12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна 64
Россия, Карелия респ., Пудож
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

Тема: Дифференциация звуков и букв С-Ш. Лексическая тема: Посуда.

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) закреплять знания о звуках С-Ш;

2) дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

3) соотносить звуки и буквы с символами.

Коррекционно-развивающие:

1)развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи звуки С-Ш;

2) развивать связную речь;

4) развивать восприятие,внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1)воспитывать самоконтроль и самооценку;

2) воспитывать желание активно работать на занятии;

Оборудование: мяч, карточки с заданиями («анонимное послание»), зеркала, буквы, протоколы, , картинки с посудой (самовар, дуршлаг, ковш, кастрюля, сковорода, шумовка, маслёнка, решето, миска, стакан, кадушка, супница, чашка, кувшин, соусник, солонка, поварёшка), карточки со словами (письмо).

Ожидаемые результаты:

повышение активности учащихся на уроках в классе;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание

Деятельность учителя-логопеда и обучающихся

1.Постановка учебной проблемы.

- Здравствуйте, ребята! …Знаете ли вы кто такой Шерлок Холмс? Это самый знаменитый сыщик.

- А кто такой сыщик? Как по-другому их ещё называют? Каким должен быть сыщик?

- Предлагаю нам открыть детективое агентство.

- Согласны.?!

- Детективное агентство считаю открытым, и объявляю 1 заседание.

- И у на с есть первый клиент – Федора. У неё сбежала посуда. Она просит помочь вернуть беглецов домой.

- Ребята, в следах - уликах, которые оставила посуда, есть загадочные звуки:

- Какой звук издаёт чайник, когда кипит? (сссссссс)

- Как шипит масло на сковороде? (шшшшшш)

2.Определение темы занятия.

-Каждое заседание нашего агентства должно быть запротоколировано. (Раздаю протоколы).

-Какую тему нашего заседания запишем в протокол. Догадались (подумайте), какая тема нашего заседания? Какие звуки будем сегодня различать? (Различение звуков и букв ш-с.)

3. Целеполагание

- Каждый сыщик перед собой всегда ставит задачи.

- Какие задачи мы поставим?

- Чему мы должны научиться? ( я сегодня......)

-чётко и правильно произносить звуки [ш] – [с];

-слышать и различать звуки [ш] – [с] среди других звуков.

-читать и писать слоги, слова с буквами Ша, эС .

-составлять предложения с этими словами.

- Молодцы! Ещё один шаг к поиску посуды мы с вами сделали.

4. Составление. фоторобота звуков.

- Итак, продолжаем расследование.

- Давайте составим фоторобот звуков [ ш-с ].

Рассмотрим артикуляцию звуков [ ш-с ]. Возьмите зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язычок (за верхними зубками), дует «теплый ветерок», когда произносим звук [ш] голосовые складки работают или не работают? Звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой, шипящий.

А  теперь произнесите звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язычок (за нижними зубками), дует «холодный ветерок», Когда произносим звук [с] голосовые складки работают или не работают? Звук [с] – согласный, твёрдый, глухой, свистящий.

- А теперь сравним эти звуки.

- в чем же отличие этих звуков? Работой чего они отличаются?

- Молодцы!

- Как вы думаете, где могут пригодиться знания о различии звуков [ш-с]? (В русском языке: при определении звонкости и глухости; чтобы правильно произносить и писать слова). Молодцы!

5.Работа на уровне слога. (Игра с мячом.)

- Выйдите к доске. Встаньте в круг.

-Сейчас я проверю, как вы различаете звуки [ ш -с] в слогах. Я буду каждому кидать мяч, произнося слоги со звуком [ ш], а вы возвращаете мне мяч, произнося слог со звуком [ с ] и наоборот.

6. Соотнесение звука с буквой.

(Зрительная и тактильная гимнастики)

-Продолжаем расследование. Вы знаете, что звуки на письме оставляют отпечатки. Ваша версия, как назвать эти отпечатки? (буквами)

(звук [ с ] соответствует букве ЭС, звук [ ш ] - букве ША)

- Пропишите эти буквы в воздухе.

- Нарисуем глазами ША - большую, ЭС — маленькую.

-На спине друг другу напишите любую из этих букв, партнёр должен определить, какая эта буква.

- Молодцы, Вы на верном пути.

7.Работа на уровне слова

-Возьмите карточки с буквами.

-Я убедилась, что звуки вы различаете хорошо, можно приступить к поиску посуды. Напомните, какие звуки встречаются в следах посуды? [ш-с]. Поднимите нужную букву.

….Самовар, дуршлаг, ковш, кастрюля, сковорода, шумовка, маслёнка, решето, миска, стакан, кадушка, супница, чашка, кувшин, соусник, солонка, поварёшка.

8.Физминутка «Внимательный сыщик»

- Сыщик должен быть очень внимательным, вот сейчас мы вас проверим. Я вам буду говорить какое – то движение, а вы должны будете его сымитировать. Например: укрытие - нужно присесть, дело - хлопнуть в ладоши, одеть перчатки, потянуться вверх. А сейчас я буду говорить эти слова вразброс и быстрее.

9. Работа в парах. Игра («Фотографии»)

- Предлагаю поработать в парах. Подойдите к партам. Внимательно изучите снимок и постарайтесь распределить картинки в 2 столбика.

                              Ш                        С

- Проверяем. Молодцы!

10. Заполнение протокола (запись слов в 2 столбика).

- А теперь нашу информацию зафиксируем в протоколе. Запишите названия посуды так, как вы её распределили.

- Проверка. Молодцы!

11. Работа на уровне словосочетания (анонимное послание).

- В наше Агентство поступило «Анонимное послание». Но я ничего не могу понять, помогите разобраться.

-Посмотрите? (показываю анонимное послание) Прочитать сможете? Что не так?(Нужно вставить буквы). Хорошо. Приступаем к работе.

фарфоровая  ча_ка                 чи_тая    поварё_ка

разбив.ийся  _такан               бьющаяся    по_уда

боль_ая  ка_трюля                 глиняный  кув_ин

бле_тящий   _амовар             хру_тальная    _алатница

- Проверка.

12. Коллективная работа (составление предложения).

- Закончить наше расследование и вернуть посуду Федоре нам поможет это письмо, но оно порвано. Что делать? Ваши версии.

-(Склеить части письма и прочитать, что там написано.) Работаем вместе (коллективно)

- Предложения составлены?(да)

Выразительно прочитайте предложения.

(За широкой рекой стоит дом лесника. Там вы найдёте беглецов)

13. Итог.

Рефлексия

- Дело закрыто.

- Осталось составить отчёт.

- Что сегодня было особенно интересным?

- Что показалось сложным в расследовании?

- Какое задание было легко выполнить?

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (1)

Наталья, 10.05.16 в 13:32 0Ответить Пожаловаться
Интересное и очень грамотное занятие! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.