12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
наталья34
0

Урок на тему «Дифференциация букв п, т по оптическому сходству»

Конспект урока

Автор: Богданович Марина Владимировна

Предмет: логопедия

1)Образовательные:

учить различать п, т в слогах, словах;

отрабатывать механические навыки движения руки;.

совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;

совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

2)Коррекционно-развивающие:

развитие зрительно-пространственных представлений;

развитие зрительного анализа и синтеза;

создать условия для развития двигательной сферы;

развитие мелкой моторики;

развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.

3)Воспитательные:

воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно;

формирование учебного поведения.

Используемые методы и приемы: метод объяснительно – иллюстративный, метод самостоятельной работы ученика; приѐм вариативности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, интерактивная доска, раскраски

1.Организационный момент

Л: Итак, начинается наше занятие. Чтобы настроиться на работу вспомним наш девиз.

У: Слушай! Думай! Не ленись! Правильно писать учись!

Л: Садитесь.

2. Постановка цели занятия

Л: Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, где живут герои разных сказок.

Каждый из вас должен рассмотреть картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней.

Дети называют, на доске появляются надписи с выделенными буквами п, т:

 

Слайд 1

Доктор Айболит
 

Слайд 2

Кот в сапогах

 

Слайд 3

Золотая рыбка

 

Слайд 4

Золотой Петушок

Слайд 5

Красная Шапочка

Слайд 6

Буратино

Л: Все эти герои помогут нам сформулировать тему нашего занятия. В темах наших занятий всегда есть главное слово. Какое?

Слайд 7

У: Различаем. На доску вывешивается карточка со словом «Различаем».

Л: А что мы сегодня будем различать, мы узнаем, если посмотрим на доску.

На экране написаны названия героев сказок с пропущенными буквами п и т Слайд 8

Айболи-

Красная Ша-очка

Бура-ино

Золо-ая Рыбка

Ко- в Са-огах

Золотой Петушок

Л: Итак, ребята, какие буквы пропущены в именах сказочных героев? У: Пропущены буквы п и т.

Л: Давайте проверим это. На экране появляются имена сказочных героев с вставленными буквами.

Слайд 8

Айболит, Красная Шапочка, Буратино, Золотая Рыбка, Золотой Петушок, Кот в Сапогах

Л: Какие буквы мы будем сегодня различать?

У: Мы будем различать буквы п и т. На доску вывешивается карточки с буквами П п — Т т.

Л: Обратите внимание, ребята, что мы будем различать заглавные письменные буквы и строчные письменные буквы. Прочитаем тему занятия «Различаем П п — Т т»

Л: Чем похожи и чем различаются эти буквы?

У: Отвечают.

Л: Обратите внимание на одинаковые элементы букв п и т: п — как бы «прячется» в т. А в т есть добавочный элемент, то есть различаются они количеством элементов.

Л: Да, мы сегодня будем различать буквы п и т по написанию. Ребята, а почему я написала все эти слова с большой буквы?

У: Потому что это имена сказочных героев. А все имена собственные мы пишем с большой буквы.

3. Основная часть занятия.

Л: Ребята, давайте вспомним этого сказочного героя. Кто это?

Слайд 9

У: Это Незнайка.

Л: А из какой он сказки?

У: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».

Л: Кто автор книг о Незнайке? У: Н. Н. Носов.

Л: Как зовут друзей Незнайки?

Слайд 10

У. Знайка, Торопыжка

Л: У Незнайки есть друг, Торопыжка. Как вы, ребята, думаете, почему его так назвали?

У: Потому что он всегда торопиться.

Л: Правильно, сейчас, я расскажу вам историю, которая приключилась с Торопыжкой, а вы внимательно слушайте и запомните, что Торопыжка делал не так.

Чтение сказки Л. Н. Ефименковой «Торопыжкина беда». Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдем гулять!», а получается: «Пойдем гуляпь!» Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке (на наборное полотно выставляется изображение Знайки) и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в слове «три»? «Т», — отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, — говорит Знайка, — что у буквы «т» три ножки, а у буквы «п» — пара ног, т. е. две. Помни об этом и перестань торопиться».

Л: Ребята, какие ошибки допускал Торопыжка на письме? У: Он путал буквы п и т.

Л: Что посоветовал ему Знайка? Вы запомнили как отличать буквы?

У: Он научил его как не путать буквы.

У буквы т, Т — три ножки, слово три начинается на т. А у буквы п , П — пара ножек.

Л: Среди вас, ребята, тоже есть ученики, которые путают эти буквы. Поэтому сегодня мы выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы.

Л: Давайте ещё раз повторим: У буквы т — три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква. У буквы п – пара ножек (две), слово пара начинается на п, это простая буква.(плакат на доске).

Л: Давайте напишем буквы пальчиком на парте: пишем строчную письменную букву т «раз-два-три» — получилась буква – т, «раз-два» — получилась буква – п.

4. Анализ букв

Л: А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь.

Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной

цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число

элементов.(задание на доске)

Дети выполняют.

5.Артикуляционная гимнастика

Л: В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся

звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?

У:За верхними зубами.

Л: А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?

У: Губы.

Л: Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы

не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными.

Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие

они или глухие.

Характеристика звуков п и т.

Физминутка.

Потягушечка

Потягуну-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся

Маленькими не останемся!

Вот уже растём, растём, растём!

6.Работа со слогом

Л: Друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город …

Дети. Цветочным.

Л: Малыши этого города очень любят цветы.

А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними?

У: Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю.

Л: Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам,

растущим в поле, лесу, на лугу?

У: Не топтать, не рвать большие букеты.

Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле?

У: Лесные, луговые, полевые.

Л: Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще,

вокруг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо.

Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (раскраски на столах) но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые.

Л:обратите внимание на цветок в правом верхнем углу.

Как ты думаешь, как он называется?

У:. Василек.

Л: Каким цветом его нужно раскрасить?

У:. Синим.

Слайд 11

Л: Посмотрите, и правда произошло чудо – на картинке под цветком появилась надпись. Что это за слово?

У: Слог.

Л: Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом.

Л: Однажды в гости к буквам пришёл настоящий Волшебник и велел буквам «п» и « т» спрятать свои перекладины. Он хотел испытать Торопыжку : узнает он буквы или нет.

Л: Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.

IIлаIIIок,

IIираIII,

каIIусIIIа,

IIIаIIочки,

авIIIомаIII,

IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

Л: Чтение слогов хором.

Слайд 12

 

па – та
по – то 
пу – ту 
ты – пы

ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят


– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)

 

Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)

Л: Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок - тюльпан. Где он находится?

У: В левом нижнем углу.

Слайд 13

Логопед. Посмотрите появилась надпись на картинки с тюльпаном. Что написано?

У: Слово.

7. Работа со словом

Л: Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо цифры 2 вставим букву п, а вместо цифры 3-букву т …

Прочитайте слова, запишите их. Дети выполняют.

Следующее задание выполните самостоятельно. Выберите правильный ответ под цифрами 1,2 или 3(вписывают буквы на доске). Дети выполняют. Проверка .

Отгадайте загадки.

Какое слово-отгадка – лишнее? Почему?(нет п или т) .Как можно все эти предметы назвать одним словом? ( инструменты).Правильно.

Л:Торопыжку Волшебник пригласил в Город мастеров ,где живут люди разных профессий. Задумался Торопыжка: «Кем же им стать?» Гадает на ромашке.

Л: Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы узнаете, какие профессии выбрал для себя Торопыжка

Лё…чик,

очтальон,

родавец,

док…ор,

учи…ель,

музыкан…,

с…рои…ель.

Л: Каждой профессии соответствуют свои орудия труда. Каждый мастер работает своим особым орудием. Давайте каждому мастеру дадим своё орудие труда. Один ученик называет орудие труда, а другой ,тех кому они принадлежат.( весы, скрипка, мастерок, письмо, шприц, книги, самолёт. Молодцы.

V. Итог занятия.

 – Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Чем отличаются буквы п и т ?

Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.9

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.