Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков С - Ш»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
учителя – логопеда
на развитие звуковой стороны речи
тема «В гости к Маше»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Шагиева Эльвира Наиловна
Цель организованной образовательной деятельности:
Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С – Ш в словах, фразах, стихах
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
Обогащать словарный запас детей
Развивать умение связно высказывать свое мнение
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие:
Развивать внимание, мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
Физическое развитие:
Совершенствовать мелкую моторику
Коррекционные задачи:
Способствовать развитию фонематического слуха;
Способствовать дифференциации звуков С – Ш в словах и фразах
Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;
Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];
совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С – Ш на слух и в произношении
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей: подгрупповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Сообщение темы
– Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.
Артикуляционная гимнастика
Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.
Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).
Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга – … (Самолёт)
В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все – … (Солнце)
2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)
– Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш
– Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С
– Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш
При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.
– А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).
– Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
– Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.
– Молодцы.
3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)
Ша-ша-ша - это наша Маша
Шу-шу-су – Маша видела лису
Шу-шу-шу – письмо Мише напишу
4. Игра «Умные доски»
Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)
Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей
Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)
Маша шишку нашла
«Ах, какая шишка!» (любуемся)
Будем с шишкой мы играть,
Меж ладошками катать!
Вот немного покатали
И ничуть мы не устали.
Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.
Я куплю манишку мишке
Я куплю ему штанишки.
Для него спою я песни,
А потом станцую вальс.
Давайте выучим Машино стихотворение
Итог
– Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])
– Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.