Дидактические игры с использованием куклы для развития фонематического слуха
Дидактические игры с использованием куклы для развития фонематического слуха
Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: развивается восприятие обычных неречевых звуков и восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематическое восприятие. Слуховое восприятие имеет для человека важное значение и начинает развиваться с рождения. Основой для сформированного фонематического восприятия является развитое слуховое восприятие.
Умение не только слышать и прислушиваться, а сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности, является исключительно человеческой способностью, благодаря чему происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие у ребенка начинается с акустического (слухового) внимания и постепенно приводит к пониманию смысла слова, фразы, речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополненных восприятием неречевых шумов, звуков, мимики, жестов, позы. Развивая слуховое восприятие формируем фонематический слух, развиваем речь.
Вязаная из мягкой пряжи игрушка Большое Ухо может быть участником многих дидактических игр с ребенком для развития фонематического восприятия и слуха.
В игре-диалоге с необычной куклой ручной работы создается доброжелательная атмосфера совместного творчества детей с взрослым. Через положительные эмоции формируется познавательный интерес, свобода речевого общения. С этой игрушкой можно играть в дидактические игры с детьми разного возраста, учитывая индивидуальные особенностей развития каждого ребенка. Эта игрушка на занятии является многофункциональным пособием.Для игры с персонажем Большое Ухо необходимо подобрать дидактические игры, которые дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
Дидактические игры с использованием вязаной игрушки Большое Ухо направлены на развитие слухоречевого восприятия, слухоречевого внимания, слухоречевой памяти, для развития силы голоса, концентрации внимания, развития навыков моторного планирования. При использовании игрушки Большое Ухо в играх решаются многие коррекционные задачи, расширяется словарный запас речи, улучшается темпо-ритмическая сторона речи у ребенка.
Практическое применение игрушки на занятиях:
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков
Начинаем рассказывать ребенку, что к нам с далекой планеты прилетел очень необычный человечек, показываем игрушку - персонаж «Большое Ухо». Обращаем внимание, что у него очень большие уши и он очень любит слушать различные звуки. Вот и прилетел к нам, чтобы познакомиться и услышать звуки нашей планеты. Большое Ухо начинает путешествовать в Лес, на Ферму, в Город, на Кухню и везде пытается услышать разные звуки (Предлагаем зрительные опоры - определенные тематические картины Лес, Ферма, Город, Кухня, звуки в записи).Объясняем ребенку, что Большое Ухо совершенно ничего не может понять на нашей планете, все звуки для него – незнакомые, поэтому предлагаем ребенку послушать самому, определить , что это за звук и помочь персонажу услышать и показать на картинке изображение того, что он услышал.
Игра «Длинный-короткий».
Цель: развитие представлений о слове. Развитие умений сравнивать слова, учить ребенка различать на слух слова по длительности их звучания, познакомить с понятием Слово-предмет, совершенствовать умение определять количество слогов в словах, выделять заданный звук в слове.
Предлагаем детям посмотреть на нашего гостя с другой планеты. В одной руке он держит длинную ленточку или веревку, а на другой – короткую. Предлагаем детям назвать предметы, изображенные на предложенных картинках, или предлагаем мелкие игрушки и, когда ребенок произносит слово, обращаем его внимание на то, что все слова разные, одни слова – короткие, другие – длинные, как верёвочки в руках Большого уха.
Можно предложить ребенку прохлопать слова по слогам и определить длинное оно короткое. После этого отдаем нужную картинку персонажу «Большое Ухо». Длинные слова персонажу складываем к длинной ленточке (веревке), короткие – к короткой.
Обращаем внимание ребенка и делаем вывод о том, что в одном слове мало звуков, в другом много. Количество звуков в словах можно иллюстрировать при выкладывании возле слова фишек, камней, пуговиц, и т.д.
Игра «Весёлые ритмы»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Предназначено для работы над формированием и коррекции слоговой структуры слова.
Логопед объясняет ребенку, что Большое Ухо поет свои песни по картинкам Ритмы. У каждого логопеда таких пособий в избытке. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Далее он просит ребенка послушать ритм и показать Большому Уху картинку, которая подходит к этому ритму. Потом ребенок сам отхлопывает ритм, предложенный на картинке (стучит ложкой, молотком, хлопает в ладоши), а логопед, озвучивая игрушку Большое Ухо, дает ответ. Игра проходит непринужденно, но очень результативно.
Игра «Тихо-громко»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.
Предлагаем ребенку взять игрушку в руки. «Большого Уха». Просим говорить как можно тише когда Большое ухо на вытянутых руках (далеко) и как можно громче, когда прижимаем его к себе. А можно еще использовать эту игру проговаривая различные звуки, слоги, слова - дифференцируя таким образом их по силе звучания. Все зависит от целей занятия, которые ставит перед собой педагог.
Игра «Хлопай-звони-стучи-топай».
Цель: развитие слухового внимания, развитие ритмического слуха, и музыкальной памяти, развитие навыка моторного планирования. Выполняя занимательные упражнения со звучащим предметом и жестом, ребёнок научится слушать и чувствовать определенный ритм, четко координировать свои движения.
Предлагаем ребенку выполнить соответствующие действия. представленные на картинках. Предлагаем ребенку выполнить моторную программу. На занятии должен быть колокольчик (звони!), молоточек (стучи!), изображение ладошек (хлопай!), изображение ступней (топай!). Можно предлагать ребенку различные комбинации для выполнения моторной программы, которую можно выполнить на специальном и предложенном к игре - игровом поле, куда можно выложить карточки: хлопай, звони, звони, топай, стучи, хлопай, стучи и т.д.
Многие идеи игр рождаются на занятии сами.
Потамошнева Наталья Алексеевна