12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Биятто Любовь Витальевна21

Биятто Любовь Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28», г. Кемерово

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЕТОДОМ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

Л.В.Щерба писал*: «Учитель должен уметь использовать обучение правописанию для создания обостренного чутья языка, без чего невозможна грамотность в широком смысле слова».

Действительно, всякий грамотный человек, когда он пишет, то почти не думает об орфографии. Как говорящий овладевает техникой произношения настолько, что оно становится навыком, так и грамотный человек умеет писать, не затрудняясь самим процессом письма, не обдумывая слов по буквам. Про такого человека можно сказать, что у него есть чутьё к языку, он владеет орфографическим навыком.

Основы правописания закладываются в начальных классах. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского, Л.К.Назаровой, М.Р.Львова, П.С.Жедек, В.В.Репкина. Однако учить правописанию очень сложно. Формирование навыков грамотного письма у школьников, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю-словеснику. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка.

Известно, что эффективным считается то обучение, при котором осуществляется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные способности школьников. Дифференциация, опирающаяся на сильных, средних, слабых по успеваемости детей, как показывает практика, малоэффективна.

Я решила использовать дифференцированный подход методом нейролингвистического программирования для успешного обучения грамотному письму. Для этого выяснила, какой канал восприятия информации используется учеником в первую очередь: зрительный, слуховой, кинестетический? При этом использовала таблицу характерных типов людей по способам восприятия, предложенную в работе Е.С.Гобовой «Понимать детей – дело интересное».*

 

Визуал

Аудиал

Кинестетик

учится легко (успешно)

говорит без умолку

очень подвижен

тихий, задумчивый

легко вступает в контакты

главное – заниматься делом

трудно заводит контакты

любит слушать, когда читают, рассказывают

очень самостоятелен и талантлив

послушен

непослушен

всё надо потрогать

друзей почти нет

на замечания взрослых возражает

отлично развит вкус

разборчив в еде, одежде

к еде и одежде равнодушен

очень любит животных

зрелища производят сильные впечатления

не любит красочных зрелищ

хорошо воспринимает запахи

при переживании стресса замыкается в себе

при переживании стресса срывается на крик

 

любит конструктор, тв, компьютер

не способен сосредоточиться

 

 

склонен к угадываниям

 

 

Для формирования навыков грамотного письма методом нейролингвистического программирования использую на уроках игры «Какого цвета ошибки?», «Заколдованные слова», «Словарное слово на карточках», «Закрытые глаза» и др. Орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, усваивается нелегко, поэтому использование занимательного материала облегчает усвоение орфографии в начальных класса

Игра «Заколдованные слова»

Основана на восприятии слуховых анаграмм: в словах переставляются буквы или слоги таким образом, чтобы слуховое восприятие самого слова не нарушалось, а было очень похожим. Например: мосалёт, толопок, загета, лодихольник, мочедан.

В этой игре возможны 2 варианта

1 вариант: заколдовываются слова в 2 слога

Ноко, палам, батру, нарьфо, кавил, калож, кондра, часве, кавет, каруч, налпе, кадос, ранба, какош, цоли, загла, лецпа, тухпе, раомо, яцза, родго, сяцме, серве, лютса, ретпорт.

2 вариант: заколдовываются слова в 3 и более слогов

Ладкошо, алвитора, мерепена, газадка, ребёза, локодец, клабажаны, ропосёнок, лопоска, рамувей, мепельни, лотепонце, табарейка, тофорчка, барылка, сегуница, бобачка, пухложка, лослвей, бакачки, виклаши, гебемот, тышкамар, дапорок, ходпаро.

Развивается аудиальная модальность. Дети начинают корректировать слышимые слова и процесс расколдовывания помогает им опираться при письме на опыт внутренней работы со словами.

Как проводить игру

Пока мы с вами отдыхали дома, в наш класс забрался волшебник, заколдовал слова в моей тетрадке и оставил на столе записку: «Пусть дети попробуют расколдовать слова!»

 

Игра «Словарное слово на карточках»

1 вариант: Показываю 10 карточек, где буквы, которые труднее всего запомнить, написаны цветными карандашами.

2 вариант: Наиболее «ранимые и ошибочные» буквы выделяются с помощью рисунка.

Таким образом создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми. Дети повторяют слова про себя и запоминают глазами. Затем пишут в тетрадь, повторяя цвет (каждую карточку держу 5 секунд). Это упражнение развивает зрительную память, позволяет при внутреннем проговаривании включить зрительную эйдетику (вспомнить, как оно пишется).

Игра «Закрытые глаза

Диктую текст в два предложения. Дети пишут с закрытыми глазами.

Данное задание позволяет ощутить внутренний контроль, координирует аудиальные и кинестетические усилия, развивает интуицию, навыки визуализации.

Игра «Какого цвета ошибки?»

Упражнение позволяет установить полный контроль над процессом письма.

Дети пишут текст (упражнение из учебника). Затем, проверяя написанное, зеленой пастой исправляют у себя ошибки. После проверки каждый ребенок у себя в тетради пишет зеленой пастой предложение: « Я нашел у себя ….ошибок». Следующий этап в системе полного контроля – обмен тетрадями с соседом по парте. Каждый ребенок берет фиолетовый или коричневый фломастер (тонкий) и проверяет текст соседа по парте, аккуратно исправляя найденные ошибки. Ниже зеленой строчки каждый ребенок пишет: «Я нашел у…………ошибок» или «Я не нашел у………ошибок». Третий этап проверяет учитель. И пишет красным цветом свою запись. Затем заполняется таблица:

 

Фамилия, имя

Сколько ошибок я нашел

Сколько ошибок нашел сосед

Сколько ошибок нашла учительница

 

 

 

 

 

Литература:

1 Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М., 1992.

2 Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное.- М., 1997.

3 Л.В.Щерба.Теория русского языка.-Л.,1983. С.103


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.