Доклад «Понятие дифференцированного подхода в обучении иностранному языку»

3
0
Материал опубликован 5 August 2021

Понятие дифференцированного подхода в обучении иностранному языку

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку является одной из актуальных проблем в методике обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Методологические основы данной темы отражены в работах Ю.Н. Бабанского, А.А. Бударного, П.П. Есипова, А.А.Кирсанова, И.Я.Лернера, Е.С. Рабунского, И.Э. Унт, И.М. Шахмаева, И.С. Осмоловской, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского, И.В.Николаева, С.А. Востряковой, Г.К. Селевко, Е.С. Полата, Н.Д. Гальсковой и многих других.

Понятие «дифференцированного» подхода появилось впервые за рубежом в начале двадцатого века. Представители направления гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкла – являются основателями дифференцированного подхода.

Наиболее активная разработка в России началась с восьмидесятых годов ХХ века. Такие ученые как А. В. Мудрик, И. С. Кон разрабатывали структуру дифференцированного образования по схеме субъект - субъектного процесса обучения.

Современнные учёные как Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Д. А. Белухин, И.Д. Демакова, Кушнир А. М., Куканова Е. В., С.В.Панюкова, И. С. Якиманская, В.Д. Шадриков занимаются исследованием и разработкой концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.

Эффективность дифференцированного обучения, его преимущество перед другими методами обучения, подтверждается в трудах таких ученых как П.П. Есипова, А.А.Кирсанова, И.Э. Унт, И.М. Шахмаева, И.С. Осмоловская, И.С. Якиманская, А.В. Хуторской, Е.С. Полата, Н.Д. Гальскова и многих других. Г.П. Баранова утверждает, что необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, так как это развивает познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки, позволяет достичь таких результатов в обучении языку, которые побудят их к самостоятельной исследовательской деятельности, положительной мотивации, большей заинтересованности в результатах учебы [1. C. 86].

А.И. Арапов утверждает, что дифференцированный подход в обучении иностранному языку включает в себя следующие категории: содержания образования, цели, способов организации деятельности преподавания и учения, методов и технологий обучения, критериев эффективности образовательного процесса [2. C. 235].

Тестовый контроль определяет уровень обучающихся, а также их способности к определенному виду деятельности. Тестирование помогает указать на трудности в овладении тем или иным видом деятельности и найти возможные способы для их преодоления. Н.П. Иванова утверждает, что систематическое применение тестирования в дифференцированном обучении улучшает показатели активности обучающихся на уроке, повышает уровень их ответственности при выполнении различных заданий. Учитель анализирует результаты выполнения тестовых заданий. Данные показатели это отображение уровня знаний обучающихся, а также служат для педагога самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые изменения в процесс обучения, создавая при этом необходимый набор упражнений с наиболее частыми ошибками и тем самым, повышается уровень грамматической компетенции обучающихся [3. C. 22].

Дифференцированный подход при обучении иностранному языку, согласно С.С. Куклиной, не направлен на формирование личности с заранее заданными свойствами, а предполагает создание условий для полноценного проявления и соответственно для развития личностных функций обучающихся. В данном подходе предполагается помощь обучающемуся на пути осознания себя личностью, в раскрытии своих потенциальных возможностей, становлении самосознания, в самореализации и самоутверждении [4. C. 23].

Согласно А. С. Макаренко «воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития...» [5. C.120].

Как отмечает Е. И. Пассов, задача учителя заключается в поиске оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке, определении индивидуальных особенностей личности обучающегося, организации на этой основе своей деятельности, направленной на развитие умственных способностей каждого обучающегося. Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей и уровня сформированности навыков и умений. Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности обучающегося. Следовательно, изучение интересов и склонностей обучающихся, их учебных возможностей является исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. Личностная индивидуализация в обучении также учитывает следующие характеристики ученика: жизненный опыт, сферу интересов, желаний, склонностей, собственное мировоззрение, характер, темперамент, статус личности в коллективе. [6. C.52]

 

Понятие дифференциации тесно связано с понятием индивидуализация, обычно принято рассматривать данные термины во взаимосвязи. Индивидуализация обучения - это цель, а дифференциация - средство её достижения. И. С. Осмоловская проводит различие между понятием «индивидуализация» и «дифференциация», в её понимании дифференциация шире и включает в себя индивидуализацию. Цель дифференциации – это предоставление для каждого обучающегося условий для развития его способностей, стимулирование познавательных потребностей и выявление интересов в процессе усвоения им содержания общего образования [7. C. 73].

А. В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. Под личностным потенциалом обучающегося здесь понимается совокупность его деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей [8. C. 359].

Индивидуальная образовательная траектория, как утверждает А. В. Хуторской, предполагает реализацию следующих принципов:

- принцип личностного целеполагания;

- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

- принцип продуктивности обучения;

- принцип первичности образовательной продукции учащегося;

- принцип ситуативности обучения;

- принцип образовательной рефлексии;

Н.Ф. Коряковцева выделяет в дифференциации два этапа: подготовительный и основной [9. C. 12]. Задача подготовительного этапа – диагностическая, то есть выявление наклонностей, интересов, проблемных аспектов обучающихся. Основной этап предполагает разработку и применение технологии дифференциации при помощи блока упражнений для каждого обучающегося. Данный метод обучения обеспечивает систематизацию, обобщение и углубление знаний и умений обучающихся за счет применения заданий различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов обучающихся.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход в обучении иностранному языку организовывает эффективную учебную деятельность каждого обучающегося, учитывает индивидуальные умственные способности, создаёт подходящие условия для полноценного проявления учебных и соответственно развития личностных функций, помогает в раскрытии возможностей обучающегося, самоопределении, становлении самосознания. Применение индивидуальной образовательной траектории в иноязычном образовании помогает реализовывать рост личностного потенциала, воспитать личность обучающегося, благодаря применению индивидуальных педагогических приемов. Дифференцированное обучение способствует совершенствованию, интенсификации и результативности обучения иностранному языку.

 

Список использованной литературы :

1. Баранова Г.П. Основы дифференцированного обучения иностранным языкам (неяз. вуз). Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1999.

2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003.

3. Иванова Н.П. Тесты, тесты, тесты… // Приложение к газете «1 сентября».1999, №2.

4. Куклина С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе - 2011, №2.

5. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1984.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М:, 1991

7. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.: Сентябрь, 2002.

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

9. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1.

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.