Многофункциональное дидактическое пособие «Накорми Ам Няма» для детей с ТНР
Многофункциональное дидактическое пособие «Накорми Ам Няма»
для детей с ТНР
Автор: Спицына М. Ю.,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 33»,
г. Новокузнецк Кемеровской обл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематических процессов, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Кроме того, речевое развитие находится в тесной взаимосвязи с развитием высших психических функций. Поэтому в настоящее время становятся все более актуальными методические и дидактические пособия, позволяющие одновременно решать несколько коррекционно-развивающих задач всего комплекса работы по развитию речи. В связи с этим, я могу рекомендовать дидактическое пособие «Накорми Ам Няма».
Фотография 1Пособие предназначено для использования педагогами групп компенсирующей и комбинированной направленности (учителями-логопедами, воспитателями) и заинтересованными родителями на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Рекомендуется для индивидуальной и подгрупповой работы.
Игровое развивающее пособие изготовлено из плотных картонных коробок цилиндрической формы, окрашенных акриловой краской (см. Фотография 1).
Фотография 2
На крышках нарисованы изображения Ам Няма — мультгероя, обожающего леденцы и прочие сладости, с открытым ртом (один — с отверстием средней величины, второй — с большим ртом). Дополнительный материал: шарики и камешки Марблс, декоративные камешки разных форм, цветов и размеров, помпоны, синельная проволока и пр. (см. Фотографии 2–4).
Фотография 3
Целью работы с пособием является формирование мотивации к логопедическим занятиям на основе использования игры с героем мультсериала, а также оптимизация психического, эмоционального, личностного развития ребенка, подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
обогащение чувственного опыта на основе формирования умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
развитие познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цветы и других свойств предметов и их положения в пространстве;
развитие тактильно-двигательного, слухового, зрительного анализаторов;
развитие слухо-зрительно-моторных координаций;
эмоциональное развитие и эстетическое воспитание;
развитие всех сторон речи;
подготовка детей к обучению грамоте.
Правила дидактической игры
Игру проводит учитель-логопед (воспитатель) с одним ребенком или подгруппой детей. Задача участников игры — «накормить» Ам Няма, параллельно выполняя задания педагога: повторить слоги, слова, словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком; давать Ам Няму помпоны, камешки определенного цвета, размера, формы и др.
Использование дидактического пособия в ходе индивидуальной и подгрупповой работы позволяет предвидеть и ожидать следующие результаты:
корректировка речевого дефекта, формирование всех сторон речи в соответствии с возрастными особенностями;
нормализация психических процессов и свойств (восприятия, мышления, внимания, памяти; регуляция процессов возбуждения и торможения);
создание благоприятных условий для самостоятельной речевой деятельности детей;
привлечение родителей к совместной с детьми деятельности;
многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера, в зависимости от поставленной педагогом цели (формирование сенсорной культуры, развитие творческих способностей и др.).
Ниже представлены примеры игровых упражнений и заданий с предлагаемым пособием, направленных на формирование/развитие той или иной функции.
Тактильное восприятие
Ощупывание камешков и др. материалов.
Сенсорные эталоны «форма», «цвет», «величина»
Накормить Ам Няма только камешками овальной формы (зеленого цвета, маленькими круглыми шариками и т. п.).
Ориентировка в пространстве и схеме собственного тела,
понимание предлогов
Кормить Ам Няма левой и правой рукой попеременно (одновременно).
«Возьми цветочек из коробки, из-под книги и т. п.»
«Дай Ам Няму шарик из левого верхнего угла решетки (из правого нижнего и т. п.).
Творческие способности и речь
«На что похожи камешки?»
Желтый — груша, красный — яблоко, желтый круглый — солнце и т. д.
«Какой вкус у конфеты?»
У желтой — кислый, лимонный; у зеленой — сладкий, яблочный и т. д.
Звукопроизношение
Повторение слогов, слов, словосочетаний и предложений с автоматизируемым звуком.
Лексико-грамматический строй речи
«Я знаю, что синим бывает: небо, море, зонт» (бросая в рот Ам Няма камешки синего цвета).
«Ам Ням съел один желтый шарик, два желтых шарика …» (бросая в рот Ам Няма шарики желтого цвета).
«Ам Ням любит фрукты: яблоки, груши, бананы …» (бросая в рот Ам Няма красные яблочки из акрила).
Просодика
Кормить Ам Няма, называя слоги и слова, меняя силу и высоту голоса, темп речи: большой шар — громко, маленький — тихо; квадратные камешки — низким голосом, овальные — средним, круглые — высоким; цветочки синего цвета — быстро, розового — медленно.
Фонематические процессы
«Какой первый (последний) звук в словах?»
Гласный — красный кристаллик, согласный твердый — синий, согласный мягкий — зеленый.
«Сколько услышишь слогов, слов, столько и конфет Ам Няму».
Список использованной литературы:
Климанова, Г. Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста / Г. Б. Киманова // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 8 (113). — С. 28–37.
Клешнина, С. А. Пособие «Замок букв» / С. А. Клешнина // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 8 (113). – С. 45–47.
Ткаченко, Т. А. Логопедические упражнения / Т. А. Ткаченко — М.: Эксмо, 2007. — 224с.: ил.
Использованные интернет-ресурсы: