Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С], [Ш], [З], [Ж]»

4
0
Материал опубликован 22 May 2020 в группе

Шпак Наталья Валентиновна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п.Чернянка Белгородской области

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Дифференциация звуков [С], [Ш], [З], [Ж]», 2 класс

Цель: закрепление правильного произношения звуков [С], [Ш], [З], [Ж] и их дифференциация.

Задачи:

способствовать развитию фонематического восприятия; общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

развитие и дифференциация артикуляции свистящих и шипящих звуков [С], [Ш], [З], [Ж];

активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

развитие лексико-грамматического строя речи;

формирование навыков самоконтроля за собственной речью;

формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

стимулирование к самостоятельному речевому высказыванию.

Оборудование:  презентация к занятию «В гости к госпоже осени»; пособие для выработки воздушной струи «Ветка»; предметные картинки; цветные карандаши; схемы артикуляции звуков; карточки - «облака» с картинками животных: лиса, заяц, ежата, мышь.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Мы сегодня отправимся в гости к одной госпоже. А к кому, догадайся.

Пришла без красок и кисти, и перекрасила все листья. /Осень/

- О ком пойдет речь?

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня во время путешествия будем повторять звуки [С], [Ш], [З], [Ж]. Но вначале необходимо настроиться и набраться сил. Выполним артикуляционную гимнастику.

3.   Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Лопатка»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.

Упражнение «Желобок»

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

Упражнение «Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

Упражнение «Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В школу гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).

Упражнение «Горка»

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

Упражнение «Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке. 

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

(Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней).

Упражнение «Часики качели»

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

Упражнение «Ветерок»

Для произнесения наших звуков необходим сильный ветерок, вот мы сейчас и потренируемся (разноцветные листики прикреплены на нитях разной длины: ребенок дует на заданный логопедом листик).

4. Сравнение и уточнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

- А сейчас, давай вспомним артикуляцию звуков. Как мы произносим звуки [С], [Ш], [З], [Ж].

5. Произношение звуков в словах и словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. Словообразование

-Вот мы и вошли в царство госпожи Осени - густой осенний лес.

5.1. Ветерок так сильно дул, что в нашем осеннем лесу стали опадать листья, но не простые, а со слогами. Давай прочитаем слоги на листочках. (Листья появляются на слайде последовательно).

5.2. А в лесу живет веселая…

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. /Белка/

- Что собирает белка?

- Наша белочка тоже готовиться к зиме. Давай, посчитаем её запасы.

Игра «1,3,5, много»

(Орешки, желуди, семечки, шишки)

6. Развитие координации и моторики

Упражнение «Солнышко, заборчик, камешки»

Повторяются движения за взрослым. Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены – это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик. Руки сжаты в кулаки – это камешки.

Упражнение «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого;

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки;

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого пальца;

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

5.3. Дифференциация звуков на письме

В лесу живет ещё один интересный житель:

Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит- бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец... /Ежик/

- А что происходит с ежиками осенью? (они готовятся к зиме.)

- Вот и наш ежик уснул, но оставил странное письмо, что-то произошло с отдельными буквами. Попробуем прочитать.

(Текст с пропущенными буквами)

На_тупила _олотая о_ень.

Скоро придёт сне_ная _има.

Мы – е_и, _имой _пим.

До встречи ве_ной.

- А кто еще из животных засыпает зимой?

5.4. Произношение звуков [С], [Ш], [З], [Ж] в предложениях. Усвоение родительного и дательного, творительного падежа имен существительных (На карточках-«облаках» картинки животных: лиса, ежи, заяц, мышка).

- Ежик спит, и сняться ему друзья, с которыми он познакомился.

- Кого он увидел во сне? С кем играл в прятки? Кого хотел бы увидеть? К кому хотел бы сходить в гости? (Ответ на вопросы полным предложением)

7. Развитие фонематического восприятия (с диагностическим моментом)

- Пусть ежик спит до весны, а мы подошли к замку госпожи Осени. 

 Но ветерок постарался не только в лесу, он пошалил и в замке. Перепутал все предметы. Надо навести порядок. Разложить все на свои места.

- Молодец. Госпожа Осень очень довольна твоей работой.

(Учащийся раскладывает предметные картинки под соответствующими буквами, определяя дифференцируемые звуки).

8. Итог занятия. Рефлексия.

- Какие звуки мы повторяли, пока путешествовали? Вспомни, какое задание для тебя было самым сложным. Что нужно повторить дома?

Список использованной литературы и источников:

1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://sport.wikireading.ru/4047(22.05.2020)

2. Зубавленко Е.В. Большая картотека пальчиковой гимнастики на все лексические темы [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/23/bolshaya-kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-na-vse-leksicheskie-temy(22.05.2020)

3. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.- 2000г. http://pedlib.ru/Books/2/0025/2_0025-10.shtml(22.05.2020)

4. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика //Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88.

5. 55 лучших загадок про ежика: изучаем лесных зверей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multi-mama.ru/zagadka-pro-ezhika/ (22.05.2020)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.