12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Готовцев Алексей Алексеевич15
0

Статья «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как один из эффективных видов мотивации к успеху»

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методический семинар
Проектно-исследовательская деятельность учащихся

как один из эффективных видов мотивации к успеху

 Актуальность темы: В настоящее время проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается с новой точки зрения ФГОС, где результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система ЗУН, а набор ключевых компетенций. Особо выделяются учебно-познавательная, информационная, исследовательская, социально-трудовая и коммуникативная компетенции, которые определяют успешность выпускника в будущих условиях жизнедеятельности. Этим и определяется актуальность темы методического семинара.

Новизна системы работы заключается в том, что одним из основных принципов в преподавании истории и обществознания является использование на уроках и внеклассных мероприятиях новых образовательных технологий в сочетании:

Проектно-исследовательской деятельности

Проблемного обучения

С использованием медиа технологий

Интернет-ресурсов

В практике особенно часто путают проектную и исследовательскую деятельность. Нередко в публикациях эти типы деятельностей так и следуют – через союз «И», что создает у многих учителей ощущение их тождественности. Между тем, они принципиально отличаются, на наш взгляд, по способам организации, мыслительным навыкам учащихся, которые можно с их использованием развивать, ценностям, которые благодаря им «выращиваются» в детях. Председатель Оргкомитета всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, к.п.н А.В.Леонтович, выделяет несколько видов исследовательской и проектной деятельности, из которых наиболее оптимальным применительно к моему педагогическому опыту является «Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования».

Целью методической деятельности является формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых задач в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, приоритетной задачей современного исторического образования, на наш взгляд, становится не передача готовых знаний, а формирование конкурентоспособной, творческой личности с навыками проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская работа с учащимися проходит по следующим этапам:

1) Подготовка;

2) Планирование;

3) Исследование;

4) Выводы;

5) Представление проекта и оценка его результатов.

Информационная карта педагогического опыта работы над созданием проекта

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают доп. информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта.

Планирование

А) определение источников

Б) определение способа сбора и анализа информации

В) Определение способа представления результатов (формы проекта)

Г) установление процедур и критериев оценки результатов проекта

Д) распределение задач между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Исследование

1) Сбор и уточнение информации;

2) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе проекта;

3) Выбор оптимального варианта хода проекта;

4) Поэтапное выполнение иссл-х задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советуют, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют

Наблюдает, советует по просьбе учащихся.

Представление проекта и оценка его результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качества отчета, креативность, качества использования источников, потенциал продолжения проекта.

Чем этот метод лучше?

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Основными условиями применения метода проектов являются:

существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания;

значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

применение исследовательских методов при проектировании;

структурирование этапов выполнения проекта;

самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Таким образом, в ходе проектно-исследовательской работы у учащихся появилась возможность по новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок развитию критического мышлению учащихся, правильному восприятию истории. Отсюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся: повышение мотивации, результаты олимпиад, НПК .

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.