Авторская дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха
Авторская дидактическая игра
для детей старшего дошкольного возраста
по развитию фонематического слуха
“Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомления, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы” (“Игры в логопедической работе с детьми” под.ред. В.И. Селиверстова. М. Просвещение, 1974 г.)
Эффективным методическим приемом работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это действенное средство воспитания умственной активности детей; она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, дети в игре преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение.
Немало времени нужно потратить на изготовление дидактических игр, наглядного материала, так необходимых в работе с детьми дошкольного возраста. Логопед может использовать обычные дидактические игры для решения задач по развитию фонематического слуха.
Дидактическая игра «СПАСИ КОЛОБКА»
1 вариант
Первое игровое поле
Цель: учить определять наличие (отсутствие) заданного звука (например звука с) в слове, развивать фонематический слух; воспитывать желание придти на помощь нуждающимся в ней.
Материал: игровое поле, картинка колобка на магните.
Ход игры
Вспомнить сказку «Колобок». «Колобок попал в беду. Лиса хочет его съесть» - говорит логопед. Дети предлагают его спасти.
У ребенка картинка- грустный колобок. Чтобы убежать от лисы, нужно правильно определить, есть в слове заданный звук или нет. Если ребенок правильно определит наличие/отсутствие звука в слове, то убегает – двигает колобка на следующий прямоугольник, если нет, то возвращается на шаг назад. (носки – шаг вперед, нога – шаг назад).
Если целью является дифференциация с – з, то маска – шаг вперед, а назвал ваза – шаг назад.
В конце игры ставится веселый колобок.
Наборы слов на различные звуки подготовлены заранее.
2 вариант
Второе игровое поле
Цель. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов на определенный звук.
3 вариант
Третье игровое поле
Цель: закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Чтобы спасти колобка, дети называют слова, которые начинаются на твердые согласные звуки - синий прямоугольник, на мягкие - зеленый прямоугольник.
Можно брать звуки, которые на данный момент изучаются с детьми.
Вариантов игры может быть много.
Распечатать на А3, лучше заламинировать, и можно играть.