12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
СветланаИ35
работаю в дошкольном учреждении педагогом-психологом, люблю свою работу
Россия, поселок Малороссийский
1

Дидактическое пособие для проведения игр и упражнений с дошкольниками младшего и старшего возраста «Поиграй с Карандашом»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «КОЛОКОЛЬЧИК» ПОСЕЛКА МАЛОРОССИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН














Дидактическое пособие

для проведения игр и упражнений

с дошкольниками младшего и старшего возраста

«Поиграй с Карандашом»














Автор: Надеина Светлана Викторовна,

воспитатель, педагог-психолог,

МБДОУ д/с № 17 «Колокольчик»,  

пос. Малороссийского,

Тихорецкого района,

Краснодарского края.













2022

Аннотация

Дидактическое пособие «Поиграй с Карандашом» представляет собой многофункциональное пособие, которое можно использовать для решения различных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Пособие включает в себя панно-основу и комплект съемных атрибутов (фигурок, карточек), материалы отпечатаны на фотобумаге полноцветной печатью, заламинированы с двух сторон, которые крепятся на панно при помощи липучек, не боятся воды, не рвутся, все детали имеют скругленные края, что делает их безопасными для детей. Комплект атрибутов позволяет развивать на панно-основе разнообразные сюжеты, насыщать их актуальным содержанием. Дидактическое пособие позволяет формировать знания детей согласно программному содержанию, а также коммуникативные способности детей в игровой форме. Основная ценность пособия заключается в его универсальности – его с легкостью можно использовать на занятиях по речевому, познавательному, социально - коммуникативному и художественно-эстетическому развитию.


Пояснительная записка


Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный стандарт нацеливает на максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и предъявляет к развивающей предметно пространственной среде определенные требования (такие как, полифункциональность, доступность, вариативность и др.).

В поисках путей реализации задач Стандарта, было разработано дидактическое пособие «Поиграй с Карандашом».

Цель данного пособия – создать условия для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, а также способствовать формированию коммуникативных способностей детей.


Задачи

Образовательные:

выявить полученные знания, представления, которые получили дети в течение учебного года;

Актуализировать и закреплять знания детей через организацию самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием;

закрепить с детьми количественный, порядковый счет в пределах 8.

закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком;

упражнять в ориентировке на листе бумаги

закрепление знаний цветового спектра;

закреплять умение решать логические задачи.

Развивающие:

развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, воображение, связную речь;

развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации.

- создать положительную эмоциональную атмосферу в группе;

- развивать чувство эмпатии, настроить на спокойный лад, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию, самостоятельность, инициативность отзывчивость, желание помогать


Пособие было разработано для детей младшей группы компенсирующей направленности, для детей с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии, включенных в состав групп комбинированного вида, а также для нормативно развивающихся детей младшего и старшего возраста. Данное пособие предназначено для работы с детьми воспитателями детского сада, учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Дидактическое пособие можно использовать в процессе индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми.


Содержание


Песня Г.Гладкова на слова В.Приходько «Коробка с карандашами» «Вот она перед вами, коробка с карандашами. В нее совершенно свободно вмещается что угодно» Веселая, легкая песня Коробка с карандашами, которую очень приятно слушать, создаст настроение для детского творчества, фантазии и мечтаний. Несомненно, все помнят эту незатейливую песенку и мультфильм. Мир детской фантазии безграничен. Карандаши – незаменимые помощники на занятиях с детьми. Конечно, и педагоги и узкие специалисты используют в своей деятельности карандаши. Но можно научиться реализовывать с их помощью различные цели и задачи. В том числе использовать их в коррекционной работе при задержке психического развития, при различных речевых нарушениях, синдроме дефицита внимания и гиперактивности и других расстройствах познавательной, эмоциональноволевой и поведенческих сфер. Предлагаемые игры и упражнения достаточно просты и не требуют специального оборудования. Их можно модифицировать, усовершенствовать, менять содержание в зависимости от поставленных целей. Нужно только проявить желание и фантазию.


Дидактическое пособие «Поиграй с Карандашом» включает в себя панно- основу и комплект съемных атрибутов

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

- 1 конверт – карандаши - эмоции

- 1 конверт – берет и галстук разного цвета( 8 штук)

-1 конверт – карточки – задания (24 шт)

- 8 цветных карандашей

- цифры

- цветные домики

- сам персонаж Карандаш на полянке


Ниже приведена таблица, раскрывающая некоторые задачи, которые можно решать в процессе использования различных атрибутов.



Атрибуты

Задачи

Берет, галстук

Формировать и закреплять знания о цветах

Формировать количественные представления и навыки счета

Цветотерапия – как способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка


Карандаши-эмоции

Познакомить с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (радость, злость, удивление, робость, страх, спокойствие, обида, грусть).

Цифры

Формировать и закреплять знания о цветах.

Знакомство с миром чисел, с прямым и обратным счетом, простыми арифметическими действиями

Формирование умения сравнивать объекты по количеству

Закрепление представления «один» и «много», «меньше» и «больше»

Обучение анализу, сравнению, умению соотносить цифру с количеством объектов


Цветные карандаши

Формировать умение работать по схеме

Формировать и закреплять знания о цветах

Формировать количественные представления и навыки счета


В таблице приведены лишь некоторые задачи, которые педагог может решать при работе с дидактическим пособием. Так, с любыми атрибутами можно реализовать задачи по развитию внимания (например, с помощью игры «Найди что изменилось?») или речи (например, когда педагог просит описать, назвать и т.д).


Данное пособие дополнительно комплектуется следующими дидактическими играми:


Игра – задание «Выложи карандаши по образцу»

Возраст от 5 до7 лет

Цель: развивать логическое мышление, сопоставлять, работать со схемой, развивать мелкую моторику.

В наборе представлены игровые логические упражнения с цветными карандашами. Задания на карточках имеют различный уровень сложности, от простого к сложному. Всего 24 карточек – схем и 8 цветных карандашей.

На что направлена развивающая игра «Выложи карандаши по образцу»:

Дидактическая игра направлена на развитие наблюдательности, логического мышления, сенсорного восприятия. Способствует закреплению умения анализировать, работать со схемой.

Благодаря сложности и многообразию моделей на схемах, игра развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику – вне зависимости от уровня подготовки ребенка и его склонностей.

Головоломки способствуют развитию творческих возможностей и способностей, позволяют конструировать фигуры по образцу и по собственному замыслу

Правила игры

1 Вариант - Глядя на схему, собрать из цветных элементов определенную композицию.

2 Вариант - «Выложи карандаши по памяти»

Возраст от 6-7 лет , подходит для групповой и индивидуальной работы

Цель: развивать умение запоминать и удерживать в памяти несколько предметов, внимание, сообразительность

Ведущий выкладывает карточку – схему игроки в течение 15 секунд запоминают, убирает и игроки выкладывают по памяти.

Игра – задание «Быстро найди»

Возраст от 5до 7 лет

Цель: закрепить умение быстро находить, развивать мышление, внимание, наблюдательность

1 Вариант

Нарисовано 8 домиков разного цвета – задание быстро найди каждому карандашу свой домик (по цвету)

2 Вариант

Цель: закреплять прямой, обратный, порядковый счет в пределах 8;

- учить называть соседей числа

Посчитать сколько нарисовано домиков, какого цвета и разложить цифры, назвать соседей числа.

3 Вариант «Обводилки»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Карандашик учит цифры,

С ними он играет в игры! Вместе будем мы искать

Все, что можно сосчитать


Положите карточки цифр от 1 до 8 в произвольном порядке. Считаем карандаши, найдите карточку с изображением цифры 2 ( 3,5 и т.д.) . Поставьте указательный палец на кружочек и, не отрывая от бумаги, ведите до стрелки.(меняем руки – правая-левая)

Игра – задание «Подбери Карандашу берет и галстук» «Выбери настроение»

Цель: развитие памяти, внимания, логического мышления, цветоощущения

1 Вариант

Ребята выбирают, берет и галстук с понравившимся им цветом, и надевают Карандашу (карточки на липучках) Узнаю характеристику, значение данного цвета, и как выбор цвета связан с настроением.

Красный

Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.

Оранжевый

Предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего. Однако такое состояние мешает сосредоточиться на выполнении работы и других важных делах, поэтому также может наблюдаться небольшая рассеянность.

Желтый

Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.

Зеленый

Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.

Синий

Синий говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.

Фиолетовый

Это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться. В таком состоянии вы готовы к новым творческим свершениям, но можете быть немного рассеяны и забыть о каких-либо важных вещах.

Белый

Этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной. Возможно, на кануне вы с кем-то поссорились или попали в стрессовую ситуацию. В таком состоянии хочется обо всем забыть и начать с чистого листа. Выбор белого цвета говорит о положительной тенденции от плохого настроения к хорошему.

Черный

Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночество.


2 Вариант

«Покажи эмоцию»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, эмоциональное развитие детей, развитие внимания и мышления, развитие фантазии и творчества, развитие мелкой моторики, развитие пространственного и логического мышления.

Картинка - персонаж Карандаш и карточки карандаши-эмоции , предлагается детям подобрать эмоцию нашему персонажу, вместо носика на липучке крепится карандаш – эмоция, выбрать настроение в соответствии с цветом банта и берета.

Усложнение игры: детям показывается один из карандашей с эмоцией, и они показывают ту же эмоцию, что и у него.




Данное дидактическое пособие отличается своей мобильностью – пособие легко переместить из помещения в помещение.

Заключение

Дидактическое пособие «Поиграй с Карандашом» является эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Пособие отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. Пособие ориентировано на возможность самовыражения каждого ребенка и осуществления личностно-ориентированного подхода. Данное пособие можно видоизменять и дополнять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособие, а лишь сделает его более функциональным.


t1656568319aa.gif

Опубликовано


Комментарии (2)

Шуткова Татьяна Михайловна, 01.07.22 в 09:38 2Ответить Пожаловаться
Хотелось бы посмотреть подробнее на пособие, фото заданий, а не только их описание
СветланаИ, 20.07.22 в 14:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, попробую прикрепить

"Карандаши эмоции" Познакомить с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (радость, злость, удивление, робость, страх, спокойствие, обида, грусть).

"Цифры" Знакомство с миром чисел, с прямым и обратным счетом, закреплять знания о цветах

Отредактировано 20-07-2022 14:16

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.