12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лосева Ирина Игоревна65
Родилась, живу и работаю в замечательном городе. Стараюсь понять каждого своего ученика и помогаю ему быть понятым другими людьми!
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Дифференциация звуков [с] — [ш]

Цель: Совершенствовать умение дифференцировать звуки [с] — [ш] в слогах.

Задачи:

Задачи коррекционные:

Продолжать учить детей различать звуки [с-ш] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [с-ш];

Совершенствовать навыки классификации предметов; обогащать словарный запас существительными — названиями предметов посуды (сахарница, салатница, солонка); упражнять в определении лексического значения слова;

Закрепить умение составлять предложение с заданным словом.

Задачи воспитательные:

Формировать положительную учебную мотивацию; учить взаимодействию друг с другом.

Задачи здоровьесберегающие:

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Материал к занятию: проектор, презентация, зеркала по количеству детей, картинки с изображением одежды (шуба, шапка, шарф) и посуды (сахарница, салатница, солонка), коробка, удочка, символы звуков (человечки), ребристая доска, ёлка с пуговицами, картонные ёлочные украшения.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок! Давайте поприветствуем наших гостей. Какие слова можно сказать?

(Добрый день, здравствуйте).

- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

(слайд №1)

Формулировка темы занятия.

- Давайте вместе расскажем скороговорку!

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку!

- Какие звуки всё время хотят поменяться местами?

- С-Ш!

- Мы будем продолжать учиться различать эти звуки!

II. Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звуков [с-ш]

Логопед: - Посмотрите в зеркала и произнесите согласный звук [ш]!

-Когда мы произносим звук [ш], наши губы округлены (слайд №2);

-Язык за верхними зубами (слайд №3);

- Воздушная струя теплая и идет вверх. Горлышко не работает. (слайд №4)

- Звук [ш] – глухой согласный! Он – всегда твердый!

Логопед: - Посмотрите в зеркала и произнесите согласный звук [с]!

- Когда мы произносим звук [с] наши губы улыбаются (слайд №5);

-Язык за нижними зубами (слайд №6);

- Воздушная струя холодная и идет вниз. Горлышко не работает. (слайд №7)

- Звук [с] – глухой согласный! Он –твердый!

2.Сравнение звуков [с-ш].

(слайд №8)

Логопед: - А теперь сравним звуки [с-ш].

Ш:

Губы – круглые! (слайд №8)

Язык – поднят вверх!

Воздушная струя – теплая, идет вверх!

Горлышко – не работает!

Звук глухой согласный. Твердый!

С:

Губы – улыбаются! (слайд №9)

Язык – лежит внизу, на дне рта!

Воздушная струя – холодная, идет вниз!

Горлышко – не работает!

Звук глухой согласный. Всегда твердый!

Логопед: Чем эти звуки похожи?

Дети: [с-ш] – оба глухие согласные.

- А как мы убедимся, что оба звука глухие согласные?

Дети отвечают.

- Когда мы произносим глухой звук, горлышко не работает. Чтобы определить, работает горлышко или нет, надо положить руку на основание шеи и произнести звуки.

Дети определяют, что оба звука глухие, потому что горлышко «не работает».

Логопед: - Чем эти звуки отличаются?

- Когда произносим звук [с], где язык находится?

(Лежит внизу)

- Губы что делают?

(Улыбаются)

- А когда произносим звук [ш], где находится язык?

(Язык за верхними зубами.)

- Губы какие?

(круглые)

3.Различение звуков [с-ш] на слух. (слайд №10)

- Посмотрите, у одного человечка руки подняты вверх. Он произносит звук…[ш]. И наш язык поднят вверх!

- А другой вытянул руки в сторону. Он произносит звук…[c]. И наш язык лежит внизу!

- А теперь я буду произносить звуки, а вы руками показывайте положение языка!

Логопед закрывает экраном рот, чтобы дети не видели артикуляции, и произносит звуки: с, ш, с, с, ш, ш…и т.д. Дети показывают руками положение языка.

- Вы так хорошо произносили звуки [с-ш], что человечки пришли к нам на урок! (Символы звуков выставляются на доску).


 

4.Различение звуков [с-ш] в словах.

- Смотрите! Наши человечки выскочили из коробки, но не успели взять оттуда свои вещи. Поможем им достать вещи? Надо поймать картинку на удочку и правильно назвать предмет на картинке.

Дети выуживают из коробки картинки с изображением разных предметов (шуба, шапка, шарф, сахарница, салатница, солонка) и произносят правильно слова со звуками [с] и [ш].

- Но звуки не знают, как поделить вещи. Надо им помочь. Определите первый звук в слове и узнайте, кому принадлежит эта вещь.

Дети по начальному звуку определяют, какому звуку принадлежит предмет, и ставят картинку на наборное полотно рядом с символом (человечком) звука.

5.Припоминание обобщающих слов.

- Посмотрите на предметы, которые принадлежат звуку [ш]. Как назвать их одним словом?

(Одежда.)

- А предметы, которые принадлежат звуку [с]?

(Посуда.)

6. Физминутка.

Логопед называет упражнение, дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая артикуляционные движения движениями рук.

«Улыбка» - Разведение рук в стороны

«Трубочка» - Ладони перед грудью приближены друг к другу.

«Улыбка - Трубочка» Разводим ладони и сближать.

«Месим тесто» - Аплодируем, расположив ладони параллельно полу. «Блинчик» - Вытягиваем вперёд руку ладонью вверх — блинчик.

«Часики» - Соединить ладони перед грудью. Наклонять ладони вправо-влево, одновременно с движениями языка.

«Качели» - Руки соединить в замок. Поднимать вверх и опускать вниз в соответствии с движениями языка.

7.Определение лексического значения слова.

- Давайте ещё раз назовём предметы посуды.

- Солонка. Что это такое? (слайд №11)

(Это посуда, в которую насыпают соль.)

- Правильно! Солонка – от слова «соль».

- Салатница. Что это такое? (слайд №12)

(Это посуда, в которую накладывают салат.)

- Салатница от слова … салат.

- Сахарница. Что это такое? (слайд №13)

(Это посуда, в которую насыпают сахар.)

- Правильно! Сахарница – от слова «сахар».

8.Составление и анализ предложения.

- Ребята! Теперь надо составить предложение с любым словом из тех, которые мы сегодня вспоминали. Для этого надо пройти по мостику и посчитать, сколько слов в вашем предложении. Тогда вы сами сможете открыть нашу коробочку и посмотреть, что там!

Логопед кладёт на пол ребристую доску.

- По мостику надо идти осторожно, небольшими шагами, красиво: руки на поясе, спина прямая. Дети составляют предложения и проходят по «мостику».

- Теперь вас ждет сюрприз!!!

8.Чтение слогов со звуками [с] и [ш].

- Ребята, какой сейчас месяц? А какой скоро праздник?

Декабрь! Новый год!

- Сейчас мы с вами будем украшать ёлочку! Вам надо взять шарик, правильно прочесть слог. И пристегнуть шарик к пуговице на ёлочке!

ШКА СКА, СНО ШНО, СМО ШМО, ШВО СВО, СНУ ШНУ, ШМУ СМУ, СВУ ШВУ, ШКУ СКУ, СНЫ ШНЫ, СМЫ ШМЫ, ШКЫ СКЫ, СВЫ ШВЫ

Учащиеся прочитываю слоги со стечением согласных в начале. Пристегивают шарик на ёлочку с пуговицами.


 

9.Запись слогов со звуками [с] и [ш].

- Откройте ваши тетради обведите слоги, а потом сами напишите!

шка ска сно шно смо шмо

шво сво сну шну сму шму

шву сву ску шку сны шны

смы шмы шкы скы свы швы


 

10.Развитие слухового внимания.

-Отгадайте загадки!

Ем столовой суп в обед,

Чайной пробую десерт,

Дайте мне ещё немножко,

Где моя большая ...

Осторожненько, смотри,

В руку ты его бери

Не всегда и сам поймёшь,

Как порежет руку ...

На плите стоит горячей

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

Ручки две, одна ...

Заключительная часть занятия

1.Подведение итогов.

Логопед: - Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке!

- Вспомнили как произносим звук [ш]!

- Вспомнили как произносим звук [с]!

- Читали слоги!

- Писали слоги!

- Составляли предложения!

- Вспомнили какие предметы называют посудой!

2.Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

- Что вам было трудно делать?

- Вы все –молодцы!

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.