12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Радиш21
2

Диктант - это сформированный навык аудирования, как один из видов речевой деятельности.

Диктант – это сформированный навык аудирования, как один из видов речевой деятельности.

В первый раз ВПР школьники пишут в конце 4 класса.

Проводится ВПР по разным предметам.

Цель ВПР – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по предмету.


ВПР по русскому языку в 4 классе состоит из двух частей:


Диктант + 2 задания по написанному тексту;


12 тестовых заданий, 9 из которых по тексту для чтения.


Задание 1 ВПР направлено на выявление уровня владения обучающимися базовыми, предметными, правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку (списывать 2 кл.), соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы;

- Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.


Задания 2 и 3 направлены на выявление знаний основных языковых единиц (уровень владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями.

Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение).

Задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения,

Задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебноязыковое морфологическое опознавательное умение)


Для успешного выполнения ВПР по русскому языку мы используем аудирование.


Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи.

Аудирование сопутствует человеку с самых первых дней его жизни. Благодаря аудированию ребенок, подражая взрослым, усваивает механизмы порождения речи. Без слушания с пониманием смысла невозможно как общение в повседневной жизни, так и усвоение учебного материала.

Умение слушать или аудировать, воспринимать речь влияет на эффективность обучения младших школьников.

Современные исследователи (Е.В. Архипова, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, О.М. Казарцева, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская, Л.Е. Тумина и др.) отмечают, что в настоящее время умением слушать владеют лишь немногие школьники, большинство детей не умеют сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение услышанных фраз, вникать в сущность высказываний.

Аудирование как вид речевой деятельности занимает важное место не только в жизни человека, но и в учебно-познавательном процессе.

Оно тесно связано с другими видами речевой деятельности:

- аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации.

- аудирование и говорение представляют собой две стороны единого явления, называемого устной речью.

Аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

Самым тесным образом связано аудирование с письмом.

Письмо — графический эквивалент аудирования.

Письмо не является чисто моторным актом, связанным только с движением руки, оно включает в себя элементы говорения, аудирования и чтения. При письме, мысли, выражаемые во внутренней речи, (под своего рода диктовку внутреннего голоса), передаются графическими знаками.

Наиболее простой формой обучения аудированию с помощью письма является слуховой диктант связных текстов.

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно - предложения, слова, текста.

По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные.


Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию,

основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.


Контрольный (проверочный) диктантвид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученных правил и умением применять их на практике.


( все мы знакомы с методикой проведения контрольного диктанта)


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта. Цель прочтения: определение смысловых частей текста (при диктовке учитель не предупреждает учащихся о “красной” строке, если таковое специально не оговаривается в инструкции по проведению контрольной работы)

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем. Примечание: нумерация предложений учителем не указывается.

Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.


Но, даже не смотря на все пункты методики проведения, дети допускают большое количество ошибок.

Часто от родителей мы слышим такие слова: «Правила все знает, а пишет диктанты на «2».


Одна из причин безграмотного письма на протяжении всего обучения: низкий уровень внимания и фонематического слуха.


Всѐ чаще в 1-2 классе детям ставят диагноз дислалия - нарушение звукопроизношения (механическая - анатомические дефекты и функциональная - нарушение фонематического слуха) дислексия - (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.) и дисграфия - расстройство письма. Оно выражается в искажении звуко-слогового состава слова, пропусках и заменах букв. У некоторых детей причина – органическое поражение речевых зон.(но об этом все умалчивают).

Но (все же) основная масса – это здоровые дети, у которых недоразвитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, так как их просто не научили это делать. Они не приучены выделять звук из слова, классифицировать его. Параллельно с этим у них не развито произвольное внимание и нет привычки к кропотливой работе.

Причина в том, что нет чёткой взаимосвязи дошкольного и школьного образования.

Детский сад пытается дать детям многое из того, что даѐт школа, а на развитие внимания, речи и фонематического слуха времени не остаѐтся.

На данный момент решением этой проблемы могут служить упражнения, в которых развивается не только фонематический слух, но и внимание, память, мыслительные операции - анализ и синтез.


В 1 классе дети выполняют такие виды работы, как например:

1. в первой строке текста гласные подчеркни, а над звонкими согласными поставь точки; или

2. безударные гласные подчеркни, а над парными согласными поставь точки.

Во втором классе задания по тексту усложняются: например, гласные второго ряда (обозначающие мягкость) подчеркни, а над звонкими мягкими согласными поставь точку; или

глухие твѐрдые согласные подчеркни, а над звонкими мягкими согласными поставь точку и т.д.

Надо отметить, что именно это упражнение способствует искоренению дисграфии без органических поражений.


Следующая проблема многих школьников: невнимательность и неумение видеть «опасные» места в словах.

И здесь главное оказать ребёнку помощь и поддержку, чтобы плохие отметки не отбили всякую охоту учиться.

Необходимо развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила.

И чаще всего в таких случаях родители или прибегают к помощи репетитора,

или стараются не замечать проблемы, ведь бесконечная зубрёжка правила и бесконечные упражнения не приводят к положительным изменением.


При работе с такими детьми рекомендую применять следующие этапы:

1. учимся видеть орфограмму,

2. применять правило,

3. находить и исправлять ошибки,

4. пользоваться правилом в письменной речи.


Эту коррекционную работу может проводить педагог, а может и сам родитель.

Следует помнить, что работа должна быть систематической.

Уделять выполнению заданий 15 – 20 минут в день, чтобы не отбить желание у ребёнка.

Не стремиться выполнить все упражнения за 1 раз. Ведь смысл не в количестве, а в качестве работы.


Рассмотрим на примере работы с проверяемыми безударными гласными в корне слова.


Упражнение 1. (Слайд 2)

Это упражнение направлено на развитие орфографической зоркости. Для работы ученику понадобится яркий (лучше красный) маркер, чтобы привлекать и акцентировать внимание ребёнка.

Прочитай слова. Выдели корень. Поставь ударение. Выдели буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов. Произнеси слова. Что интересного ты замечаешь?

Вода, водица, водный, водолаз, водопад.


Упражнение 2. ( Слайд 3)

Работа с правилом очень важна. Его надо не просто вызубрить, понять. Для этого опять применяем работу с цветом. Разными цветами выделяем способы проверки. А затем отмечаем эти способы проверки в примерах.

Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный звук попал под ударение, или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый гласный звук находится под ударением. Например: зима – зимы, вода – водный, грибок – гриб, дожди –дождь.


Упражнение 3. ( Слайд 4)

Учим пользоваться правилом. Для этого отрабатываем каждый способ проверки отдельно. При этом ребёнок работает карандашом.

Например:

Вставь пропущенные буквы. Для проверки измени форму слова так, чтобы гласный попал под ударение. Проверочные слова записывай в скобках.

Долгая з И ма (зимы), лисья н_О_ра (норы), тёплая з_Е_мля (земли), …


(Проводить проверку может взрослый или сам ребёнок по ключам. Результаты обязательно следует обсудить. Затем записи, сделанные карандашом, нужно стереть и попросить ребёнка выполнить задание ещё раз.)


Упражнение 4. (Слайд 5)

Это может быть игра «Четвёртый лишний».

Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

Д__ждливый, з__мля, гор__д, в__да.

(Лишнее слово город, потому что это словарное слово, а во всех остальных безударный гласный является проверяемым.)


Упражнение 5. ( Слайд 6)

Найди и исправь ошибки.

При выполнении подобных заданий особое внимание следует обратить на то, что ребёнок должен выписать слово с ошибкой и доказать верное написание.


Мы долго брадили в лису.

В л е су – лЕс

Бр о дили – брОдит


Упражнение 6. (Слайд 7)

Диктант с подготовкой.

При работе с этими упражнениями ученик либо вставляет пропущенные буквы, либо выбирает верное написание. Затем обязательно проводится проверка по ключу. Обсуждаются ошибки. И только после этого выполняется диктант.

После освоения одной орфограммы можно переходить к работе над следующей. При этом в последнее упражнение (№ 6 – диктант с подготовкой) следует включать все уже отработанные орфограммы.



Анализируя работы учащихся я сделала вывод, что причиной ошибок являются такие затруднения: (Слайд 7)

1.Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют в слоги.

Причины затруднений:

1. Слабо развит фонетический слух и зрительная память.

2. Нарушение зрительно-моторных координации.

2.  Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию.

Причины затруднений:

1. Слабое речевое развитие.

2. Недостатки  произношения и слухо-звуко-буквенный анализ (фонетико-фонематическая недостаточность).

3. Может быть травма в детстве (или родовая травма).

4. Хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи.

Я применяю такие приемы и методы работы:

1.  Не тороплю и не подгоняю такого ученика (он будет работать медленнее других).

2. Родителям  рекомендую обратиться за консультацией к логопеду (если он есть).

3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выде­лять гласные.

4. При нарушении артикуляции — четкое и ясное проговаривайте, ( на уроках литературного чтения провожу речевые разминки : скороговорки и чистоговорки), специальные занятия в ГПД и дома по произношению.

5.  Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.

6.  Учу навыкам самоконтроля. Ошибки не исправляю, а подчеркиваю слово, а в последующем — ставлю на полях черточку на той строчке, где сделана ошибка, пусть ребенок найдет ее сам и исправит.



3.  Ошибки на уровне предложения. Синтаксические нарушения (не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы).

Причины затруднений:

1 . Слабое речевое развитие.

2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения.

3. Слабо развита оперативная память.

Приемы и методы работы

1. Учить интонационно правильно оформлять пред­ложение при чтении. (Составлять схему предложения, выделять главные члены, дополнять предложения недо­стающими словами.)

2. Составлять предложения по картинкам.

3. Читать небольшие рассказы, учить отвечать пол­ными ответами на вопросы.

4. Работать с деформированным текстом, составляя правильные предложения и рассказы.

5. Давать индивидуальные задания на дом — в сплош­ном тексте найти предложения и расставить, где нужно, точки.

6. Найти ошибки в неправильно составленных пред­ложениях, используя игровой сюжет. Например, при­бежала лисичка, взмахнула пушистым хвостиком и стерла все точки.

7. При работе на уроках использовать методику В.Н. Зайцева для развития зрительной памяти и расши­рения поля чтения.



  4. Медленное чтение со скоростью 10 — 15 слов в минуту.

Причины затруднений:

1. Недоразвитие фонематического слуха.

2. Слабо развита оперативная память.

3. Низкое речевое развитие.

Приемы и методы работы

1. Использовать для корректирования и развития уст­ной речи книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для перво­классника».

2. Игры для развития зрительной памяти и поля чтения.

3. На уроках использовать методику В.Н. Зайцева (Резервы обучения чтению. М., 1991):

 * жужжащее чтение одновременно всем классом;

 * ежеурочные пятиминутки чтения на каждом уроке;

 * зрительные диктанты И.Т. Федоренко (в течение 2 месяцев).

(((( Целесообразно чередовать письмо зрительных диктан­тов И.Т. Федоренко с диктантами Я.В. Беспаловой иB.C. Беспалова, основанными на русских народных по­словицах и поговорках.

При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:

а) предложения диктанта должны быть написаны толь­ко печатными буквами (для этого лучше использовать кодоскоп или плакатные листы);

б)  тексты диктантов удобнее писать ученикам на ли­сточках; листочки не проверяются и не возвращаются;

в)  читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно.

4. Для родителей рекомендовать чтение перед сном с использованием диафильмов.))))))

5.  На уроках чтения использовать:

 * многократное чтение текста;

 * чтение в темпе скороговорки;

 * выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста)



5.  Не запоминают правила, стихи, предложения.

Причины затруднений:

1. Слабо развита слуховая и зрительная память.

2. Низкое развитие учащихся.

3. Неготовность к школе.

Приемы и методы работы

1. Использовать опережающее обучение.

2. Учить правила, стихи на уроках хором, индивиду­ально.

3. Практиковать письмо по памяти небольших пред­ложений, стихов.

4. Рекомендовать родителям учить правила, стихи с детьми за несколько дней до изучения в классе. Учить небольшими порциями, по строчкам, с интервалами в 10—15 минут.

5. Для детей с плохой памятью использовать различ­ные памятки, таблицы, алго-ритмы ответов и т.д.



6. Не успевают в срок выполнить задание (очень медленно работают).

Причины затруднений:

1. Очень медлительны по природе, такой тип нервной системы.

2. Неготовность к школе.

Приемы и методы работы

1.  Не торопить, не подгонять таких детей (быстрее они работать не смогут).

2.  Давать задание меньшего объема.

3. Не вызывать к доске отвечать сразу. Лучше дать задание по карточке, подготовиться заранее.

4.  Давать таким детям перфокарты, где нужно, запи­сать только ответы.

5.  Спрашивать отдельно, когда все ученики выпол­няют какую-либо работу.

6.  В период обучения грамоте писать таким медли­тельным детям карандашом.                                                                                                                                                    7. Допускают ошибки на правила: разделительный Ъ знак, ЧК-ЧН, парные  согласные, безударные гласные, двойные согласные и др.

Причины затруднений:

1. Неготовность к школе.

2. Слабое речевое развитие.

3. Нарушение фонематического слуха.

4. Не развита орфографическая зоркость.



Приемы и методы работы

Специальные упражнения на развитие фонемати­ческого слуха, зрительной памяти, внимания.

( «Назови лишние слово» Инструкция: Логопед (учитель) произносит слова, ученик вслушивается и отгадывает, какие из них лишние?

P.s. произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.))

«Поймай нужный звук» Инструкция: Логопед (учитель): если услышишь звук (К) в слове – хлопни в ладоши

Кран, морковь, шалаш, ботинок, кот, сосна, дым, ягоды, паук, калитка, попугай, тахта, кубики, тапка, ухо, топать.



«Придумай слова на заданный звук»


Инструкция:

Придумай слова на гласные звуки (А, О, У, И, Э)

Затем на согласные (Р ,С ,Ш, Л, П, Б, И и.т.д.)

2. Тренировка в развитии оперативной памяти (ре­комендовать методику В.Н. Зайцева). (зрительные диктанты – начинаем с 1-2 предложений доводим до 5-6; затем используем задания повышенной сложности: -записать пред-я в обратном порядке; - записать 2 и 5 пред-я; - записать пред-я с 3-го по 6-е и т.д.)))

3.  На уроках использовать метод орфографического чтения, «какографии», письмо с пропуском орфограмм.

4. необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов.



Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Диктант является базовым этапом при изучении орфографии и гарантом грамотного письма. Это дает основание рекомендовать диктант в целом, как один из основных видов работы при обучении грамотному письму.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.