Методическая разработка логопедического занятия-игры «Дифференциация оптически сходных букв п – т» (2–3 класс)
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Первомайского района Тамбовской области
Методическая разработка
логопедического занятия – игры по теме:
«Дифференциация оптически сходных букв п – т, П – Т»
Подготовила и провела:
учитель – логопед
Порошина Ольга Анатольевна
Методическая разработка
логопедического занятия – игры по теме:
«Дифференциация оптически сходных букв п – т, П – Т»
Цель: Дифференциация оптически сходных букв п – т
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей знания о буквах п - т
- учить различать звуки [п]- [ т], буквы п – т на письме.
- научить конструировать и реконструировать буквы п, т.
Коррекционные:
- развитие временных отношений, зрительно-пространственного восприятия, представлений и ориентировки.
-развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
- развитие конструктивной деятельности.
- развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.
- развивать орфографическую зоркость.
- развитие умения составлять словосочетания и пр
- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.
- развитие общей и мелкой моторики рук.
- развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.
- тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.
Воспитательные:
- развитие навыка самоконтроля и самостоятельности.
- воспитание умения слушать и слышать друг друга.
- воспитание вежливого отношения к товарищу.
Оборудование: стилизованные изображения букв п – т, предметные картинки; цифровая линейка; карточки с буквами п – т; слоговые таблицы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.
1. Игра «Отгадай букву» Какие буквы повторяются в начале каждой строки?
Попугай в ажурной клетке
Песню пел своей соседке.
Повторил мой голосочек,
Посмеялись мы разочек.
Тигр – это та же кошка
Только дикая немножко
Те же уши, тот же хвост
Только чуть повыше рост.
II. Основная часть.
Логопед: Давайте послушаем сказку о медвежонке Торопыжке.
2. Инсценирование сказки «Сказка о медвежонке Торопыжке».
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но с ним приключилась вот какая неприятность. Из – за своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать. И получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: « Я хочу конфету», а получается «Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает «Пойдем гуляпь».
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Звуковичку и рассказал ему о своей истории. А тот у него спрашивает: «Какую букву ты пишешь в начале слова три?» «Букву т, - отвечает Торопыжка.
- Так вот, запомни, - говорит Звуковичок, - что у буквы т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!
Логопед: Среди вас тоже есть ребята, которые, как Торопыжка, путают буквы т и п. Вот мы и потренируемся различать эти буквы.
Логопед: Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия букв п и т. Верно записывать слова и предложения с этими буквами.
3. Игра «Узнай звук по артикуляции»
Логопед: Давайте уточним артикуляцию этих звуков:
Звук [п]: губы плотно сжаты, язык свободно лежит во рту, сильная воздушная струя прорывает преграду из губ;
- Раз есть преграда, значит звук [п] согласный.
- Проверим, работают ли голосовые связки, если не работают, значит звук [п] глухой.
Звук [т]: губы разомкнуты, язык за верхними зубами, сильная воздушная струя прорывает преграду между языком и нёбом;
- Раз есть преграда, значит звук [т] согласный.
- Голосовые связки не работают, значит звук [т] глухой.
Итак: мы выяснили, что звуки «п – т» – согласные, твердые, глухие, на письме обозначаются буквами пэ, тэ. (показать буквы)
Дети: Общее у этих звуков - согласные, твердые, глухие. Отличие: при произнесении «п» губы закрыли, а при произнесении «т» – открыли.
4. Игра «Мастерская букв»
Зрительный анализ букв. Сравнение букв занятия.
Анализ буквы п.
Логопед: Посмотрите на букву п (письменный вариант, изображенный на карточке) и вспомните, что помогло запомнить написание этой буквы? Какой эпизод из сказки? (У буквы “п” - пара ног). На доске появляется схема – подсказка. (II – 2)
Работа в тетрадях. Логопед: Откройте тетради и пропишите букву “п”.
Анализ буквы т.
Логопед: Посмотрите на букву т (письменный вариант, изображенный на карточке) и вспомните, какая схема – подсказка помогла запомнить написание буквы. (У буквы “т” - три ноги) (III – 3)
Работа в тетрадях.
Логопед: Пропишите букву “т”
Нахождение сходства и различия в написании букв п – т
- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
- Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)
Конструирование букв п и т.
Логопед: У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т.
Логопед: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)
5. Соотнесение графемы с артикулемой. Выбор символов для обозначений на письме букв занятия.
Логопед: У рукописной буквы п вертикально пишем 2 палочки, у рукописной буквы т – три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п – 2, т – 3.
Игра «Покажи букву». Развитие зрительного внимания.
У каждого ученика буквы п и т. Логопед показывает цифру 2 или 3, ученики показывают соответствующую букву.
2, 3, 3, 2, 2, 2, 3, 2, 3, 2, 3, 3, 2.
Работа по индивидуальным карточкам.
Логопед: Запишите под цифрами соответствующие буквы.
п – 2, т – 3
2 3 2 3 3 2 2 3 2 3 2 2
______________________________
Проверка: на доске записан правильный ряд букв. Один ученик читает свой вариант, дети проверяют и сверяют с записью на доске.
6. Дифференциация букв п – т в слогах.
Чтение слоговой таблицы.
па - та |
ата - апа |
пта |
тпа |
то - по |
опа - ота |
пто |
тпо |
пу - ту |
ута - упа |
пту |
тпу |
ты - пы |
апы - аты |
пты |
тпы |
7. Игра «Волшебный ластик».
Логопед: Однажды в гости к буквам пришел веселый ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите что произошло. Остались одни палочки. Давайте восстановим буквы, прочитаем слоги и запишем их. С новой строчки с заглавной буквы запишите красиво слоги с проговариванием: «па» пишу 2 ножки, «то» пишу 3 ножки
// у |
///а |
//а/// |
//у |
/// ы |
//я |
//о/// |
///а |
///е/// |
// ё |
Логопед: Какое слово спряталось в слогах?
Ответ детей: Пот
Логопед: Вы записали слоги и проговорили количество ножек у букв п и т. Сейчас вы познакомитесь с героями занятия.
8. Знакомство с героями занятия.
Логопед: Соберите имена детей из букв.
О, П, Л, Я – Поля
Т, Л, Я, О - Толя
Логопед: Чем отличаются имена?
Ответ детей: Написанием, значением. Толя – имя мальчика. Поля – имя девочки.
9. Игра на развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед: Толя и Поля составляли из слогов слова. Каждый из них хотел составить слово со своим слогом – ПА или ТА. Давайте разрешим спор детей.
Вставьте карточки со слогами ПА и ТА и прочитайте слова.
…вел …нец …лец кру… …кси …мара …ракан |
па та |
…рус …пироса …поротник …релка …буретка …ня …ша |
Логопед: Однажды Толя и Поля пошли гулять в лес. И мы с вами тоже немного отдохнем.
Игра «Приятный запах». Дыхательная гимнастика.
Цель: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.
Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.
Описание. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах».
10. Физкультминутка «Солнышко» Цель: снятие напряжения, отдых
Солнышко, солнышко, Потянуться руками вверх, встать на носки
В небе свети!
Яркие лучики Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
К нам протяни.
Ручки мы вложим Разбиться на пары, протянуть друг другу руки.
В ладошки твои,
Нас покружи, Покружиться парами.
Оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки.
На лужок.
Там все мы встанем Образовать круг.
Дружно в кружок.
С песнями водим Идти по кругу.
Мы хоровод.
Солнышко с нами
По кругу идет.
Хлопают радостно Похлопать в ладоши.
Наши ладошки.
Быстро шагают Идти быстрым шагом.
Резвые ножки.
Солнышко скрылось, Присесть, голову закрыть руками.
Ушло на покой. Руку под щеку.
Мы же на место
Сядем с тобой. Тихо, спокойно сесть на место.
Логопед: Дети уже собирались пойти домой, но тут на лесной дорожке появился маленький старичок Лесовичок. (Логопед выставляет изображение Лесовичка.)
Шел по лесу старичок,
Старичок – Лесовичок.
Нес подарки нам в корзинке,
А куда свернул с тропинки,
Мы и не заметили,
Нигде его не встретили!
Отправляемся на поиски Старичка – Лесовичка.
11. Игра на развитие мелкой моторики «Шишки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Игра с природным материалом снимает эмоциональное напряжение, формирует познавательную активность и творческое воображение у детей.
12. Дифференциация букв п – т в словах.
Игра «Найди буквы п – т в слове».
Логопед: Определите место букв п и т в словах с помощью цифровой линейки.
У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами п-т.
Предметные картинки: лопата, петух, тапки, лапти.
13. Игра «Что задумал Лесовичок?» Лесовичок решил подшутить над ребятами. Он спрятал их вещи.
Логопед: Прочитайте слова, используя ключ шифра. Вопросы детям:
- Ксюша, какую букву поставишь вместо цифры 2?Почему?
- Егор, какую букву поставишь вместо цифры 3? Почему?
// - п |
/// - т |
2 -п |
3 - т |
жел /// ок |
сиро // |
2 ла 3ок |
3 ор 3 |
// авлин |
зака /// |
3 ол 2а |
а 2 3 ека |
/// ворог |
са // ог |
2 ира 3 |
3 абуре 3 |
кру // а |
с /// анок |
2 о 3 олок |
2 ор 3 фель |
- Запишите слова в тетрадь.
В тетради у детей: желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.
14. Логопед: Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.
Загадка. Цель: развитие логического мышления.
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя
Логопед: Медведи пригласили детей в дом. Они угостили их сладостями, напоили чаем. Чем кормили детей медведи?
Дети: Медведи угощали детей печеньем, персиками, перцем, тортом и молоком.
15. Игра на развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительной памяти
Логопед: На какие фигуры похожи предметы, которыми угощали детей? Соедините фигуры стрелочкой с предметами
Классификация слов по наличию букв п – т.
Логопед: Назовите картинку. Определите, какой звук произносится, и какую букву п или т нужно писать. Запишите слова в два столбика.
16. Игра со словами – паронимами. Сравнение слов по написанию и смыслу.
- Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.
На доске карточка “тачка”.
- Объясните значение слова.
Та́чка — простое устройство для транспортировки грузов, использующее принцип рычага для уменьшения прикладываемого усилия.
Логопед убирает один элемент у слова “тачка”
Логопед: Какое слово получилось?
Дети: Пачка
Логопед: Объясните значение слова.
Дети: Пачка - небольшой пакет каких-нибудь однородных, упакованных или сложенных вместе предметов.
Точно также сравниваются слова “торт”, “порт”.
Порт — место на берегу моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. Тара - то, в чём хранится или транспортируется товар (мешки, бочки, ящики и т. п.) В качестве тары ― в зависимости от вида продуктов ― употребляются ящики, корзины, мешки, а для меда ― фляги или бочонки.
Запись слов в тетрадь.
Образец: тачка – пачка, торт – порт
17. Игра «Путь домой». Логопед: Медведи решили проводить детей. На их пути - широкая река. Перебраться через нее можно только построив плот. Плот — конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки
Подберите на берегу реки бревна, на которых парами записаны слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой.
тачка – пачка
пара – тара
торт – порт
Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.
Дифференциация букв п – т в предложениях.
Логопед: Наши герои пошли дальше. Впереди они увидели старичка Лесовичка. Он собирал лекарственные растения и ягоды, из которых потом приготовит лекарство для лесных жителей. Толя и Поля решили им помочь.
Логопед: Прочитайте стихотворение, выделите буквы п – т.
На крапиве, как на плитке,
Вскипятили чай улитки.
Заходи чайку напиться,
Кто крапивы не боится.
Игра на развитие зрительной и слуховой памяти. Активизация речи, отработка речевого ритма и четкого произношения. Отработка скороговорки со звуками “П” и “Т”:
Совсем немного осталось до деревни, в которой живут Толя и Поля. Тут Поля вспомнила скороговорку с любимыми буквами п – т и решила научить старичка Лесовичка и медведей произносить ее верно и правильно.
Логопед: Прочитайте текст скороговорки и постарайтесь произнести ее быстро.
От топота копыт пыль по полю летит.
Логопед: Запишите скороговорку по памяти и назовите буквы занятия.
III Итог занятия.
Логопед: Старичок Лесовичок и медведи проводили детей до деревни. Пора прощаться. Назовите для Поли и для Толи слова с их любимыми буквами.
Логопед: С какими буквами вы работали сегодня на занятии?
Дети: С буквами п, т.
Логопед: Чем отличаются в написании эти буквы?
Дети: У п – две ножки; у , т – три ножки.
Логопед: Какими звуками обозначаются эти буквы?
Дети: Они обозначаются звуками п, т. Звуки «п – т» – согласные, твердые, глухие
Логопед: Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей.
Логопед: Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы.
Список использованной литературы:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 - 88 с.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии – М, Аквариум, 2006
Горбачёва Марина Юрьевна