Доклад на тему «Дифференцированное обучение в изучении английского языка»

0
0
Материал опубликован 20 January 2023

Дифференцированное обучение в изучении английского языка

На рубеже 80-х - 90-х годов прошлого века ведущим педагогическим направлением в нашей стране становится личностно – ориентированное образование. Реализация личностно-ориентированной образовательной парадигмы означает обращение к субъективному опыту познания каждого ученика.

В личностно-ориентированном обучении развитие ученика одновременно идет в двух направлениях:

- Социализации, т. е. овладения культурно - сообразным (нормативным) образцом, его воспроизводства, применения в жизни. Если это не происходит, имеет место социальная дезадаптация;

- Открытости, природном стремлении ученика выйти за рамки заданного, стремлении к креативности, что предполагает использование собственного опыта, нередко сложившегося и усвоенного в другой системе ценностей и отношений.

В обучении и воспитании использую личностно – ориентированный подход. Этот подход осуществляется с применением дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В последнее время в практике "дифференциация" и "индивидуализация" часто рассматриваются как тождественные, но это не так.

Дифференциация - организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей группы учащихся. А под индивидуализацией понимают учет личностных особенностей каждого ученика. В первом случае берутся групповые, а во втором - индивидуальные особенности, и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации, а цель его - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащейся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала.

Практическое осуществление уровней дифференциации не должно означать, что одним ученикам предлагается больший объём материала, а другим меньший.

Бесспорным фактом в работе с учениками является разная степень их подготовленности. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников, нужно в первую очередь  выявить причины отставания и разобраться в них. Эти причины различны: один ученик, например, пропустил уроки по болезни, другой - был невнимателен на уроке, третий - не понял объяснение учителя. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки обучающегося с оценкой его ответа учителем. На своих уроках обычно стараюсь запланировать опрос учащихся. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника.

Дифференцированный подход в обучении - это не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за их выполнением.

Таким образом, можно предложить следующие основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении иностранному языку:

- Дифференцированная сложность задания – одинаковые условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля за его выполнением;

- Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля;

- Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – дифференцированный контроль за его выполнением;

- Одинаковая сложность задания для всех учащихся – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;

- Одинаковая сложность задания для всех учащихся – одинаковые условия его выполнения – дифференцированный контроль за его выполнением.

Привожу несколько примеров применения дифференцированного подхода в обучении английскому языку. Для осуществления его при контроле чтения сначала необходимо решить ряд организационных вопросов:

- исходя из уровня языковой подготовки учащихся, следует разбить класс условно на подгруппы, равные по подготовке;

- необходимо иметь психологическую характеристику класса, в которую должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей учениц, которые обуславливают успешность овладения чтением иноязычных текстов (память, мышление, внимание, уровень общего развития);

- при подборе и составлении дифференцированных заданий важно побеседовать с учителями по другим предметам, чтобы узнать об интересах и склонностях всех учеников класса.

При контроле понимания текста ученики с высоким уровнем подготовки могут пересказать содержимое текста, ответить на главный вопрос – проблему, отраженный в тексте, аргументировать некоторые основные идеи текста.

При контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) может получить вопросы к тексту, ответы на которые довольно подробно передадут содержание текста. Цель – только контроль понимания прочитанного. Их выполнение необходимо проверить.

Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и письменном варианте (их целесообразно задавать ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти).

Ученикам с более слабой подготовкой формирую вопросы таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Можно оформить карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте). Можно дать задания, предложенные автором. Например, найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.

Вариант дифференцированного контроля понимания текста для 6 – го класса (English, В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа).

Read the story about Helen Keller and do the task below the text.

The text.

People in many countries knew Helen Keller. She was born in 1880 in Alabama, the USA. For the first 19 months she was a pretty and happy baby. Then after a sudden illness, she became deaf and blind. Soon she forgot the old world and got used to the silence and darkness. Helen spent her time in a type of “no world”.

Helen used to say that her real birthday was not June 27, 1880, but March 3, 1887 – the day when Anne Sullivan came into her life. Miss Sullivan was a teacher from the Institute for the Blind in Boston. It was difficult for Anne Sullivan to work with Helen because she was an uncontrollable child. Miss Sullivan taught Helen to spell words: she tapped the letters into Helen̒s hand. Helen learned to read, to write and even to speak! More than that she learned to swim and to ride horseback.

Helen Keller and Anne Sullivan travelled widely. In different countries they raised money for the blind. The life of Helen Keller showed the world that people can overcome their troubles. People respected Helen Keller for her work with the blind, the deaf and the speechless.

THE TASK FOR THE GROUP 1 (высокий уровень).

Retell the story from the 3d person (author), retell the story from the 1st person (Helen). Is Helen happy in her life? How could she overcome the troubles?

THE TASK FOR THE GROUP 2 (средний уровень).

Answer the questions:

When was Helen born?

Where was she born?

Why did she become blind and deaf?

Who is Anne Sullivan?

Why was it difficult for Anne Sullivan to work with Helen?

What did Helen learn to do?

Why did people respect Helen?

THE TASK FOR THE GROUP 3 (низкий уровень).

Helen Keller was a famous American. Why?

Find in the text English equivalents of the sentences:

После внезапной болезни она стала глухой и слепой. Мисс Саливан была учителем Из Бостонского института для слепых людей. Пример из жизни Хелен Келлер показал всему миру, что люди могут преодолеть их трудности.

Таким образом, организация учебной деятельности при индивидуальном и дифференцированном подходах необходима на всех этапах усвоения знаний и умений:

1. Этап изложения новых знаний, умений.

На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми учащимися, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить.

2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

Здесь основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. На этом этапе более учитываются возможности учащихся. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.

3. Контроль и самоконтроль. Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе должны осуществляться следующие условия осуществления индивидуального и дифференцированного подходов:

- Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;

- Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

- Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

- Умение “спрограммировать” обучение разных групп учащихся;

- Осуществление оперативной обратной связи.

Итак, реализация поэтапной организации учебной деятельности с учетом уровня знаний, умений повышает эффективность индивидуального и дифференцированного подходов.

Список использованной литературы:

1. Абасов З. Дифференцированное обучение [Текст] // Директор школы. - 1999, № 8.

2. Алиев Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1992, №5-6.

3. Бим И. Л. Личностно – ориентированный подход – основная стратегия обновления школы [Текст] // ИЯШ. – 2002. - № 2.

4. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст] // ИЯШ. – 2001. - № 4.

5. Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устно - речевому общению [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1999, №1.

6. Гальскова Н. Д., Шаповалова В. М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1987, №4.

7. Герман Г.М. Степень свободы выбора [Текст] // Директор школы.- 1995, № 5.

8. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников [Текст] // Начальная школа.- 1993, №5.

9. Дьяченко О.М. Обучение по способностям [Текст] // Народное образование. - 1994, № 2.

10. Кирсанов А. А. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников [Текст] // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников.- Казань: КГПИ, - 1975.

11. Коряковцева Н. Ф. Продуктивная учебная деятельность по овладению иностранным языкам в контексте современной теории личностно – ориентированного образования [Текст] // Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., - 2002.

12. Миклашов Е. У. Дифференцированный подход на уроках французского языка [Текст] // Иностранные языки в школе.-1987, №3.

13. Николаева С. Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1987, №5.

14. Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения [Текст] // Педагогика, - 1995, № 6.

15. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] -М.: Педагогика, - 1975.

16. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т [Текст] Гл. Ред. В. В. Давыдов, - 1993. – Т 1.

17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] - 1998, № 2

18. Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении [Текст] // Начальная школа.- 1996, №11.

19. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] М.: Педагогика, - 1990.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] – 1998.

21. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение [Текст] // Директор школы. – 1998, № 2.

8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.