Дифференциация звука «Т и Ть, буква Т»
Тема: «Дифференциация звуков [Т] и [Т’], буква Т»
Цель: учить дифференцировать звуки [Т] и [Т]’, формирование представлений о букве Т.
Задачи:
речевые:
- создание мотивации к речевой деятельности;
- формирование навыка различения и четкого произношения звуков [Т]-[Т]’;
- активизация и расширение словаря;
- изучение новой буквы;
развивающие:
- развитие звукового, слогового и языкового анализа;
- развитие языкового синтеза;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие слухоречевой памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-пространственных представлений.
Оборудование: доска, картинки с изображением девочки Тани и мальчика Тёмы, тигра, кота, танка, тыквы, ворот, петуха, котенка, телефона, теленка, тюльпанов, белки, майки, банана, буква Т.
Содержание занятия
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к занятию. У каждого в стаканчиках должно быть 2 синих, 2 красных и 2 зеленых карандаша, простой карандаш и ваши папки.
Начнем мы с вами со знакомой вам игры «Надо вспомнить».
Скажите, из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Из чего состоят слоги?
Какие звуки вы знаете?
Какие бывают согласные звуки?
2.Основная часть
-Знакомство с темой занятия
Ребята сегодня к нам в гости пришли Таня и Тима. Они принесли нам загадки. Давайте их отгадаем и узнаем, какие звуки к нам пришли вместе с ребятами.
Таня принесла такую загадку:
Кто там в комнате сидит
И усами шевелит?
Пятнышки на брюшке,
Ушки на макушке,
И мурлычет, как поёт...
Это – наш пушистый ...(Кот)
Какой звук в конце слова? Так какой же звук к нам пришел на занятие?
А Тима принес другую загадку:
Он огромный и усатый,
И (к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - (тигр)
Какой первый звук в слове тигр? (Ть)Так какой же звук к нам пришел на занятие?(Ть)
Кто скажет, какие два звука пришли к нам в гости?(Т и Ть)
-Характеристика звуков, их различение
А теперь давайте похвалим наших гостей. Сначала звук Т.
Он согласен преодолеть преграду? Значит звук Т… (согласный)
Какая преграда стоит у него на пути?
Он глухой или звонкий? Давайте проверим (дети вместе с логопедом закрывают ушки и произносят звук Т).
Твердый или мягкий? (дети вместе с логопедом кладут ручку на шею и произносят звук Т)
А теперь давайте похвалим звук Т’. (Дети по той же схеме характеризуют звук Т’)
Он согласен преодолеть преграду? Значит звук Т… (согласный)
Какая преграда стоит у него на пути?
Он глухой или звонкий? Давайте проверим (дети вместе с логопедом закрывают ушки и произносят звук Т).
Твердый или мягкий? (дети вместе с логопедом кладут ручку на шею и произносят звук Т)
Чем же отличаются эти звуки? Звуки отличаются тем, что звук Т – твердый, а звук Т’ – мягкий. (Просим проговорить эту формулировку каждого ребенка)
Что у звуков Т и Т’ общего? Оба звука глухие.
Давайте закроем ненужные картинки.
Звук Т звонкий или глухой? Какую картинку мы закрываем?(колокольчик)
Звук Т какой…(твердый), а звук Т’…(мягкий).
Значит сегодня мы с вами закрываем только одну картинку. Какую картинку мы закрываем? (колокольчик) Почему?
На партах у вас лежат конверты. Пододвиньте их к себе. Откройте. Уберите в конверт ненужные карточки. У вас есть на доске подсказка.
-Развитие фонематического восприятия
Игра «Ушки на макушке»
Перед собой на парту положите варежки, таким образом мы всегда будем помнить что звуки Т и Т’ – глухие. В правую руку возьмите плюшевого мишку, а в левую – молоточек. Как только услышите звук Т, то поднимаете молоточек, а когда услышите звук Т’ – мишку. Какую картинку вы поднимите когда услышите звук Т/ Т’?
Слушайте внимательно.
Звуки: Т, А, Т’, Б, Т’, Н, Т, У, Т’, Т, М, Т’, И.
Слоги: ТА, БУ, ВЫ, ТЯ, ТО, НУ, ТЕ, ТЫ, МА, ТУ,ТЁ, КА
Сейчас я буду говорить вам слова. А вы не только карточки поднимаете когда слышите наших гостей, но и запоминаете слова с ними.
Слова: танк, телефон, кабан, туфли, котенок, банан, топор, майка, тюльпан, утка, белка, паутина, кот, нить.
А сейчас проверим кто какое слово запомнил.
(Обращаясь к одному ребенку) Какие ты слова запомнил? Помоги ему/ ей.
Молодцы!
-Физкультминутка
Сейчас мы с вами немного отдохнем и сделаем зарядку, но помните - одно движение запрещено. Кто сделает запрещенное движение, выходит из игры.
Давайте себе похлопаем, садитесь.
-Работа в тетрадях
Доставайте из папок тетради, открываем их. Берем красный карандаш и на полях ставим красную точку там, где будете писать. Взяли простой карандаш и пишем сегодняшнее число.
Ребята слушайте внимательно, что я сейчас произнесу.
Котёнок Том играет с пушистым хвостиком.
Что это? (предложение) Чертим схему целого предложения.
Кто может повторить предложение? Сколько в нем слов? Кто нам их назовет? В этом предложении есть короткое слово? На каком месте оно спряталось? Пометим его галочкой.
Чертим схему предложения, где видны все наши слова.
Что ставим в конце предложения?
Какое первое слово в предложении? В нем есть звук Т или Т’? На каком месте он спрятался? Каким цветом обводим? Почему?
Во втором слове есть наш гость? Какой звук Т там спрятался, твердый или мягкий? На каком месте он спрятался? Каким цветом обводим? Почему?
В третьем слове есть наш гость? Какой звук Т там спрятался, твердый или мягкий? На каком месте он спрятался? Каким цветом обводим? Почему?
Какое у нас четвертое слово в предложении?
В пятом слове есть наш гость? Какой звук Т там спрятался, твердый или мягкий? На каком месте он спрятался? Каким цветом обводим? Почему?
Молодцы! Закрываем тетради.
-Игра «Подари подарки»
Ребята, а как зовут ребят, которые нам привели наших гостей?
Таня живет у нас в синем замке, а Тема – в зеленом.
Ребята, у Тани и Темы торжество. Давайте подарим им подарки. Таня будет рада подаркам в которых есть звук Т, а Тема тем, в которых есть звук Т’. С каким звуком мы будем дарить подарки Теме? А Тане?
Дети подходят к столу и выбирают карточки.
Называйте слово и кому его подарите. На каком месте спрятался звук Т/ Т’?
-Буква Т
Ребята, у нас сегодня в гостях два звука Т и Т’, но мы на письме будем обозначать из одной буквой, буквой Т. Давайте вспомним стишок о букве Т.
Чтоб букву Т запомнить нам,
Т токарь выточил нам точно:
Два столбика: один стоит,
А второй на нем лежит.
3.Подведение итогов
Наше занятие заканчивается.
Какие звуки были у нас сегодня в гостях? Чем они отличаются? (Добиться от детей полного ответа, то есть: «Звуки отличаются тем, что звук Т – твердый, а звук Т’ – мягкий».
В какие игры вы сегодня играли? Какие игры вам больше всего понравились? Молодцы!