Дыхательная гимнастика как одна из здоровъесберегающих технологий в ДОО

5
0
Материал опубликован 23 August 2023 в группе

Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих

технологий в ДОО

Уважаемые коллеги! Мы с Вами знаем, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к образованию детей дошкольного возраста и обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Одно из наиболее важных требований предъявляется к состоянию здоровья детей дошкольного возраста.Именно дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры и навыков ЗОЖ.

В связи с этим актуальным становится включение здоровьесберегающихтехнологий в образовательное пространство ДОУ: в логопедические занятия, занятия физической культурой, НОД, оздоровительные пятиминутки в утренние часы и после сна.

Рассмотрим такую технологию сохранения и стимулирования здоровья, как: дыхательная гимнастика.

Мы с Вами прекрасно знаем, что дошкольники подвержены частым простудным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. Причина тому - ухудшение экологии, наследственность, неправильное питание, нарушение иммунитета, повышение стрессов, эмоциональной нагрузки. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости детей является дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специальных дыхательных упражнений, которые направлены на укрепление физического здоровья детей.

Польза дыхательной гимнастики заключается в том, что правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, укрепляет защитные силы организма, что в свою очередь, способствует профилактике простудных заболеваний.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода.

У детей дошкольного возраста дыхание часто нарушено. Отмечается, что оно является   поверхностным и аритмичным; так же отмечается неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха [1].  Поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей правильного дыхания.

Вспомним типы дыхания: грудное – расширение грудной клетки при вдохе. Диафрагмальное(брюшное) – на вдохе расширяется живот. Смешанное дыхание: участвуют и грудная клетка, и живот.

Основу дыхательных упражнений для формирования грудного дыхания составляют упражнения с удлиненным вдохом через нос и усиленным выдохом через рот. Они применяются на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Например: руки вверх- вдох глубокий , руки вниз- выдох продолжительный. Так же используются игровые упражнения « Сдуй снежинку с ладошки» - с ватным шариком. Воздушную струю в данном упражнении на дыхание можно направлять на кончик языка. Хорошо использовать игры на развитие дыхания на прогулке с мыльными пузырями « У кого самый большой пузырь?»

Перейдем кдиафрагмальному дыханию(брюшное дыхание)  – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Это наиболее сложный тип дыхания, и детей необходимо обучать данному типу дыхания.

В диафрагмальном дыхании основным рабочим органом выступает мышца, разделяющая грудную полость от брюшной. Эта мышечная перегородка имеет свойство при вдохе сжиматься и опускаться, в результате чего живот расслабляется и выступает вперед (надувается). Во время выдоха диафрагма, наоборот, поднимается и выталкивает воздух из легких (живот сдувается).

Польза брюшного дыхания состоит в том, что именно при его использовании организм максимально обогащается кислородом (за счет того, что задействован почти весь полезный объем легких).

Предлагаю рассмотреть варианты выполнения упражнений для формирования диафрагмального дыхания.

Вариант 1. Дети в положении лежа на спине – целесообразно выполнять сразу после сна, лежа на кровати, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается (как шарик), затем выдыхают – животик втягивается (шарик сдувается). Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2. Дети в положении сидя. Кладут ладонь на живот, рука «движется», если ребенок дышит правильно.

Вариант 3. Дети в положении стоя - дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох короткий – 1, 2, и выдох – 1, 2, 3,4 продолжительный.

Так, при проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд обязательныхправил: упражнения проводить до еды.Сильный вдох через нос –плечи не поднимаются, спина прямая.Затем –выдох через рот–происходит очень плавно.Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью [1].

Во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы. Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводятся 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Хочется отметить, что дошкольникам необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики.В связи с тем, что у детей отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно!Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного  дыхания.А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными технологиями: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний в любом возрасте.

Список литературы:

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., Книголюб, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации