Характеристика аудирования как вида речевой деятельности
Характеристика аудирования как вида речевой деятельности.
Общеизвестно, что невозможно выучить иностранный язык, не обучаясь всем видам речевой деятельности, и в первую очередь аудированию. Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух».
Шпаковская С.В. считает, что «аудирование - есть процесс смыслового восприятия звучащей речи. С помощью этого термина подчеркивается психологическая сложность восприятия речи на слух, включающего не только слушание, то есть прием информации, но и слышание понимания смысла высказывания».
Говоря о важности аудирования, исследователь подчеркивает, что «на занятиях по иностранному языку аудирование занимает 57% учебного времени, что свидетельствует о важности аудирования как средства получения информации и овладения языком и в повседневной жизни человек в среднем расходует на слушание- 29,5% времени, на говорение 21,5 %, на чтение 39%, на письмо -10%. Согласно одному исследованию, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности информации аудированию отводится 55% времени».
Шпаковская С.В. отмечает, что «с помощью аудирования происходит восприятие различных объявлений, прослушивание или просмотр аудиозаписей, радио- и телеграмм, лекций и выступлений, разговоров. Слушатель стремится к тому, чтобы понять общий смысл высказывания, его суть либо содержащиеся в нем детали».
Следуя Шпаковской С.В, минимальной единицей аудирования является слово, ибо со слова начинается смысловое восприятие речи. При восприятии отдельных звуков и звукосочетаний имеет место не аудирование, а распознавание звуковых сигналов.
В практическом курсе иностранного языка, по словам А.Н. Щукина, аудирование является целью и средством обучения. Будучи целью обучения, аудирование обеспечивает возможность понимать на слух аудиотексты разного содержания и уровня сложности, обеспечивая тем самым достижение практической, общеобразовательной и воспитательной целей обучения и формирование вторичной (иноязычной) языковой личности.
В качестве средства обучения аудирование во взаимодействии с другими видами речевой деятельности обеспечивает формирование знаний, речевых навыков и умений, поддерживает и сохраняет достигнутый уровень владения языком на всех этапах обучения.
Причиной многолетней недооценки роли аудирования как формы устного общения на занятиях по языку А.Н. Щукин объясняет следующим образом.
Во-первых, считалось, что умение воспринимать речь на слух формируется само собой в результате практической деятельности, является побочным продуктом говорения и не нуждается в специальном обучении. При отсутствии целенаправленных занятий по аудированию уровень понимания воспринимаемого на слух текста даже на родном языке в среднем составляет не много выше 50%.
В условиях обучения иностранному языку уровень понимания иноязычного текста еще ниже, чем на родном языке, что является дополнительным аргументом в пользу специального обучения аудированию с учетом специфики и сложности этого вида речевой деятельности.
Во-вторых, преподаватели не всегда знали об особенностях и психологической сложности аудирования, а считали, что соответствующие навыки и умения формируются в результате стихийного слушания иноязычных текстов и не нуждаются в целенаправленной работе.
Как и любой иной вид речевой деятельности, аудирование есть умение, то есть способность к пониманию иноязычной речи на слух на основе формируемых навыков и приобретенных знаний. Это определение предложил Пассов Е.И., базируясь на более широком понимании речевого умения в виде «способности управлять речевой деятельностью при решении коммуникативных задач».
Так же Пассов Е.И. пишет, что «основу аудирования как речевого умения составляют следующие навыки аудирования (речевые операции, достигшие уровня автоматизма):
- фонетические: с их помощью в процессе слушания обеспечивается различение звуковой стороны речи и способность в соответствии с нормами языка правильно понимать услышанный звуковой образец (звуки, звукосочетания, ударения, ритмику, интонацию, мелодику);
-лексические: обеспечивают понимание значения слов и словосочетаний, содержащихся в аудиотексте, адекватно замыслу отправителя информации;
-грамматические: обеспечивают распознавание грамматической формы высказывания и ее соотнесение с определенным значением. В состав грамматического навыка в свою очередь входят морфологические (базируются на знании системы форм изменения слов в звучащей речи), синтаксические (базируются на знании строения предложения и способов сочетания слов в звучащей речи)».
Основными аудитивными умениями, преобретаемыми в ходе обучения языку являются умение понимать:
высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе при наличии в тексте неизвестных языковых единиц;
учебные и аутентичные тексты с разной степенью и глубиной осмысления их содержания.
Эти умения в программах и учебных пособиях дифференцируются в виде целей, достигаемых в ходе обучения аудированию, в зависимости от этапа и уровня владения языком и характера аудиотекста (монологического или диалогического)».
В зависимости от условий слушания различают контактное и дистантное аудирование. Контактное слушание является частью устного общения, а факторами, благоприятно влияющими на понимание иноязычной речи, являются: присутствие адресанта общения и невербальных средств (опор), которыми он пользуется (мимика, жесты, поза, контакт глаз и др.). При дистантном (опосредованном) слушании (радио, фонограмма) процесс аудирования протекает в менее благоприятных условиях для понимания звучащей речи ввиду отсутствия адресанта. Понимание аудиотекста при этом будет протекать в более благоприятных условиях, если используются средства наглядности в качестве вспомогательных средств обучения. Дистантное аудирование является более сложным видом восприятия речи на слух в сравнении с контактным аудированием и требует достаточно высокого уровня владения языком.
Вот почему на занятиях по языку на начальном этапе обучения контактное аудирование является основным средством овладения аудитивными навыками и умениями, а дистантное аудирование — дополнительным средством, реализуемым в часы самоподготовки учащихся при работе в лингафонном кабинете и дома с аудио- и видеоматериалом. На основном и продвинутом этапах обучения роль дистантного аудирования возрастает. В этом случае дистантное аудирование становится одним из основных источников совершенствования в изучаемом языке.
Аудирование может быть учебным и коммуникативным.
Учебное аудирование используется для формирования лексических и грамматических навыков, речевого слуха, умения понимать на слух и оценивать содержание прослушанного. Допускается многократное прослушивание материала, анализ его содержания и языковой формы.
Коммуникативное аудирование ориентирует слушателя на восприятие и понимание устной речи. В зависимости от коммуникативной установки (задания) аудирование может быть направлено на понимание:
— основного содержания текста;
— полное понимание текста; — выборочное извлечение информации
— критическое понимание и оценку текста.
Для этого требуется высокий уровень развития умения полно и точно понимать звучащий текст, определять коммуникативное намерение автора.
В зависимости от цели аудирования на занятиях по языку принято выделять изучающее, ознакомительное и деятельностное слушание.
Целью изучающего слушания является получение определенной информации, которая практически необходима для ее применения в различных ситуациях общения. Такое слушание характеризуется глубиной понимания деталей информации, отвечающей интересам и потребностям слушающего. Так, знакомство с аудиоинструкцией по выполнению лабораторной работы предполагает детальное запоминание и удержание в памяти выполнения инструкции.
Целью ознакомителъного слушания является получение общего представления о предмете сообщения без установки на его сохранение в долговременной памяти, детальное понимание, точное воспроизведение или передачу другим лицам. Этот вид не предполагает обязательной реакции на услышанное (реплики, воспроизведения основной идеи, совершения физического действия). Слушающий получает информацию для себя. В ситуациях реальной коммуникации (лекция, беседа) одна часть информации может восприниматься в процессе ознакомительного слушания, другая, представляющая для слушателя интерес и важная для последующего применения, в процессе изучающего слушания.
Целью деятельностного слушания является подробное запоминание информации с последующим ее воспроизведением и возможной оценкой, например, работа синхронного переводчика, предполагающая последовательный прием информации и ее передачу на другом языке. Такой вид слушания реализуется в ситуациях дословного запоминания информации с целью ее близкого к первоначальному тексту воспроизведения, например, на экзамене.
Каждый из видов слушания характеризуются целью слушания (общее или детальное понимание аудиотекста, установка на его сохранение в памяти или отсутствие таковой), уровнем понимания и запоминания информации.
В зависимости от характера взаимодействия между участниками общения может иметь место аудирование монологической и диалогической речи.
Восприятие на слух монологического текста, для которого характерна смысловая завершенность, грамматическая оформленность, протекает в более благоприятных условиях для понимания, в отличие от диалогического текста. Для диалога типичны спонтанность высказывания, использование готовых речевых формул, наличие неполных предложений, часто ускоренный темп речи. Эти обстоятельства следует учитывать при выборе аудиотекстов для работы.
Аудирование диалогического или монологического текста может предполагать участие/ неучастие слушателя в общении. В этой связи можно говорить о двух видах аудирования.
1. Аудирование выступает как часть устно-речевого общения, при котором участники общения выступают попеременно — то в роли говорящего, то в роли слушающего. Контакт между собеседниками может быть непосредственным либо опосредованным (например, при телефонном разговоре). Умения, специфические для этого вида аудирования, включают следующие: понимать реплики собеседника, реагировать на помехи, возникающие в процессе общения, переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, объяснить, выразить мысль иначе.
2. Аудирование выступает как часть устно-речевого общения, при котором слушающий является только участником общения. Возможны трудности понимания речи, связанные как с особенностями диалогической речи (неполный состав предложений, краткость реплик, использование разговорных клише), так и с индивидуальными особенностями речи говорящих (произношение, темп речи, тембр голоса) и часто невозможностью прервать разговор, переспросить, уточнить сказанное. Наиболее сложным является восприятие устной речи в аудиозаписи, когда слушающий не видит говорящих. При этом не всегда легко дифференцировать собеседников, выделить границы реплик.
При контактном аудировании диалогической речи зрительное восприятие собеседника — его жестикуляции, мимики, тембра голоса — облегчают восприятие информации. Как считают специалисты, 65%о информации при контактном аудировании передается с помощью невербальных средств общения и только 35%о — через вербальный канал восприятия, т. е. с помощью слов .Это обстоятельство следует учитывать при планировании работы по обучению аудированию.
Таким образом, аудирование - это сложный рецептивный вид речевой деятельности. Этот процесс имеет ряд сложностей, связанных с процессом восприятия речи на слух, ее запоминания, ее темпом, с характером ее изложения.