Статья на тему «Лэпбук как один из видов проектной деятельности»

0
1
Материал опубликован 9 May 2023


В системе образования по ФГОС мы ориентируемся на формировании личности обучающегося через познавательную активность, собственную деятельность и его развитие через разные виды деятельности. Нам как учителям  приходится искать новые средства обучения, которые бы соответствовали новым требованиям и целям обучения.

В начальной школе обучающиеся  по  физиологии своей исследователи, поэтому с большим интересом участвуют в различных  исследовательских делах.  От правильной организации  зависит успех таких исследований.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо поставить проблему  и  обозначить тему,  актуальную  для ребенка. Такая  исследовательская  работа  должна быть интересна и выполняться им добровольно. 

В младшем школьном возрасте интерес к исследованиям сохраняется в творческом проектировании.   Проект -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе метода лежит развитие познавательных интересов,  умений самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой проекта, развивать критическое мышление.  Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  обучающихся,  индивидуальную,  парную или групповую,  которую ребята  выполняют  в течение определенного отрезка времени. 

В соответствии с доминирующим методом,  лежащим в основе выполнения проекта, можно предложить новейший способ организации учебной деятельности с  младшими школьниками -это лэпбук. Лэпбук – это интерактивная или тематическая папка. По сути лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие («Математика», «Погода», «Спорт»), так и узкие («Домашний питомец», «Снег», «Масленица»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка, педагога и ребёнка.                                                                                                                          Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Распространены также и «коллективные» тематические папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Лэпбук имеет много преимуществ:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.

Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения ребенка в образовательную деятельность:

  • Помогает обучающимся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал;    

  • Для повторения пройденного материала;

  • Для закрепления и систематизирования изученного материала;

  • Обучающийся научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

 1) целеполагание (выбор темы) 

 2) разработка лэпбука (составление плана)

 3) выполнение (практическая часть)

 4) подведение итогов. 

Мы предлагаем Вашему вниманию лэпбук, созданный совместными усилиями группы учителей и обучающихся нашего центра.

Цель данного проекта: воспитание у детей любви к Родине и родному городу, чувства гордости за свой народ и страну.

Задачи:

- формировать познавательный интерес к героическому прошлому родного края;

-прививать обучающимся заинтересованность к участию в воспитательных мероприятиях;

- создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения.

Содержание лэпбука “Освобождение Смоленска”

  1. История освобождения Смоленска

  2. Письма с фронта

  3. Рукописи А. Т. Твардовского

  4. История в играх

  5. Выставка детских рисунков

  1. История освобождения Смоленска

В этом разделе располагается книга, сделанная в виде кинопленки с хроникой событий и информацией об истории Смоленска в годы Великой Отечественной Войны, а также представлены награды Смоленска: 

  • орден Ленина;

  • орден Отечественной войны I степени;

  • медаль «Золотая Звезда»


2. Письма с фронта

Обучающимся предлагается познакомиться с письмами солдат с фронта.

3. Рукописи А. Т. Твардовского

В этом разделе обучающимся предлагается познакомиться с рукописями военного корреспондента, советского писателя и поэта, нашего земляка            А. Т. Твардовского.

4. История в играх

На данной страничке обучающиеся могут проверить свои знания о родном крае, приняв участие в викторине.  А также выполнить такие задания как: “Собери картинку”, “Найди тень”, “Ребусы”, “Соедини по точкам”, кроссворд по заданной тематике.  

Задания развивают внимание, логическое мышление, мелкую моторику детей.

5. Выставка детских рисунков

В завершении  нашего проекта “Освобождение Смоленска” мы разместили выставку рисунков  детей, которая является подведением итогов и отражает чувство гордости  к героическому прошлому родного края!

В интерактивной тематической папке “Освобождение Смоленска” в нашей маленькой книжке-раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и, главное, – совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать-поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Результативность использования лэпбука: 

1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями обучающихся. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы, поездки)

  • техническую (фото, видео, рисунки)

  • познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)

  • мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)

2. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.

В результате использования лэпбука у детей формируется:

  • умение планировать предстоящую деятельность;

  • договариваться со сверстниками;

  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

  • распределять обязанности;

  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

  • используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Освобождение Смоленска» – это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у обучающихся творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о родном крае.

Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в классе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка не только в младшем школьном возрасте, но и на этапе школьного обучения.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал обучающегося, но и развить их.

Подводя итог, отметим, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитания. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя такие задания в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ребенок, когда он находится в творческой задумке вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего результата.


Комментарии

Похожие публикации