний) звук в словах?»

Гласный — красный кристаллик, согласный твердый — синий, согласный мягкий — зеленый.

«Сколько услышишь слогов, слов, столько и конфет Ам Няму».

​​​​​​​

Список использованной литературы:

Климанова, Г. Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста / Г. Б. Киманова // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 8 (113). — С. 28–37.

Клешнина, С. А. Пособие «Замок букв» / С. А. Клешнина // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 8 (113). – С. 45–47.

Ткаченко, Т. А. Логопедические упражнения / Т. А. Ткаченко — М.: Эксмо, 2007. 224с.: ил.

Использованные интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BC_%D0%9D%D1%8F%D0%BC%D0%B0

https://www.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BC+%D0%BD%D1%8F%D0%BC&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwibuqrxrerVAhWnQpoKHa3nA3UQ_AUICygC&biw=1280&bih=680#imgrc=2w-f55wNkVRIsM

https://www.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BC+%D0%BD%D1%8F%D0%BC&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwibuqrxrerVAhWnQpoKHa3nA3UQ_AUICygC&biw=1280&bih=680#imgdii=KKnIVZAC5e6UEM:&imgrc=2w-f55wNkVRIsM


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.