Конспект занятия «Дифференциация П и Т»
Тема: «Дифференциация П и Т».
Цель: Научить дифференцировать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- развитие умения сравнивать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях;
- развитие словаря;
Коррекционные:
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
- развитие фонематических дифференцировок;
- развитие навыка письма и чтения;
- развитие связной речи;
- развитие ВПФ.
- Воспитательные:
- развитие самоконтроля, самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
- развитие интереса к занятию;
- организация порядка на рабочем месте.
Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на звуки П и Т, тетради, ручки и карандаши, мяч, цифровая линейка, слоговые таблицы.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Его имя зашифровано на доске. Чтобы его узнать, нам надо познакомиться с темой нашего занятия и тогда мы быстро вставим недостающие буквы в его имя. Активно поднимаем ручки и отвечаем, за правильные ответы каждый будет получать звёздочку. В конце занятия посчитаем у кого сколько звёздочек.
- Задания на пространственную ориентацию:
возьмите правой рукой за левое ухо;
левой рукой за правый локоть;
правой рукой закрыть правый глаз;
левой рукой дотронуться до правой коленки;
2. Введение в тему. А сейчас, каждый прочитает то, что записано на его карточке.
Ребята, скажите, какие первые буквы стоят с названиях этих слов? (П и Т).
Характеристика звуков П и Т. (согл., глух., тв./мягк.).
Давайте вставим в имя нашего гостя нужные буквы и узнаем как его зовут. (Топтыжка).
Сегодня он будет смотреть кто из вас был самым активным, не выкрикивал и поднимал руку.
3. Основная часть. Определение их сходства и различия букв по написанию.
- Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы Т? у буквы П?
- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
- Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)
4. Вычленение букв п и т. У каждого из вас на столах есть карточка с буквой. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук вы услышали в слове: П или Т. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, пирог, танк.
5. Дифференциация букв П – Т в слогах. Чтение слоговой таблицы.
6. Игра «Волшебный ластик».
Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
А сейчас открываем тетради, записываем сегодняшнее число (15 декабря) и тему урока (Пп-Тт).
Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё
- Какое слово спряталось в слогах? (пот.)
7. Дифференциация букв П - Т в словах. Сравнение слов по написанию.
В начале урока вы читали слова на карточке (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “Т”.
На доске карточка “тачка”. Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? (“Пачка”).
Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.
Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.
8. На столах у вас есть карточки. Давайте прочитаем задание: вставить в слово недостающий слог ПА или ТА.
….вел ….нец ….лец |
ПА ТА |
....рус ….релка ….буретка |
8. Игра «Шпионы». Прочитайте слова, используя ключ шифра.
Запишите слова в тетрадь. В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.
9. Физ. Минутка.
Нужно словить мячик правой рукой, если услышите звук [П] в словах, если услышите звук [Т] – словить левой. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).
10. Классификация слов по наличию букв П – Т. Запишите слова в два столбика:
11. Назови картинки, соедини их с буквой. Определение места букв П – Т в слове.
Определите место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.
Назовите слова, в которых буква “П” и “Т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
п |
т |
портфель |
||||||||
п |
т |
лопата |
12. Дифференциация букв П – Т в предложениях. Формирование навыка понимания прочитанного.
Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:
Над столом висит (толка, полка).
Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.
Теплоход приходит в (торт, порт).
Мише подарили (порт, торт).
От лентяев мало (полка, толка).
13. Работа с деформированными предложениями. Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.
Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.
#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.
14. Итог занятия. Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?