Дидактическое пособие для работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Дидактическое деревянное пособие в работе логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Тактильные домики».
Учитель-логопед: Блудова Наталия Витальевна.
Цель: развитие речи и тактильного восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях;
2. дифференциация звуков;
3. запоминание образа буквы;
4. развитие связной речи, грамматического строя, обогащение словарного запаса;
5.развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
6. развитие мелкой моторики рук.
Пособие изготовлено из экологического материала, приятного для осязания. Данное пособие является простым в изготовлении с использованием доступного бросового материала. Крыши домиков покрыты различными материалами: фланель, фольга, сеточка, наждачная бумага, мех, губка, пуговицы, гобелен, поролон и т.д. Материалы создают разнообразную поверхность: шелковистая, ребристая, гладкая, холодная, теплая, мягкая, меховая, бархатная, шероховатая и т.д. Пособие дает возможность использовать такие формы работы как беседа, игровая обучающая ситуация, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Примерные игры:
«Найди и разложи». Ребенок раскладывает предметные картинки на заданные звуки (дифференциация, запоминание образа буквы).
«Тактильный теремок». Пересказ сказки на новый лад (словотворчество).
«Угадай на что (кого) похоже». Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям. Например: колючий, как еж; пушистый, как кошка; гладкая, холодная, как лягушка и т.д.
«Рассели животных по домам». Ребенку предлагается расставить диких и домашних животных по разным домикам (такая игра может проводиться по всем лексическим темам).
«Опиши свои ощущения». Рукой ребенка нужно прикасаться к крышам домиков. Ребенок с закрытыми глазами говорит о своих ощущениях от прикосновения (расширение словарного запаса).
Литература:
- Ломов Б.Ф. Кожная чувствительность и осязание.//сб. Познавательные процессы: ощущение и восприятие. М., 1982
- Маллер А.Р. Ребенок с ОВЗ. М., 1996