Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С], [Ш], [З], [Ж]»
Шпак Наталья Валентиновна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п.Чернянка Белгородской области
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Дифференциация звуков [С], [Ш], [З], [Ж]», 2 класс
Цель: закрепление правильного произношения звуков [С], [Ш], [З], [Ж] и их дифференциация.
Задачи:
способствовать развитию фонематического восприятия; общей и мелкой моторики, речевого дыхания;
развитие и дифференциация артикуляции свистящих и шипящих звуков [С], [Ш], [З], [Ж];
активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;
развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование навыков самоконтроля за собственной речью;
формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
стимулирование к самостоятельному речевому высказыванию.
Оборудование: презентация к занятию «В гости к госпоже осени»; пособие для выработки воздушной струи «Ветка»; предметные картинки; цветные карандаши; схемы артикуляции звуков; карточки - «облака» с картинками животных: лиса, заяц, ежата, мышь.
Ход занятия.
1.Организационный момент
– Мы сегодня отправимся в гости к одной госпоже. А к кому, догадайся.
Пришла без красок и кисти, и перекрасила все листья. /Осень/
- О ком пойдет речь?
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня во время путешествия будем повторять звуки [С], [Ш], [З], [Ж]. Но вначале необходимо настроиться и набраться сил. Выполним артикуляционную гимнастику.
3. Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лопатка»
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.
Упражнение «Желобок»
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Узкий, узкий желобок
По нему ручей течет.
Язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.
Упражнение «Чашечка»
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Язык удерживает чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).
Упражнение «Грибок»
Вырос гриб большой в лесу,
В школу гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.
Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).
Упражнение «Горка»
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).
Упражнение «Лошадка»
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
(Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней).
Упражнение «Часики – качели»
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
На качелях удержись!
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.
Упражнение «Ветерок»
Для произнесения наших звуков необходим сильный ветерок, вот мы сейчас и потренируемся (разноцветные листики прикреплены на нитях разной длины: ребенок дует на заданный логопедом листик).
4. Сравнение и уточнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
- А сейчас, давай вспомним артикуляцию звуков. Как мы произносим звуки [С], [Ш], [З], [Ж].
5. Произношение звуков в словах и словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. Словообразование
-Вот мы и вошли в царство госпожи Осени - густой осенний лес.
5.1. Ветерок так сильно дул, что в нашем осеннем лесу стали опадать листья, но не простые, а со слогами. Давай прочитаем слоги на листочках. (Листья появляются на слайде последовательно).
5.2. А в лесу живет веселая…
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. /Белка/
- Что собирает белка?
- Наша белочка тоже готовиться к зиме. Давай, посчитаем её запасы.
Игра «1,3,5, много»
(Орешки, желуди, семечки, шишки)
6. Развитие координации и моторики
Упражнение «Солнышко, заборчик, камешки»
Повторяются движения за взрослым. Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены – это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик. Руки сжаты в кулаки – это камешки.
Упражнение «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого;
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки;
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого пальца;
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
5.3. Дифференциация звуков на письме
– В лесу живет ещё один интересный житель:
Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит- бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец... /Ежик/
- А что происходит с ежиками осенью? (они готовятся к зиме.)
- Вот и наш ежик уснул, но оставил странное письмо, что-то произошло с отдельными буквами. Попробуем прочитать.
(Текст с пропущенными буквами)
На_тупила _олотая о_ень.
Скоро придёт сне_ная _има.
Мы – е_и, _имой _пим.
До встречи ве_ной.
- А кто еще из животных засыпает зимой?
5.4. Произношение звуков [С], [Ш], [З], [Ж] в предложениях. Усвоение родительного и дательного, творительного падежа имен существительных (На карточках-«облаках» картинки животных: лиса, ежи, заяц, мышка).
- Ежик спит, и сняться ему друзья, с которыми он познакомился.
- Кого он увидел во сне? С кем играл в прятки? Кого хотел бы увидеть? К кому хотел бы сходить в гости? (Ответ на вопросы полным предложением)
7. Развитие фонематического восприятия (с диагностическим моментом)
- Пусть ежик спит до весны, а мы подошли к замку госпожи Осени.
Но ветерок постарался не только в лесу, он пошалил и в замке. Перепутал все предметы. Надо навести порядок. Разложить все на свои места.
- Молодец. Госпожа Осень очень довольна твоей работой.
(Учащийся раскладывает предметные картинки под соответствующими буквами, определяя дифференцируемые звуки).
8. Итог занятия. Рефлексия.
- Какие звуки мы повторяли, пока путешествовали? Вспомни, какое задание для тебя было самым сложным. Что нужно повторить дома?
Список использованной литературы и источников:
1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://sport.wikireading.ru/4047(22.05.2020)
2. Зубавленко Е.В. Большая картотека пальчиковой гимнастики на все лексические темы [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/23/bolshaya-kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-na-vse-leksicheskie-temy(22.05.2020)
3. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.- 2000г. http://pedlib.ru/Books/2/0025/2_0025-10.shtml(22.05.2020)4. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика //Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88.
5. 55 лучших загадок про ежика: изучаем лесных зверей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multi-mama.ru/zagadka-pro-ezhika/ (22.05.2020)