Урок по русскому языку на тему «Дифференциация букв п, т по оптическому сходству»
Конспект урока
Автор: Богданович Марина Владимировна
Предмет: логопедия
1)Образовательные:
учить различать п, т в слогах, словах;
отрабатывать механические навыки движения руки;.
совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
2)Коррекционно-развивающие:
развитие зрительно-пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
создать условия для развития двигательной сферы;
развитие мелкой моторики;
развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.
3)Воспитательные:
воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно;
формирование учебного поведения.
Используемые методы и приемы: метод объяснительно – иллюстративный, метод самостоятельной работы ученика; приѐм вариативности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, интерактивная доска, раскраски
1.Организационный момент
Л: Итак, начинается наше занятие. Чтобы настроиться на работу вспомним наш девиз.
У: Слушай! Думай! Не ленись! Правильно писать учись!
Л: Садитесь.
2. Постановка цели занятия
Л: Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, где живут герои разных сказок.
Каждый из вас должен рассмотреть картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней.
Дети называют, на доске появляются надписи с выделенными буквами п, т:
Слайд 1
Доктор Айболит
Слайд 2
Кот в сапогах
Слайд 3
Золотая рыбка
Слайд 4
Золотой Петушок
Слайд 5
Красная Шапочка
Слайд 6
Буратино
Л: Все эти герои помогут нам сформулировать тему нашего занятия. В темах наших занятий всегда есть главное слово. Какое?
Слайд 7
У: Различаем. На доску вывешивается карточка со словом «Различаем».
Л: А что мы сегодня будем различать, мы узнаем, если посмотрим на доску.
На экране написаны названия героев сказок с пропущенными буквами п и т Слайд 8
Айболи-
Красная Ша-очка
Бура-ино
Золо-ая Рыбка
Ко- в Са-огах
Золотой Петушок
Л: Итак, ребята, какие буквы пропущены в именах сказочных героев? У: Пропущены буквы п и т.
Л: Давайте проверим это. На экране появляются имена сказочных героев с вставленными буквами.
Слайд 8
Айболит, Красная Шапочка, Буратино, Золотая Рыбка, Золотой Петушок, Кот в Сапогах
Л: Какие буквы мы будем сегодня различать?
У: Мы будем различать буквы п и т. На доску вывешивается карточки с буквами П п — Т т.
Л: Обратите внимание, ребята, что мы будем различать заглавные письменные буквы и строчные письменные буквы. Прочитаем тему занятия «Различаем П п — Т т»
Л: Чем похожи и чем различаются эти буквы?
У: Отвечают.
Л: Обратите внимание на одинаковые элементы букв п и т: п — как бы «прячется» в т. А в т есть добавочный элемент, то есть различаются они количеством элементов.
Л: Да, мы сегодня будем различать буквы п и т по написанию. Ребята, а почему я написала все эти слова с большой буквы?
У: Потому что это имена сказочных героев. А все имена собственные мы пишем с большой буквы.
3. Основная часть занятия.
Л: Ребята, давайте вспомним этого сказочного героя. Кто это?
Слайд 9
У: Это Незнайка.
Л: А из какой он сказки?
У: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».
Л: Кто автор книг о Незнайке? У: Н. Н. Носов.
Л: Как зовут друзей Незнайки?
Слайд 10
У. Знайка, Торопыжка
Л: У Незнайки есть друг, Торопыжка. Как вы, ребята, думаете, почему его так назвали?
У: Потому что он всегда торопиться.
Л: Правильно, сейчас, я расскажу вам историю, которая приключилась с Торопыжкой, а вы внимательно слушайте и запомните, что Торопыжка делал не так.
Чтение сказки Л. Н. Ефименковой «Торопыжкина беда». Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдем гулять!», а получается: «Пойдем гуляпь!» Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке (на наборное полотно выставляется изображение Знайки) и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в слове «три»? «Т», — отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, — говорит Знайка, — что у буквы «т» три ножки, а у буквы «п» — пара ног, т. е. две. Помни об этом и перестань торопиться».
Л: Ребята, какие ошибки допускал Торопыжка на письме? У: Он путал буквы п и т.
Л: Что посоветовал ему Знайка? Вы запомнили как отличать буквы?
У: Он научил его как не путать буквы.
У буквы т, Т — три ножки, слово три начинается на т. А у буквы п , П — пара ножек.
Л: Среди вас, ребята, тоже есть ученики, которые путают эти буквы. Поэтому сегодня мы выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы.
Л: Давайте ещё раз повторим: У буквы т — три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква. У буквы п – пара ножек (две), слово пара начинается на п, это простая буква.(плакат на доске).
Л: Давайте напишем буквы пальчиком на парте: пишем строчную письменную букву т «раз-два-три» — получилась буква – т, «раз-два» — получилась буква – п.
4. Анализ букв
Л: А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь.
Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной
цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число
элементов.(задание на доске)
Дети выполняют.
5.Артикуляционная гимнастика
Л: В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся
звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?
У:За верхними зубами.
Л: А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?
У: Губы.
Л: Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы
не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными.
Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие
они или глухие.
Характеристика звуков п и т.
Физминутка.
Потягушечка
Потягуну-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!
6.Работа со слогом
Л: Друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город …
Дети. Цветочным.
Л: Малыши этого города очень любят цветы.
А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними?
У: Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю.
Л: Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам,
растущим в поле, лесу, на лугу?
У: Не топтать, не рвать большие букеты.
Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле?
У: Лесные, луговые, полевые.
Л: Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще,
вокруг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо.
Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (раскраски на столах) но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые.
Л:обратите внимание на цветок в правом верхнем углу.
Как ты думаешь, как он называется?
У:. Василек.
Л: Каким цветом его нужно раскрасить?
У:. Синим.
Слайд 11
Л: Посмотрите, и правда произошло чудо – на картинке под цветком появилась надпись. Что это за слово?
У: Слог.
Л: Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом.
Л: Однажды в гости к буквам пришёл настоящий Волшебник и велел буквам «п» и « т» спрятать свои перекладины. Он хотел испытать Торопыжку : узнает он буквы или нет.
Л: Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.
IIлаIIIок,
IIираIII,
каIIусIIIа,
IIIаIIочки,
авIIIомаIII,
IIланеIIIа
Коллективная проверка правильности выполнения задания.
Л: Чтение слогов хором.
Слайд 12
па – та |
ап – ат |
– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)
– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)
Л: Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок - тюльпан. Где он находится?
У: В левом нижнем углу.
Слайд 13
Логопед. Посмотрите появилась надпись на картинки с тюльпаном. Что написано?
У: Слово.
7. Работа со словом
Л: Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо цифры 2 вставим букву п, а вместо цифры 3-букву т …
Прочитайте слова, запишите их. Дети выполняют.
Следующее задание выполните самостоятельно. Выберите правильный ответ под цифрами 1,2 или 3(вписывают буквы на доске). Дети выполняют. Проверка .
Отгадайте загадки.
Какое слово-отгадка – лишнее? Почему?(нет п или т) .Как можно все эти предметы назвать одним словом? ( инструменты).Правильно.
Л:Торопыжку Волшебник пригласил в Город мастеров ,где живут люди разных профессий. Задумался Торопыжка: «Кем же им стать?» Гадает на ромашке.
Л: Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы узнаете, какие профессии выбрал для себя Торопыжка
Лё…чик,
…очтальон,
…родавец,
док…ор,
учи…ель,
музыкан…,
с…рои…ель.
Л: Каждой профессии соответствуют свои орудия труда. Каждый мастер работает своим особым орудием. Давайте каждому мастеру дадим своё орудие труда. Один ученик называет орудие труда, а другой ,тех кому они принадлежат.( весы, скрипка, мастерок, письмо, шприц, книги, самолёт. Молодцы.
V. Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Чем отличаются буквы п и т ?
– Чем отличаются звуки [п] и [т]?
Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.9