Статья «Электронное учебное пособие как один из видов информационных источников и результат проектной деятельности учащихся»

10
0
Материал опубликован 29 March 2018 в группе

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать. Стремление человека к познанию и стимулирование разума - такая же насущная необходимость, как голод и жажда»

Жан Пиаже

Состав источников информации среды учения на современном этапе развития общества существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Их отличает наличие принципиально новых способов представления знаний:

  • гипертекст как средство нелинейной архитектуры изложения учебного материала;

    динамические рисунки, графики, таблицы, схемы, диаграммы;

    демонстрационные модели объектов и процессов;

    аудиоинформация;

    видео сюжеты;

    элементы «виртуальной реальности».

Компьютерная образовательная среда носит открытый характер, обеспечивая оперативный доступ учащихся к дополнительной учебной и научной информации любого содержания и уровня сложности независимо от их возраста.

Современные условия требуют развития новых способов образования, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Внедрение проектной деятельности, как одной из альтернативных форм и способов ведения образования способствует формированию у детей умения самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. «Продуктом» такой деятельности может стать электронное учебное пособие по любому предмету, являющееся дополнительным источником знаний для учащихся.

За счет гипертекстовой архитектуры представления информации и использования навигации как способа ориентировки в учебном материале, в электронном пособии в виде Web-сайта в отличие от «бумажного» эффективно реализованы внутрипредметные связи учебного курса.

Хочу представить проект группы учащихся 11 профильного класса «Информатика. Учебный курс». Это Web-сайт, состоящий из 6 разделов. Проект является «персональным заказом» учителя информатики и будет использоваться в учебном процессе как дополнительный материал. В основу материала сайта легло 3 издание учебного пособия «Информатика» (авторы – Газизова Л.Р., Лукина Л.А.), изданное Ульяновским Государственным педагогическим университетом в 2003 году. Сайт расположен по адресу: http://infolike.narod.ru

В процессе выполнения проекта ребята:

разработали дизайн и иерархическую структуру навигации;

использовали язык разметки гипертекста HTML для создания страниц сайта;

обрабатывали изображения в программе Adobe Photoshop и находили баланс между качеством и объёмом графических файлов;

использовали программу Macromedia Flash MX для создания анимированного баннера;

проанализировали корректность отображения страниц сайта в браузерах Internet Explorer и Opera;

Учебный проект с точки зрения ученика-разработчика — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Такая работа требует от ученика большой самостоятельности, хорошей подготовки во владении компьютерными технологиями. Именно в такой работе ученик может проявить свои творческие возможности, художественный вкус (выбор дизайна, цветовой гаммы, формы представления информации и т.д.), оригинальность в преподнесении материала.

Существенным стимулом для учащихся в создании проекта – электронного пособия является регистрация их работ в отраслевом фонде алгоритмов и программ (http://www.ofap.ru/reg_ofap.htm). В результате регистрации авторы и авторские коллективы разработчиков пособий получают “Свидетельство об отраслевой регистрации разработки” и “Извещение о государственной регистрации в Информационно-библиотечном фонде Российской Федерации разработки, предъявленной в отраслевой фонд алгоритмов и программ”. Особую значимость такая регистрация имеет для выпускников школы, так как в соответствии с “Положением о порядке присуждения ученых степеней”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74, регистрации на правах научной публикации подлежат любые интеллектуальные разработки, имеющие электронный вид: программы, программные модули, программные системы, комплексы программ, базы и банки данных, электронные версии методических и учебных пособий, электронные варианты дидактических материалов, временные срезы образовательных и информационных сайтов, информационно-программные средства учебного назначения и т.д. Согласитесь, для будущего абитуриента такие документы кое-что значат!

Учебный проект с точки зрения учителя-руководителя проекта — это, прежде всего, дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Но нельзя пропустить такой факт, что в результате он получает информационный продукт. Учитель прочувствовал всю значимость пособия ещё на этапе его идейного рождения, разработал методику использования материала на этапе его создания. Кто же если ни этот учитель найдет данному учебному пособию достойное применение! К тому же, как минимум один раз в пять лет, каждый практикующий учитель подтверждает свою квалификационную категорию. Во время аттестации члены аттестационной комиссии обращают должное внимание и на документы типа Свидетельства и Извещения ОФАП, о которых говорилось выше. Ещё один аргумент в пользу создания электронного пособия – пополнение школьной медиатеки.

Электронное учебное пособие с точки зрения любознательных и активных в изучении окружающего мира детей – это возможность получить новые знания. С точки зрения учителя, у которого учатся такие дети, использование различных электронных источников знаний – это возможность формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления, а также приобретения функции организатора обучающегося взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации.

Суть этих отношений определяется иной схемой взаимодействия, а именно «индивид – информационно-образовательная среда», а их содержание составляет инициативная образовательная деятельность субъекта учения в глобальной информационной системе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации