12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Неля Владиславовна3505
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
11

Научно-исследовательская работа «Выявление признаков плоскостопия у учащихся 8-ых классов»




 

Тема: «Выявление признаков плоскостопия у учащихся

8-ых классов».

 


 

Автор:

И. Мария

класс 9г

МБОУ СОШ № 180

 

  Руководитель:

Поломошнова

Неля Владиславовна.


 

Новосибирск,2009.

Содержание.


 

Введение.

1.Обзор литературы.

1.1. Что такое плоскостопие.

1.2. Чем опасно плоскостопие.

1.3. Лечение плоскостопия.

1.4. Осложнения.

1.5. Профилактика плоскостопия у детей.

2. Собственная работа.

2.1. Методы и результаты исследования.

3.Выводы.

4.Заключение.

Список литературы.
 

Введение.

Актуальность.

Изучение структуры и функции стопы человека в норме и при патологии до настоящего времени остается трудной задачей. Диагностика состояния стопы традиционно основывается на нескольких методах: визуальном, подометрическом, рентгенологическом, плантографическом и др. В последние годы все чаще стали применять автоматизированные методы диагностики, обеспечивающие оценку высоты свода стопы и особенности ее строения.

Среди различных деформаций нижних конечностей наиболее часто встречается плоскостопие, характеризующееся уплощением продольного и поперечного сводов стопы в сочетании с поворотом вокруг продольной оси, а также ее отведением. Преобладание плоскостопия в структуре патологии стоп говорит о необходимости совершенствования методов диагностики этого состояния. Ранняя диагностика плоскостопия очень важна при проведении диспансерных осмотров детей в дошкольных и школьных учебных заведениях, в спортивной медицине, для своевременного прогнозирования нарушения здоровья спортсменов.

Благодаря своему сводчатому строению стопа выполняет опорную, рессорную и локомотивную функции. Последняя, главным образом заключается в том, что, производя отталкивание от опорных поверхностей, она обеспечивает возможность активного перемещения всего тела в пространстве при ходьбе, беге, прыжках.

Таким образом, изучение строения стопы у детей является актуальной задачей, решение которой имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Цель работы выявить закономерности анатомо-функционального состояния стопы детей школьного возраста (8 класс).

Задачи исследования.

Дать морфофункциональную характеристику состояния стопы детей школьного возраста.

Провести практическую работу по выявлению признаков плоскостопия среди учащихся 8-ых классов.

Оценить полученные результаты, и сделать выводы.


 

Обзор литературы.

Что такое плоскостопие.

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.

Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Опорными участками являются: сзади — пяточный бугор, а спереди — головки плюсневых костей. Выпуклая часть арки обращена в тыльную сторону стопы. Она образует продольный свод, который при ходьбе, беге, прыжках сглаживает толчки и сотрясения всего тела, придает мягкость и эластичность походке, делает ее легкой и пружинящей.

Кроме того, различают еще и поперечный свод стопы, который в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощается до полного исчезновения.

Арочная форма строения скелета стопы с выраженным продольным сводом поддерживается не только связками. В укреплении сводов большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной поверхности стопы, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы или на ее подошвенной поверхности. Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки.

Стопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма — стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций— пружинящая (рессорная). Такая деформация называется плоскостопием.

Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной.

Несостоятельность связочного аппарата — наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.

Простое плоскостопие — это 1-я стадия заболевания. Стопа представляется уплощенной, что хорошо бывает видно со стороны внутреннего продольного свода. Боли становятся более постоянными, отмечается усталость при ходьбе, утрачивается эластичность походки.

Комбинированное плоскостопие — следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные, они распространяются на голень (от перенапряжения мышц) и коленный сустав (от неправильной нагрузки при ходьбе). Отмечается значительное затруднение ходьбы.

То, что у детей до трёх лет не бывает плоскостопия - неправда. Оно может быть врождённым, а может возникнуть вследствие дисфункции центральной нервной, эндокринной систем, из-за инфекций и массы других причин. Самое пагубное - не боли и деформация, а их последствия - нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Искривления позвоночника у ребенка можно избежать или хотя бы остановить его развитие, если вовремя начать лечение. Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. После пяти лет жизни сделать это уже сложнее. Но, начав лечение, можно улучшить состояние стопы, остановить развитие плоскостопия и провести профилактику деформаций позвоночника. Стоит показать ортопеду ребёнка, который быстро устает от ходьбы и просится на руки. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку.

Как уже сказано, у детей младшего возраста плоскостопие бывает и врожденным, обусловленным недостаточностью соединительной ткани. Но врожденное плоскостопие — все же значительная редкость.

Гораздо чаще плоскостопие становится результатом целого букета неправильных действий.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

Наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду).

Ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой).

Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).

Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов.

Рахит.

Паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП).

Травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие.

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.

Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Лечение.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1 - 2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Что касается ванночек - требования к ним простые: температура воды +40-50 градусов Цельсия, длительность процедуры - 15-20 минут, а пропорции их составляющих указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества. Массаж и гимнастику обязательно должен проводить дипломированный специалист - инструктор по лечебной физкультуре и массажу. Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение обезболивающих препаратов.

Очень полезное воздействие окажет самомассаж - благо, для него существует множество приспособлений (специальные коврики, валики, мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по массажному коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге - улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.

В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и др.), что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10 - 15 процедур. Желательно проводить 2 - 3 курса в год.

Осложнения.

Какие бывают осложнения плоскостопия? К сожалению, самые разные. Прежде всего, это уплощение поперечного свода стопы с подвывихом 1-го пальца наружу в подростковом возрасте. Если стопа долго находилась в неправильном положении, а особенно, если имеет место вальгусная деформация голеностопного сустава, это может привести к деформации в суставах стопы и даже к изменению соотношений суставных поверхностей коленных и тазобедренных суставов. Это сопровождается болью в ногах, особенно в вечерние часы, а снижение функций амортизации приводит к боли в позвоночнике. В дальнейшем это может привести к сколиозу, то есть дугообразной деформации позвоночника вправо или влево.

Профилактика плоскостопия у детей.

Прежде всего, необходимо проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить, не разводя слишком широко носки стоп. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носком. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей недостаточно крепкие еще связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек развивается так называемое поперечное плоскостопие с отклонением 1-го пальца стопы кнаружи. Последнее сопровождается подвывихом в первом плюснефаланговом сочленении, значительными болями, больные вынуждены, носить обувь на 2—3 размера больше. Излечение выраженного отклонения 1-го пальца кнаружи возможно уже только оперативным методом. В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной (галька, гравий) поверхности — стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и т. п. Занятия детей могут быть организованы в детских садах и в кабинетах лечебной физкультуры детских поликлиник. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, что особенно важно при организации занятий с детьми младшего возраста.

Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно охватывать стопу (не быть тесной, и не болтаться), иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы), с правильной продольной осью стопы (середина пятки — второй межпальцевой промежуток). Обувь должна иметь умеренную плотную выкладку внутреннего свода, на которую стопа «садится» (отдыхает) в случае утомления мышечно-связочного аппарата.

Для правильного формирования стопы детям нужна не только хорошая обувь. Имеет значение и питание. Соединительная ткань по своему составу отчасти сходна с костной тканью. И точно так же страдает от рахита, то есть неправильного фосфорно-кальциевого обмена в организме. При недостатке кальция, как известно, кости становятся мягкими и деформируются под действием веса и мышц, а соединительная ткань стопы перестает быть эластичной и упругой и точно так же подчиняется давлению веса тела.


 

Собственная работа.

Учащимся 8г и 8л классов (всего 40 человек) была предложена практическая работа, после чего я обработала полученные результаты и сделала выводы.

Практическая работа (выполняется дома).

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, карандаш.

Рекомендации для выполнения работы: намочите стопу и мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом.

Собрав данные отпечатки, я проводила следующие действия. В каждой стопе измеряла среднюю часть (А) и плюсневую часть (В) в сантиметрах, и полученные данные подставляла в формулу: А/В.


 


 


 


 

Результат выразила в процентах. Если полученное процентное отношение не превышало 33 % , нога нормальная, т.е. плоскостопия нет.

Были получены следующие результаты:


 

Признаки плоскостопия.

 

Наличие

признаков

Отсутствие

признаков

Количество учащихся

22 чел.

18 чел.

Полученные результаты(min)

38%

11%

Полученные результаты(max)

64,7%

33%


Выводы.

В результате проведенного эксперимента я определила наличие признаков плоскостопия более чем у половины учащихся в исследуемой группе. Кроме того, признаки плоскостопия присутствуют чаще у мальчиков, чем у девочек. После окончания данного эксперимента, с учащимися 8-ых классов была проведена беседа, в ходе которой им были даны рекомендации; так же полученные результаты были доведены до сведения родителей на родительских собраниях. Но в силу отмеченных в обзоре литературы анатомо-физиологических особенностей у детей при определении плоскостопия по отпечаткам подошвы может быть допущена ошибка. И если возникают сомнения в определении характера плоскостопия, ребенка (больного) следует направить на консультацию к специалисту — врачу-ортопеду.


 

Заключение.

Подтвердить присутствие плоскостопия помогает не только правильный осмотр ног ребёнка, но и планетографическое наблюдение отпечатков стоп. Самым точным методом выяснения величины сводов является рентгенография, стоя под нагрузкой.

Начало лечения плоскостопия в раннем возрасте помогает не только уберечь своды, но даже сделать их больше, избавив человека от дефекта.

Пытаться исправлять стопы в подростковом возрасте уже поздно, и целью лечения в этом возрасте должна быть стабилизация плоскостопия, улучшение функционального состояния ног и позвоночника ребёнка, недопущение деформаций пальцев стоп.


 


 

Список литературы.

http://orthohelp.ru/article.php?id=5

http://209.85.135.132/search?q

http://sc7ruz.edurm.ru/DswMedia/programmayelektivnogokursaantonovaev.doc

Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.

«Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991 г.

Выявление признаков плоскостопия
PPT / 3.27 Мб

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учителя биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.