Образовательный квест как один из видов деятельности клуба интеллектуальных игр
В связи с модернизацией структуры и содержания школьного языкового образования единство урочной и внеурочной деятельности приобретает особое значение. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению, предусматривающего усиление практико-ориентированной составляющей процесса обучения и его направленность на развитие не только коммуникативной, но и лингвострановедческой и социокультурной компетенций, а также широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Внеурочная работа как раз позволяет реализовывать такие виды деятельности, которые направлены на развитие аналитического и творческого мышления и принятие самостоятельных решений.
Внеурочная работа автора включает в себя, в том числе и организацию работы клуба интеллектуальных игр кафедры иностранных языков лицея. Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается за счёт мыслительных способностей человека, его интеллекта. Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей обучающихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Самостоятельность, активность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Таким образом, целью работы клуба является создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в лицее.
Работа клуба построена на организации и проведении таких интерактивных форм обучения как, деловые игры, дебаты, образовательные квесты. В данной статье рассмотрено использование образовательного квеста в качестве интеллектуальной игры. Применение квестов в обучении иностранным языкам давно зарекомендовало себя как положительный опыт: развитие критического мышления, повышение эффективности познавательного процесса, развитие воображения, установление эмоционального контакта между участниками группы, чувство собственной успешности и, как следствие - повышение мотивации к изучению языка.
Квест создаётся, как приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что есть некая цель, дойти до которой можно, продвигаясь последовательно по этапам и разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующему этапу и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Предлагается рассмотреть работу по организации проведения данной игры на примере линейного квеста «Рождественский подарок», который проводится на параллели 6 классов.
Организация осуществляется руководителем клуба интеллектуальных игр, учителями, вовлечёнными в процесс, и учениками согласно следующему алгоритму:
введение (выбор темы, обоснование значимости квеста).
В данном случае квест проводится 25 декабря (католическое Рождество), как обобщение материала по изученной теме «Holidays, traditions and festivals» (раздел 3 учебника Афанасьевой О.В., «Радужный английский» 6 класс);
определение сюжета и формы квеста, написание сценария, определение необходимого пространства, ресурсов, времени;
выбор целевой аудитории и количества участников, распределение ролей (по необходимости).
Организатор проводит рабочую встречу с учителями, работающими в 6 классах, предлагает поучаствовать в квесте, называет тему, дату, время на прохождение квеста, количество участников, критерии их отбора и обсуждает другие организационные моменты.
В нашем случае квест рассчитан на группу из 10 человек. Распределения ролей не требуется, кроме выбора руководителя группы;
назначение помощников и организаторов (это могут быть учителя, учащиеся старших классов или другие работники учебного заведения);
руководство к действиям.
Консультация группы/групп участников квеста (необходимые разъяснения общего характера, выборы руководителя группы, выбор элемента одежды, который будет являться отличительным знаком, например, галстуки. Это поможет работникам школы, которые вовлечены в процесс, быстро идентифицировать участников квеста.);
подведение итогов.
После внеурочного занятия важно обсудить с ребятами, что у них получилось, с какими трудностями они встретились, какое задание было наиболее интересным и т.д.
Квест рассчитан на 1 час и проводится во внеурочное время в помещение школы 25 декабря. Обычно в это время школы соответствующим образом украшены, что создаёт определённое настроение участникам квеста. Руководитель клуба встречает группу частников в заранее оговорённом месте и вручает им телеграмму от Санта Клауса. Телеграмма красочно оформлена и содержит следующий текст: “ My friend Father Frost left a bag with presents in your school. Find a secret word and you will get the presents. Santa Claus” После того как дети ознакомились с текстом телеграммы, им вручается ещё одно послание: «This place is important for every pupil at school. Here you can get information about your lessons. Go there and find something interesting!” Это первый этап прохождения. В итоге дети должны прийти к информационному стенду с расписанием уроков. По предварительной договорённости с диспетчером школы (пункт № 4 алгоритма) в расписании на 25 декабря вместо одного из уроков в любом классе написано слово CHRISTMAS. В нашем лицее изменения в расписании выделяются цветом, данное слово тоже можно выделить, чтобы оно не выделялось на фоне других слов, но и не сразу бросалось в глаза. Учащиеся направляются в кабинет, указанный рядом со словом Christmas.
Следующий этап: ребята приходят в указанный кабинет и получают конверт с заданием. Им нужно разгадать кроссворд, где в указанных квадратах сложится слово cloakroom – их следующая цель (Go there and find something interesting).
Следующий этап: в гардеробе висит шуба Деда Мороза. Ребята должны её заметить среди пальто и курток. В кармане шубы находится задание-тест с 3 вопросами.
- Who helps Russian Santa Claus (Father Frost)?
1.Fox
2.Snow Maiden
3.Wolf
4.Snake
5.Snow Star
- What color is the traditional Father Frost’s costume?
1. black
2. yellow
3. green
4. grey
5. red
- Where does the New Year tree stand in London?
Trafalgar Square
British Museum
Hyde Park
the Tower
Write down your answer (for example, 3, 2, B): _________. Из номеров правильных ответов составляется номер кабинета 25А, куда следует обратиться за следующим заданием: Go there and ask for help!
Этап 4. В кабинете группа получает конверт с заданием «Где в школе живёт Снегурочка?» В каждой из строк задания нужно выделить лишнее слово и по выявленной группе лишних слов (ice, snow, cold, fridge) догадаться, что Снегурочка может жить в столовой, в холодильнике. Go there and ask for help!
Этап 5. В помещение столовой по договорённости с работниками в один из пластиковых карманов на стенде «Меню» вставлен лист с небольшим рождественским/новогодним стихотворением. Например,
Complete a New Year poem and go to the place where you can find a lot of poems!
New Year’s Day
A happy day!
We are glad
And want to _____.
We all dance
And sing and ____:
“Welcome, welcome,
New Year’s _____!”
Ответы: play, say, day.
Этап 6 в библиотеке. Восстановленный текст стихотворения участники квест-группы отдают библиотекарю, который сверяет их ответы с правильными и отдаёт им конверт с последним заданием. В конверте находится чайнворд-змейка и задание: Find 12 words about Christmas and New Year. The 9th word is a secret word. Say it to your teacher in classroom № 22.
Christmasnowhiteggreenightreatwelveveachappyear
В последнем кабинете ребятам вручается искомый мешочек с подарками.
Приведённый в качестве примера квест носит интерактивный характер и основан на принципах кооперации и активности обучаемых. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, так как в ходе работы идет обмен знаниями и идеями, организуются парный и групповой виды взаимодействии. Таким образом, создаётся среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Список литературы:
1. Калугина Ю. В., Мустафина А. Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт».