Дидактическое пособие «В стране звуков»
Дидактическое пособие « В стране звуков».
Пояснительная записка
Дисциплина: Обучение грамоте.
Раздел: Слого-звуковой анализ и синтез слов.
Рекомендуемый возраст: 6-7 лет (старший дошкольный возраст).
Тип занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по обучению грамоте.
Требуемые знания и умения ребенка: знакомство с понятиями слово, слов, звук, гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий, знание букв.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует гласные и согласные звуки, согласные звуки по твердости – мягкости, самостоятельно проводит слого-звуковой анализ слов, владеет навыками синтеза слов, может написать слово по следам анализа.
Инструкция по использованию.
Пособие представляет собой индивидуальный фланелеграф с набором фигур из бархатной бумаги: тучка – обозначает слово, капля – обозначает слог, цветы красного, синего, зеленого цвета – соответственно гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.
Знакомство с пособием.
Можно предложить детям рассмотреть фигуры и разложить их на фланелеграфе так, как им хочется. Дети могут рассказать, что у них получилось. Далее педагог рассказывает: « В стране слов и звуков по небу плывут тучки – слова, из них падают на землю капельки – слоги, разбиваясь о землю, они превращаются в звуки – гласные и согласные».
Варианты заданий.
Слоговой анализ слова.
Положите тучку – это слово «каша». Выложите столько капелек, сколько слогов в этом слове. Назовите первый слог. Назовите второй слог.
Найдите слог «ша». Найдите слог «ка».
Звуко-слоговой анализ слова.
Положите тучку – это слово «мухи». Сколько надо положить капелек?
Давайте выложим цветочки – звуки. Какой первый звук в слове? Какой цветок надо положить? Почему? и т.д. выкладываем все звуки слова.
Далее проводим работу со звуковой схемой слова, можно задать вопросы:
Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков в слове? Сколько согласных звуков в слове? Какой звук первый? Второй? Последний? Найдите звук «у»; звук «а»; звук «м». Назовите звуки по порядку.
Напишите слово.
Подобную работу можно проводить индивидуально и фронтально, на начальных этапах под руководством педагога, позднее педагог раздает детям предметные картинк, и каждый ребенок самостоятельно проводит слого-звуковой анализ слова.
Звуковой синтез.
Выкладывайте звуки по порядку. Выложите цветок, который обозначает звук «с»; звук « у», звук «м», звук «к», звук «а».
Какое слово получилось?
Время работы с пособием в зависимости от количества заданий от 1 до 7 минут.