12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журавлёва Ирина Владимировна862
Россия, Ростовская обл., Станица Казанская

Тема: Дифференциация звуков Ч – Ш.

Цель: создание условий для формирования умения дифференцировать звуки Ч-Ш, посредством выполнения различных упражнений. 

Задачи:

познакомить детей со звуками Ч – Ш;

научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков;

учить дифференцировать звуки Ч – Ш в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами и символами,

развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами – паронимами;

учить строить логически верные предложения; развивать логическое мышление.

Оборудование: буквы Ч – Ш (запись на доске); предметные картинки с изображением Чебурашки, старухи Шапокляк, крокодила Гены и Чебурашки; символы букв Ч – Ш; карточки в виде следов с записанными на них словами – омофонами.


Презентация к занятию
PPT / 11.19 Мб

Ход занятия.

I. Оргмомент.

1. Психогимнастика.

Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце) Слайд 2

Как ласково называем его? (Солнышко) Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Расслабление.

Подул холодный ветер, вам холодно.

Напряжение.

Опять засверкало солнышко.

Расслабление.

Я хочу, чтобы солнышко нас согревало на протяжении всего занятия. Помогало нам выполнять задания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Составьте имена героев занятия по первым буквам названий картинок. Запишите их. Слады 3-4.

3. Припоминание произведения и героев сказки.

Вспомните, из какой сказки пришли Чебурашка и Шапокляк? Как звали других героев этой сказки? Кто всегда старался навредить друзьям?

4. Знакомство с темой занятия.

Послушайте имена героев и назовите первые звуки в словах.

5. Сформулировать тему занятия и записать на доске. Слайд 5.

«Дифференциация звуков Ч - Ш ». Сегодня мы будем различать эти звуки, использовать их при составлении слов и предложений.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, слоги, слова нашего занятия мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику. Слайды 6-7-8-9-10.

2. Сравнительная характеристика звуков занятия.

Уточним артикуляцию и характеристику звуков «Ч – Ш».

Характеристика звука « ш» (таблица) Слайд 11.

Показ символа.

Ш – согласный, всегда твёрдый, глухой, для обозначения подходят синие наушники.

Поиграем пальчиками и произнесём звук Ш.Слайд 12.

Пальчиковая гимнастика:

Шипит сердитый гусь,

Его я вовсе не боюсь – «ш – ш – ш».

Учим детей изображать кистью руки фигуру «гуся» (сердитый).

(Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой).

Характеристика звука « ч» (таблица) Слайд 13.

Показ символа.

Ч- согласный, всегда мягкий, глухой, для обозначения подходят зелёные наушниками.

Поиграем пальчиками и произнесём звук Ч. Слайд 14.

Пальчиковая гимнастика:

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он словно печка: «ч – ч – ч».

Изобразим кистями рук фигурку – «Пароход».

(Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх).

А на палубе парохода находятся наши герои Чебурашка и старуха Шапокляк. Им очень весело, они пускают воздушные шары. А мы с вами будем играть с мыльными пузырями.

Дыхательная гимнастика:

«Пузырьки» язык должен быть широкий, воздушная струя проходит посередине языка, губы слегка вытянуты и округлены. Дети пускают мыльные пузыри. Слайд 15.


3. Дифференциация Ч – Ш в слогах.

Прочитайте слоги вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой. Слайд 16.

ЧА – ША ША – ЧА – ЧА ША – ША – ЧА – ЧА

ЧО – ШО ШУ – ШУ – ЧУ ШИ – ШИ – ЧИ – ШИ

ШУ – ЧУ АШ – АЧ – ЧА ЕШ – ЕЧ – ЧЕ – ШЕ


4. Развитие фонематического восприятия.

Чебурашка и Шапокляк спускались по лесенкам. Эти лесенки непростые: чтобы перешагнуть со ступеньки на ступеньку, нужно придумать слово.

Спуститесь по загадочным ступеням вместе с Чебурашкой и Шапокляк. Запишите слова в клеточки.

ч

а

   

ч

а

     

ч

а

     

- Что утром пьёте в столовой? (чай).

- Что носят на руке? (часы).

- Какие птицы летают над водой? (чайки).

ш

а

   

ш

а

     

ш

а

     

- С чего начинается ходьба? (шаг).

- Что мы надуваем для праздника? (шары).

- Что забивают клюшкой? (шайба).

5. Работа со словами.

Однажды Чебурашка и крокодил Гена играли со словами, Шапокляк решила над ними немного подшутить. Она направила к ним свою ручную крысу, и та незаметно утащила буквы из слов.

Слайд 17.

Наведите порядок среди слов – вставьте Буквы Ч – Ш.

Кры…а кро…ка …асы …айник бука…ка …улок.

6. Работа со словами паронимами.

Шапокляк никак не может удержаться от плохих поступков. Как много вреда она приносит! Решили Чебурашка и Гена отыскать злодейку и проучить. Но она спряталась и думает, что её никто не найдёт.

Слайд 18.

Пройдите по следам старухи Шапокляк и составьте пары слов так. Чтобы они отличались только один звуком. Сравните слова по написанию. Звучанию и значению.

Печка – пешка мычи – мыши тучка – тушка мочка – мошка кочка – кошка

7. Развитие зрительного восприятия.

Шапокляк перепутала все слоги в словах и думает, что теперь никто не сможет их прочесть.

Соберите слова из слогов. Запишите их.

Оч гун

Чу ки

Шо ка

Реч рох

лап ба

шай ша

8. Развитие умений логического построения предложений.

Шапокляк понравилось, как вы выполняете все задания. Она записала предложения со звуками

Ч – Ш. Прочитайте то, что записала старушка Шапокляк, и проверьте, есть в её записи ошибки или нет. Исправьте ошибки и запишите предложения. Слайд 19

У шапки новый Миша.

Бабушка печёт ватрушка.

Дедушка вышивает подушку для внучки.

Лошадка причёсывает мальчика.

III. Итог занятия

Слайд 20.

- С какими звуками мы сегодня работали?  

 - С какими сказочными героями мы сегодня встретились?

- Спасибо за активную работу на уроке.

Источники:

Литература:

Мазанова Е.В. « Коррекция акустической дисграфии» Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи»

Пальчиковая гимнастика:

infourok.ru/differenciaciya-ch-sh-v-slogah-slovah-...-tekste-2151924.html

Дыхательная гимнастика:

doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-v-klasse-d...-sh-v-slogah-sl.html

EduContest.net/ru/2126668/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.