12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Адушева Наталья Ильинична348

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки по мотивам сказок»

Жизнь ребенка наполнена новыми знаниями, увлекательными событиями, интересными открытиями и ярким общением. Мир как будто сам спешит идти ему навстречу. Однако немало живущих рядом с нами детей лишены этой естественной способности. К этой категории относятся дети с ДЦП. У детей, посещающих мою группу, практически не сформирована фразовая речь, словарный запас представлен несколькими словами и звукоподражаниями.У них обнаруживается более низкий, чем у сверстников, уровень развития всех психических процессов: внимания, мышления, памяти, особенно вербальной. Эти дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, пальцевый захват, нарушена артикуляционная моторика, не сформирована игровая деятельность. Отсутствие речи затрудняет общение со взрослыми и сверстниками, а также негативным образом влияет на развитие познавательных функций ребенка. Дети с ДЦП нуждаются в особом, системном подходе в построении коррекционной работы.

Сенсорное развитие является важным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у большинства детей отмечаются недостатки в развитии органов чувств, что выражается в недоразвитии способности к приёму, переработке и хранению информации, недостаточности словесного выражения. Многие дети (особенно со сложной структурой дефекта) оказываются в условиях сенсорной депривации, у них отмечаются недостатки сенсорных стимулов. В таких условиях тактильная чувствительность становится одним из способов познания окружающего мира, позволяет детям воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в их непосредственном контакте. Осязание для них – одна из связей с окружающей средой. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Обследуя предметы из различных материалов пальчиками рук, ребенок ассоциативно узнает то, чего не опишешь словами: вата, мыльный пузырь, снег. Поэтому свой выбор я остановила на тактильных дощечках.

Тактильные дощечки позволяют детям с ДЦП расширять кругозор, помогают в обследовании и восприятии окружающего мира.

В этом пособии дано описание изготовления тактильных дощечек по сказкам.

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки по мотивам сказок» предназначено для детей 2-7 лет с ДЦП . Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в свою очередь способствует речевому, зрительному, познавательному и осязательному развитию ребенка. Дети знакомятся с предметами окружающей среды через тактильные ощущения пальчиков, и с помощью данного пособия познают фактуру, плотность, шероховатость, гладкость и другие качества предметов. Пособие способствует развитию зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики пальцев, тактильной памяти, речи и воображения. Пособие «Тактильная дощечка по сказкам» предназначено для индивидуальной работы с детьми и совместной деятельности.

Цель создания пособия: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Задачи:

Формировать представление о фактуре и тактильных особенностях разных предметов;

Развивать умения дифференцировать осязательные ощущения;

Активизировать словарный запас по теме: поверхность предмета на ощупь (гладкая/шершавая, мягкая/жесткая, плоская/выпуклая);

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

Дощечки прямоугольной формы из фанеры, с одной стороны на поверхности дощечки прикреплены прямоугольники разной фактуры и плотности (мех разной фактуры, крупа, кожа), с другой стороны - изображение сказочного персонажа.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.

Работа состоит из трех этапов:

1.Цель первого этапа - познакомить детей с дощечками, ввести в словарь прилагательные, характеризующие качества.

Обследование «тактильных дощечек». Сначала ребенка знакомят с карточками, одна сторона которых имеет поверхность различной фактуры — гладкая, колючая, шероховатая, покрытая длинной или короткой шерстью и т.д

«Определи на ощупь»

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ход игры: Ребёнку предлагается на ощупь определить , какая дощечка. Если ребёнок затрудняется, педагог совместно с малышом рассматривает материалы, взрослый называет, что это за материал, какие свойства он имеет.

«Найди на ощупь» Нахождение дощечки по описанию
Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры: Педагог просит ребёнка на ощупь найти дощечку с определённым материалом (мех, кожа, крупа). Можно назвать конкретный предмет, а можно дать задание — найти группу по общему признаку (твёрдые, мягкие предметы).

На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

2. Цель второго этапа - учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым животным, эмоциональным состоянием. Предлагаются задания:

Найди дощечку, похожую на лису, медведя, ежа, лягушку... (дав ответ , ребенок сможет сам себя проверить, перевернув дощечку, на обратной стороне которой изображено животное)

Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?

Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?

Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную

Малыш с помощью взрослого соотносит каждую тактильную дощечку с определенным животным — героем народной сказки: у медведя шерсть короткая, густая, плотная, а у зайчика – короткая, но мягкая, пушистая.

3. Третий этап работы посвящен работе над сказкой.

Педагог, рассказывая знакомую ребенку сказку, героями которой являются животные, предлагает по ходу повествования прикоснуться рукой к соответствующим карточкам, создает «тактильный образ» сказки.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам, используя тактильные дощечки:

«Кто за кем?», «Кого встретил колобок?» — проверяет знание содержания сказки. (попросить разложить карточки в той последовательности, в которой животные появлялись по ходу сюжета)

«Кто герой сказки?» —тренирует умение узнавать сказку по персонажам

«Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.

«Кто спрятался в теремке?» — узнать героя сказки, дотронувшись до определенной тактильной дощечки

Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

«Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

«Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются дощечки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

Тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, у детей обогатился словарный запас, увеличился объем знаний об окружающем мире; появилось желание рассказывать сказки.

t1644513325aa.png

t1644513325ab.png

t1644513325ac.png

t1644513325ad.png





Вариант игры «Кого встретил колобок?»

t1644513325ae.png

t1644513325af.png

Вариант игры «Кто первым пришел в теремок?»

t1644513325ag.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 13.02.22 в 11:45 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.