12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Исаева Эльвира Габдразаковна1321
Россия, Челябинская обл., село Варна
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
5

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков С-Ш». Анализ занятия

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР.

Тема «Дифференциация звуков [с]-[ш]».

Цели: Коррекционно-образовательные:

Закреплять навыки различения на слух звуков [с]-[ш] и правильного употребления их в речи.

Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.

Коррекционно-развивающие:

Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.

Уточнить лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.

Обогащать словарный запас за счет слов-паронимов.

Развивать мышление, артикуляционную моторику.

Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (Бабушка-Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.); кузовок; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук, шкатулка.

Ход занятия.

Организационный момент.

-Посмотри на эти два предмета: справа от меня сундук, слева – шкатулка. Повтори эти слова за мной.

-Скажи, чем эти предметы отличаются друг от друга?

(Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок. )

-А в чем их сходство?

(Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.)

-Произнеси слово сундук и выдели первый звук. (С)

-Произнеси слово шкатулка и выдели первый звук. (ш)

-Бери со стола по одной картинке и называй изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с] - картинку в сундук, если [ш], то в шкатулку.

Сообщение темы занятия.

-Какие звуки ты выделял в своих словах? ([с]-[ш])

-Сегодня мы будем различать звуки [с]-[ш] на слух и учиться правильно произносить их.

3. Актуализация имеющихся знаний у ребенка.

-Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

(Губы – улыбаются, зубы – смыкаются, кончик языка упирается в нижние

зубы.)

-А как работают губы, зубы, язык при произнесении звука [ш]?

(Наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят

«чашечкой» к небу.)

-Что еще мы можем сказать про эти звуки? (Согласные, глухие)

-Почему ты так считаешь? (Воздух встречает преграду)

-Докажи, что эти звуки глухие.

4. Основная часть.

Игра «Узнай звук».

-Когда услышишь в произнесенных мной словах звук [с], хлопни в ладоши 1раз, а когда услышишь [ш] – 2раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Развитие движений кистей рук.

-Представим, что наша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со…), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо…).

-Повторяем вслед за мной: са-ша, со-шо, су-шу, шу-су, ши-сы-ши, ес-еш-ес. (Проговаривание вместе с движениями кисти).

-Придумай для мальчика имя, в котором слышатся звуки [с]-[ш]. (Саша)

-Назови мальчика ласково.

Игра «Угадай меня».

На доске 2 картинки – грустные девочка и мальчик, рядом с каждым набор картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика – коляска, совок, синяя сумка, собачка.

-Бабушка-Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названий каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки – мишка, игрушки, шапка, автобус. - Ребенок повторяет названия, выделяет первые звуки и произносит слово – Миша).

-Имя девочки узнать сложнее, но я немного помогу. (Плакат с кроссвордом и читаю загадки, ребенок записывает ответы по горизонтали).

1.Украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (бусы)

2.Насекомые, очень похожие на пчел. (осы)

3.Состояние покоя и отдыха ночью. (сон)

4.Углубление в земле или снегу. (яма)

-Прочитай имя девочки по вертикале. (Соня)

-Как ты думаешь, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

-Может, они не очень довольны своими игрушками? Что сделать, чтобы их развеселить?

-Тогда скажи, что должна отдать Соня Мише?

-А что отдаст Миша Соне?

Динамическая пауза. (Под музыку)

-Я буду читать стихи, а ты будешь подражать животным.

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи бег мелкими шагами

И смешные лягушки. прыжки

Смешные медведи ходит, как медведь

Смешные олени руки – к голове, пальцы раскрыты

Смешные моржи двигается боком

Смешные тюлени бежит с подскоком.

-Скажи, каким животным ты подражал?

Звукослоговой анализ.

-Выполни анализ слова, написанного на картинке (Из кузовка Бабушки-Загадушки картинка мышки).

-Сколько слогов, назови по порядку звуки, дай им характеристику, составь схему слова.

Игра «Измени слово».

-А теперь предлагаю поиграть со словом мышка. Если заменить первый звук в данном слове, то получится новое слово. Заменим первый звук на звук [п], что получится? (пышка)

-Что обозначает пышка? (круглая булочка)

-Заменим первый звук на [в], что получится? (вышка). Что это?

-Заменим второй звук в слове мышка на [у], что получится? (мушка)

-Как понимаешь слово мушка?

5. Итог занятия.

-Вот и закончились задания от Бабушки-Загадушки. Она прощается с нами и уходит, ее ждут в других детских садах. Что хотел бы ты сказать Бабушке-Загадушке?

-А как ты думаешь, она осталась довольна тобой, твоими ответами?

-Мне тоже понравилось, как ты сегодня красиво и грамотно отвечала, молодец!

Звучит музыка.

 

 

Анализ индивидуального логопедического занятия.

1. Тема занятия «Дифференциация согласных звуков [С], [Ш]».

Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована на этапе дифференциации звуков.

2. Цели занятия.

- образовательная: учить различать звуки [С], [Ш] в слогах, словах-паронимах;

- коррекционная: развитие фонематического слуха, развитие навыка звукового анализа, активизация слухового внимания; развитие словаря;

- воспитательная: воспитание доброты, отзывчивости.

3. Соответствие речевого материала целям и теме занятия.

Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

4. Активизация мыслительной деятельности ребенка.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовали выбранные логопедом удачные игровые приёмы, которые пронизывают все моменты занятия и делают его единым целым, захватывает чувства ребенка, порождает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял ребенка мыслить, сравнивать, помогая при этом картинками, вопросами.

5. Деятельность педагога в случае неправильных ответов.

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично поправлял речь ребенка.

6. Соответствие речевого материала возрасту ребенка и программе.

Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

7. Использование наглядного материала.


Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления (предметные картинки, таблицы).

8. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.

В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает эмоциональные особенности ребенка, это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.

9. Использование методических приёмов и видов работы.

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, разгадывание кроссворда, различные виды работ над словарём и т.д.).

10. Деятельность логопеда на занятии.

Занятие было четко продумано, тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.

11. Методика работы над ошибками.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием слов, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

12. Деятельность ребенка на занятии.

Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным.

13. Результативность занятия.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, цели занятия достигнуты.

 

   

 

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.