Научно-исследовательская работа «Динамика уровня физической подготовленности учащихся 8 класса по программе "Президентских состязаний"»
Оглавление
Введение……………………………………………….....................................
Обзор литературы……………….............................................................
1.1. Характеристика понятий: двигательная активность, двигательная
(физическая) подготовленность, физические качества………...
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития детей 13-14 лет………………………………………………………………………………
1.3. Краткая характеристика физических качеств и особенности их развития……………………………………………………………………….
1.4. Характеристика программы «Президентских состязаний»….….
Методы исследования и их организация………………………………
Результаты и их обсуждение……………………………………………
Выводы……………………………………………………………………..
Практические рекомендации……………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей[4].
В настоящее время научные работники и учителя физической культуры уделяют большое внимание решению целого ряда важных и актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. Особое место отводится разработке перспектив развития отечественной системы физического воспитания детей в период развития нашего общества; накапливаются данные о роли, объеме и содержании двигательной деятельности школьников в режиме дня, недели, месяца, года; совершенствуются программы по физической культуре; определяются конкретные пути осуществления взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим, пути развития у учащихся общественной активности и самодеятельности по физической культуре и спорту в пионерских и комсомольских организациях[14].
Среди актуальных проблем школьников физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств) [12].
Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни[1].
Цель исследования: оценить уровень физической подготовленности учащихся 8 «А» класса по программе «Президентских состязаний».
Задачи исследования:
Изучить особенности физической подготовленности учащихся среднего звена.
Оценить уровень физической подготовленности учащихся 8 «А» класса.
Экспериментально обосновать эффективность программы «Президентских состязаний».
1.Обзор литературы по теме исследования.
1.1.Характеристика понятий: двигательная активность, движение, двигательная (физическая) подготовленность, физические качества.
Двигательная активность – видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов. Двигательная активность человека преимущественно может быть недостаточной, избыточной или оптимальной. Границы оптимальной двигательной активности зависят от возраста, уровня физического развития, тренированности и других факторов. Резко выраженные крайности двигательной активности сопровождаются стрессовыми реакциями. [7]
Движение – как моторная функция организма емеет изменение положения тела или его частей. [9]
Физические качества – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность. [19]
Двигательная Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действии, необходимых для выполнения человеком спортивной деятельности. [4]
1.2.Анатомо-физиологические особенности развития детей 13-14 лет.
В системе современного воспитания физкультурных ценностей необходимо предусматривать и осуществлять формирование мотивов, а затем и интересов к систематической физической активности. Достижение этой важной цели - дело сложное, требующая решения многих задач, существенно разных для разного возраста (Матвеев Л.П., 1991).
Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение координационных способностей при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, Основная направленность физического воспитания подростков вкусов. [20]
формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей. [20]
Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации. [2]
В подростковом возрасте имеются существенные отличия в ритме развития тела у девочек и мальчиков. Так у девочек максимальный темп роста в длину отмечается в 11 - 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам взрослого человека. [16]
Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и позвонки. При этом кости растут в длину, а в ширину их рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается окостенение запястья и пястных костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.
В этом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата. [2]
Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Особенно заметно увеличение массы желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого человека. [17]
Разнонаправленные изменения происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления. [19]
Морфологическая и функциональная незрелость отдельных элементов сердца и сосудистой системы снижает адаптационные возможности системы кровообращения и повышает функциональную напряжённость при небольших физических нагрузок. [3]
Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких увеличивается почти в два раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста МПК увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18%.Экономичность кислородных режимов подростков при физических нагрузках ещё значительно ниже, чем у взрослых, но выше чем у детей младшего возраста. В тоже время ликвидация кислородного долга у подростка происходит с высокой интенсивностью (Матвеев Л.П., 1991).
1.3. Краткая характеристика физических качеств и особенности их развития.
Под физическим качеством силы понимается взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты. Качество силы характеризуется силой действия, которую развивает человек посредством мышечных напряжений. По своей сути сила действия представляет интегрированный результат взаимодействия сил тяги мышц, образующих вследствие функциональной активности мышечных структур. Именно через силу тяги мышц происходит реализация психофизиологических процессов в механическую работу по преодолению внешних сопротивлений (например, при подъеме штанги) или противодействию внешним силам (например, при удержании штанги). Сила действия человека измеряется в килограммах. [4]
Под выносливостью понимается единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе. Выносливость характеризуется совокупностью физических способностей, обеспечивающих поддержание работы в зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой энергетический профиль, а вместе с ним и своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. [7]
Под физическим качеством ловкости понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, проявляющихся при условии сохранения устойчивости тела и необходимой амплитуды движений. [14]
Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении представлений о характере изменения внешних условий и в умении перестроить двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Учитывая изменения внешних условий, человек должен прогнозировать предстоящие события и в связи с этим строить соответствующее поведение.[7]
Точность пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в правильности выполнения двигательного действия. Развитие точности определяется совершенствованием сенсорных механизмов регуляции движений, достигающих своей функциональной зрелости к 12-16 годам. В зависимости от координационной сложности действия периоды будут различны. [16]
Гибкость определяется как физическая способность человека выполнять движения с необходимой амплитудой. Она обусловлена строением сустава и взаимодействием мышц, обеспечивающих в нем движение. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемостью их к растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. [7]
Под быстротой понимается единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей: быстроты в простых и сложных двигательных реакциях, скорости одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением, частоты движений (темп движений). Многие способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно качество ловкости. [18]
1.4. Характеристика программы «Президентских состязаний».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 948 «О проведении Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» департамент образования администрации города Перми проводит школьный и муниципальный этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».
Соревнования проводятся в соответствии с Положением о Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания», методическими рекомендациями о проведении школьного, муниципального этапов.
1. Цели и задачи соревнований
Соревнования проводится в целях укрепления здоровья подрастающего поколения, привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Основные задачи:
пропаганда здорового образа жизни;
развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников «Президентские состязания»;
дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с учащимися во внеурочное время;
определение уровня двигательной активности обучающихся, степени их вовлеченности в занятия физической культурой и спортом;
отбор лучшей команды для участия в региональном этапе Всероссийских соревнований.
2. Место и сроки проведения соревнований
Президентские состязания проводятся:
I этап школьный сентябрь-декабрь 2011 г.
II этап муниципальный (очно-заочный) январь 2012г.
III этап муниципальный (очный) апрель 2012 г.
3. Руководство организацией и проведением соревнований
Учредителем соревнований является департамент образования администрации г. Перми. Организацию и проведение школьного этапа осуществляют общеобразовательные учреждения города Перми, муниципального этапа - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр по физической культуре, спорту и здоровьесбережению» г. Перми.
4. Участники соревнований
Соревнования командные.
В состав класса-команды включаются обучающиеся одного класса общеобразовательного учреждения.
В школьном этапе принимают участие команды с 1 по 11 классы, соревнования проводятся между классами-командами по параллелям.
В очно-заочном муниципальном этапе принимают участие классы-команды, победившие в школьном этапе в своих параллелях среди обучающихся 5-10 классов.
Классы-команды, занявшие 1-6 место в очно-заочном муниципальном этапе (после жеребьевки параллели) выходят на очный муниципальный этап соревнований.
Состав команды: 10 учащихся (5 юношей + 5 девушек), 1 представитель.
5. Программа соревнований
Программа школьного и муниципального этапа «Президентских состязаний» включает спортивное многоборье, теоретический конкурс (в форме тестирования), соревнования «Веселые старты» для учащихся 1-4 классов.
В спортивное многоборье включены:
бег 30 м (5-6 класс), 60 м (7, 8, 9 классы), 100 м (10-11 класс)
челночный бег 3х10 (с кубиками)
подтягивание на перекладине (юноши)
сгибание и разгибание рук в упоре «лежа» (отжимание) (девушки)
поднимание туловища из положения «лежа на спине»
прыжок в длину с места
наклон вперед из положения «сидя»
6. Определение победителей
Победители школьного этапа в 1-11 классах и муниципального этапа в 5-10 классах «Президентских состязаний» определяются по наибольшей сумме баллов, набранных в спортивном многоборье и творческом конкурсе (тестах) участниками класса-команды.
Если результат спортивного многоборья, показанный участником, выше результата, оцениваемого в 70 очков, участник получает 70 очков.
В случае равенства результатов, преимущество получает класс-команда, имеющая лучший технический результат в беговых дистанциях.
Электронные таблицы спортивного многоборья и творческого конкурса (тестов) прилагаются, в них необходимо внести результаты участников, определить победителей в классах-параллелях и передать в Центр спорта в установленные сроки. Все результаты соревнований в классах-параллелях необходимо оформлять протоколами соревнований.
7. Награждение
Классы-команды в параллелях, занявшие 1, 2 и 3 места в школьном и муниципальном этапе «Президентских состязаниях» награждаются грамотами и призами.
Победители муниципального этапа соревнований «Президентские состязания» (после жеребьевки параллели), получают право на участие в региональном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания».
8. Расходы
Расходы на награждение победителей и призеров классов-команд по параллелям с 1 по 11 класс школьного этапа соревнований несет общеобразовательное учреждение.
Расходы на награждение победителей и призеров классов-команд по параллелям с 5 по 10 класс муниципального этапа соревнований несет муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр по физической культуре, спорту и здоровье сбережению» г. Перми.
2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
В соответствии с целью перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить особенности физической подготовленности учащихся среднего звена.
Оценить уровень физической подготовленности учащихся 8 «А» класса.
Экспериментально обосновать эффективность программы «Президентских состязаний».
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований:
– изучение, обобщение и теоретический анализ данных научной и научно-методической литературы;
– педагогический эксперимент;
– тестирование;
– математический анализ.
Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи. Прежде всего это обзор теоретико-методических подходов к физическому воспитанию школьников (анатомо-физиологические особенности физического развития детей среднего школьного возраста; характеристика двигательной активности детей; теоретико-методические особенности развития физических качеств; методические подходы к планированию учебного материала по физической культуре в условиях 3-х уроков в неделю).
Оценка уровня физической подготовленности проводилась сентябре – октябре 2012 года по программе «Президентских состязаний». Учащиеся были ознакомлены с программой состязаний. На одном из уроков была проведена апробация программы состязаний, а затем и проведено тестирование. По таблицам был рассчитан индивидуальный показатель каждого физического качества, а затем составлен профиль общего уровня физической кондиции каждого ученика и всего класса в целом.
Основной целью эксперимента было оценить уровень физической подготовленности учащихся 8 «А» класса по программе «Президентских состязаний». Для выявления динамики нашего воздействия на детей, были предложены следующие тесты:
Бег 60 м. Проводится на беговой дорожке (старт произвольный). Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды.
Челночный бег 3x10 м (с кубиками). Проводится на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная). За каждой линией - два полукруга радиусом 50 см с центром на линии. На дальний полукруг за финишной линией кладут кубик (5 см). Участник становится за стартовой линией и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной линии; обегает полукруг, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишной - линии, пробегая ее. Учитывается время выполнения теста от команды «марш» до пересечения линии финиша.
Подтягивание на перекладине. Участник принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Не допускается: сгибание рук поочерёдно, рывки ногами или туловищем, перехват руками, остановка при выполнении очередного подтягивания. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек.
Сгибание и разгибание рук в упоре «лежа» (отжимание). Исходное положение: упор лежа на полу. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью предмета высотой не более 5 см, не нарушая прямой линии тела, а разгибание производится до полного выпрямления рук при сохранении прямой линии тела. Дается одна попытка. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек. Фиксируется количество отжиманий, при условии правильного выполнения упражнения.
Подъем туловища из положения «лежа на спине». Исходное положение: лёжа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, стопы закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 сек.
Прыжок в длину с места. Выполняется с места двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предоставляется две попытки, при заступе результат не засчитывается. Учитывается лучший прыжок участника.
Наклон вперед из положения «сидя». На полу обозначается центральная и перпендикулярная линии. Участник, сидя на полу, стопами ног касается центральной линии, ноги выпрямлены в коленях, стопы вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперед, на четвертом фиксируется результат касания и фиксации (не менее 2 сек.) кончиков пальцев на перпендикулярной мерной линии. Сгибание ног в коленях не допускается.
Теоретический конкурс. Теоретический конкурс проводится в виде тестирования (закрытая форма). По следующим темам:
- олимпийские игры древности;
- символика, атрибутика и девиз Олимпийского и Паралимпийского движения;
- возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения;
- история зарождения олимпийского движения в России;
- олимпийское движение в современной России;
- олимпийская хартия;
- организация и проведение эстафеты Олимпийского огня.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Для расчета уровня физической подготовленности школьников 8«А» класса были использованы специальные таблицы программы «Президентских состязаний», в которых за каждый вид испытаний дается определенное количество баллов от 1 до 70.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №132 с углубленным изучением предметов естественно – экологического профиля
г. Перми. К эксперименту были привлечены учащиеся 8 «А» класса.
Программа физического воспитания в среднем звене предполагала 3 урока физкультуры в неделю. Из них два обычных, третий урок – игровой. Программа обучения включала несколько комплексов физических упражнений, направленных на развитие различных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, а так же спортивные и подвижные игры.
3. результаты и их обсуждение
В организации занятий необходима цикличность развития физических качеств. На одном уроке развиваются выносливость и сила, на другом сила и быстрота, на третьем уроке выносливость, сила, быстрота. Гибкость и ловкость идут как «фоновые» физические качества, то есть они в различной степени развиваются на каждом уроке, и преимущественно гибкость при изучении разделов гимнастики и акробатики.
Третий урок физкультуры в неделю в обязательном порядке проводился по разделу спортивный и подвижные игры. Он сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям подросткового возраста. Развитие центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, полнее всего реализуется потребность в двигательной активности в сочетании с положительными эмоциями и воспитании морально-волевых качеств.
Оценка уровня физической подготовленности учащихся 8 «А» класса проводилась в два этапа.
Первый этап (октябрь 2012 г.) – изучалась и анализировалась литература по данной теме, были определены актуальность, цели, методы исследования. Проведение первого среза эксперимента.
Второй этап (февраль 2013 г.) – проведение повторного среза эксперимента, анализ результатов исследования, формулировка выводов.
Батарея тестов включала 7 нормативов: отжимание, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд, бег 60 метров, челночный бег (с кубиками ), наклоны туловища вперед и теоретическое задание. За каждый вид тестирования дается определенное количество очков от 1 до 70, по сумме баллов которых определялся индивидуальный уровень физической подготовленности.
Эффективность оценивается посредством сравнения показателей подобранных нами тестов до и после проведения эксперимента.
В представленных ниже таблицах и рисунках приведены результаты эксперимента, проводимого в рамках урока физической культуры по программе «Президентских состязаний».
В течение эксперимента было проведено 2 среза двигательных показателей, определяющих физическую подготовленность учащихся (табл. 1, 2).
Таблица 1
Результаты тестирования учащихся в декабре 2012 г.
Как видно из табл. 1, в начале исследования мы выявили исходные показатели по 7 тестам. На основании индивидуальных величин можно распределить учащихся по уровню их физической подготовленности. Выделить явных лидеров и отстающих.
Таблица 2
Результаты тестирования учащихся в феврале 2013 г.
Как видно из табл. 2, показатели после повторного среза увеличились. Лидеры удерживают свои позиции и улучшают свои результаты.
По итогам тестов, была выявлена положительная динамика физических показателей учащихся (рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня физической подготовленности учащихся
Результаты исследования согласуются с данными о том, что учащиеся 8 «А» класса имеют положительную динамику уровня физической подготовленности. Показатели возросли, что свидетельствует о продвижениях испытуемых овладением физическими качествами.
ВЫВОДЫ
1. Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.
2. Результаты исследования позволили выявить положительную динамику показателей физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения.
3. Эффективность оценивается посредством сравнения показателей подобранных нами тестов до и после проведения эксперимента. Системный подход к организации уроков физической культуры, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, позволило повысить качество обучения и уровень подготовленности учащихся.
Список литературы
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. - СПб:, 2004.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фабер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
Быков B.C. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. Челябинск, 2005. - С. 10-18.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников,М., 1991
Гулько Я.Н., Зуев С.Н. Физическая культура, М., 2000
Добронравов О.Н. "Адаптационные изменения сердечной деятельности и внешнего дыхания у спортсменов при нагрузках большой интенсивности". Журнал " Теория и практика физической культуры'', 1973, № 8, с. 29-31.
Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 2007.-236с.
Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - С. 55-73.
Курпан Ю.И. – Физическое воспитание учащихся I – XI классов с направленным развитием двигательных способностей //Физическая культура в школе.-М.- 1994г.-№ 6.-С.22-27.
Кузина А.И. Воспитание у дошкольников интереса к физическим упражнениям.- М.- 2000.- 124 с.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории, М., 1991
Минаев Б.Н. Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Уч. Пособие для студентов пед. спец. Учеб. Заведений. М.: Просвещение, 1989 106-112 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС, 2009.- 128 .
Поздняк Л.В. Подготовка педагогов нового времени. // - 2002.- № 2. - С. 45- 52.
Смирнов Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: Учеб. пособ. - Малаховка, 1996.
Уроки физической культуры в 7 – 8 классах средней школы/Под ред. Богданова Г.П., М., 1986
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М., 2000
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, Ростов – на –Дону, 2004
"Физиология человека" под общей редакцией Зимкина Н.В. ФИС, 1975, с. 343-346