Статья на тему «Лэпбук как один из видов проектной деятельности»
В системе образования по ФГОС мы ориентируемся на формировании личности обучающегося через познавательную активность, собственную деятельность и его развитие через разные виды деятельности. Нам как учителям приходится искать новые средства обучения, которые бы соответствовали новым требованиям и целям обучения.
В начальной школе обучающиеся по физиологии своей исследователи, поэтому с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. От правильной организации зависит успех таких исследований. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо поставить проблему и обозначить тему, актуальную для ребенка. Такая исследовательская работа должна быть интересна и выполняться им добровольно.
В младшем школьном возрасте интерес к исследованиям сохраняется в творческом проектировании. Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, можно предложить новейший способ организации учебной деятельности с младшими школьниками -это лэпбук. Лэпбук – это интерактивная или тематическая папка. По сути лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие («Математика», «Погода», «Спорт»), так и узкие («Домашний питомец», «Снег», «Масленица»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка, педагога и ребёнка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Распространены также и «коллективные» тематические папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Лэпбук имеет много преимуществ:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения ребенка в образовательную деятельность:
Помогает обучающимся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал;
Для повторения пройденного материала;
Для закрепления и систематизирования изученного материала;
Обучающийся научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (выбор темы)
2) разработка лэпбука (составление плана)
3) выполнение (практическая часть)
4) подведение итогов.
Мы предлагаем Вашему вниманию лэпбук, созданный совместными усилиями группы учителей и обучающихся нашего центра.
Цель данного проекта: воспитание у детей любви к Родине и родному городу, чувства гордости за свой народ и страну.
Задачи:
- формировать познавательный интерес к героическому прошлому родного края;
-прививать обучающимся заинтересованность к участию в воспитательных мероприятиях;
- создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения.
Содержание лэпбука “Освобождение Смоленска”
История освобождения Смоленска
Письма с фронта
Рукописи А. Т. Твардовского
История в играх
Выставка детских рисунков
История освобождения Смоленска
В этом разделе располагается книга, сделанная в виде кинопленки с хроникой событий и информацией об истории Смоленска в годы Великой Отечественной Войны, а также представлены награды Смоленска:
орден Ленина;
орден Отечественной войны I степени;
медаль «Золотая Звезда»
2. Письма с фронта
Обучающимся предлагается познакомиться с письмами солдат с фронта.
3. Рукописи А. Т. Твардовского
В этом разделе обучающимся предлагается познакомиться с рукописями военного корреспондента, советского писателя и поэта, нашего земляка А. Т. Твардовского.
4. История в играх
На данной страничке обучающиеся могут проверить свои знания о родном крае, приняв участие в викторине. А также выполнить такие задания как: “Собери картинку”, “Найди тень”, “Ребусы”, “Соедини по точкам”, кроссворд по заданной тематике.
Задания развивают внимание, логическое мышление, мелкую моторику детей.
5. Выставка детских рисунков
В завершении нашего проекта “Освобождение Смоленска” мы разместили выставку рисунков детей, которая является подведением итогов и отражает чувство гордости к героическому прошлому родного края!
В интерактивной тематической папке “Освобождение Смоленска” в нашей маленькой книжке-раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и, главное, – совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать-поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Результативность использования лэпбука:
1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями обучающихся. Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы, поездки)
техническую (фото, видео, рисунки)
познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)
2. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
В результате использования лэпбука у детей формируется:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Освобождение Смоленска» – это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у обучающихся творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о родном крае.
Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в классе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка не только в младшем школьном возрасте, но и на этапе школьного обучения.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал обучающегося, но и развить их.
Подводя итог, отметим, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитания. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя такие задания в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ребенок, когда он находится в творческой задумке вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего результата.
Потамошнева Наталья Алексеевна