Авторское дидактическое пособие «Звуковой дартс» (1–4 класс)
Авторское пособие для младших школьников.
Разработала: учитель-логопед О.А.Райкина
МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок"
Пояснительная записка.
Для правильного овладения младшими школьниками процессами письма и чтения очень важно овладеть таким важным умением как фонематический анализ.
Термином «фонематический анализ» называют и элементарные и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Наиболее сложной формой является выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (соседи звука).
Эта форма звукового анализа появляется в процессе специального обучения.
Но для того, чтобы обучение фонематическому анализу было более эффективным и интересным, логопед должен быть вооружен достаточным арсеналом наглядно - игровых дидактических пособий и приемов.
Название авторского дидактического пособия: «Звуковой дартс». Авторское - пособие (не задания к пособию).
Возрастная категория: младшие школьники.
Цель игрового пособия: обучение младших школьников различным формам фонематического анализа в игровой форме.
Задачи игрового пособия:
формировать у учащихся способность выделять звук на фоне слова;
упражнять учащихся в выделении первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова);
развивать у учащихся умение определять последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (соседей звука);
Упражнять в делении слов на слоги;
Упражнять в составлении предложений с заданным словом;
Оборудование: мишень с заданиями в секторах, красное яблочко.
Ход игры: положи дартс на столе перед собой и закрой глаза. Не открывая глаз, наугад ткни пальцем в мишень. Теперь смело открывай глаза и выполняй задание в том секторе, куда попал палец. Если палец не попал на сектор с заданием, то выполни дополнительное задание ( например, подели подобранное для задания слово на слоги или составь с ним предложение), а потом повтори попытку. Если требуется помощь взрослого, то положи яблочко на нужный сектор.
Пособие можно использовать на этапе автоматизации различных звуков (С, З, Ц, Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч ), используя речевой материал, подобранный для конкретного занятия.