Статья на тему «Дисграфия: чем ребёнку может помочь его семья?»
Родительское собрание «Дисграфия: чем ребёнку может помочь его семья?»
Цель: познакомить родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.
Задачи родительского собрания:
Образовательные: познакомить родителей с термином «дисграфия», с вариантами нарушений письменной речи, возможными причинами возникновения проблем; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии.
Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.
Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников.
Участники родительского собрания:
Учитель - логопед, родители учащихся начальных классов.
Предварительная работа: изучение и анализ научно-методической литературы, подготовка презентации.
План родительского собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Выступление учителя – логопеда:
Теоретическая часть «Что такое дисграфия? Причины нарушения письменной речи».
Практическая часть:
Познакомить родителей с играми и упражнениями по профилактике и преодолению трудностей в овладении письменной речью.
Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с учащимися, имеющими предпосылки или нарушения письменной речи.)
Заключительное слово учителя – логопеда.
Проведение родительского собрания:
Родительское собрание «Дисграфия: чем ребёнку может помочь?» (слайд 1)
- Здравствуйте, уважаемые родители! Вас приветствует учитель – логопед, Ольга Васильевна Усенко. Раз вы сегодня здесь, значит вас отличают действенность и активность, желание найти возможности и помочь своим детям стать более успешными в учёбе, и это заслуживает признательности и уважения.
Своё выступление я хотела бы начать с отрывка жития Сергия Радонежского. Знаменитого русского святого, молитвенника земли русской.
У Кирилла было три сына: Стефан и Пётр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня».
Печалились родители его, огорчался учитель.
Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу её одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание…»
Итак, дисграфики – это не те, кто ленится. Напротив, за редкими исключениями, они великие труженики. Все, как один, могут сказать (да и говорят) словами отрока Варфоломея: «Учусь я грамоте, но не могу её одолеть». Сергию Радонежскому помог Господь. А нашим детям можем помочь мы с Вами.
Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребёнка. С помощью речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий мир взрослых, узнаёт много нового для себя. Он может донести до окружающих свои желания и требования, поделиться своими мыслями, чувствами и впечатлениями. У ребёнка формируется достаточный словарный, навыки словообразования и словоизменения, грамотная связная речь.
Для современной ситуации в российских школах характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Педагоги с тревогой отмечают резкий спад успеваемости учащихся по родному языку, что обусловлено рядом факторов. Заметно изменился соматический, психический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками зрения, слуха, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении образовательной программы.
Причины трудностей усвоения программы по русскому языку и чтению уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. В анамнезе детей с нарушениями в письменной речи, как правило, присутствует повреждение головного мозга, которое наступает в период внутриутробного развития (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д.) или во время родов (родовые травмы, асфиксия, кесарево сечение).
И у даже ещё недавно благополучного дошкольника с началом обучения в школе обнаруживаются затруднения в овладении письменной речью. Дети испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя многие из них достаточно успешны по другим предметам. На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний. Расстройство процесса письма обозначают термином «дисграфия».
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Педагоги и родители часто сталкиваются с проблемой огромного количества дисграфических ошибок у учащихся 2-4 классов. У некоторых первоклассников во втором полугодии также становятся заметными предпосылки к возникновению дисграфии.
Причины возникновения трудностей овладения письменной речью могут быть различными:
патологии беременности, родов;
асфиксии;
органическое повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма;
детские инфекционные заболевания;
длительные соматические заболевания детей;
дефицит речевых контактов;
двуязычие в семье;
недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых.
Каковы же симптомы дисграфии?
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими письменные упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Учащиеся не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь». Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку при написании буквы «Ш» или «И» или «крючок» в букве «Щ» или «Ц». Пишут такие дети, как правило, медленно, неровно; а если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Для детей – дисграфиков характерна несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
На каких детей стоит обратить особое внимание:
Если Ваш ребёнок левша.
Если Ваш ребёнок – переученный правша.
Если Ваш ребёнок имел или имеет нарушения устной речи (звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматического строя речи).
Если в семье говорят на двух и более языках.
Если Ваш ребёнок слишком рано пошёл в школу (неоправданное ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребёнка на момент начала обучения грамоте ещё не наступила психологическая готовность к обучению.
Если у Вашего ребёнка имеются проблемы с вниманием, памятью.
Наиболее распространённые ошибки при дисграфии:
Искажённое написание букв:
недописывание элементов букв (связано с недоучётом их количества: Л вместо М; Х вместо Ж; И вместо У;
добавление лишних элементов;
зеркальное написание букв;
смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, д-у, е-з.
Искажение структуры слова:
пропуски букв, слогов. (например: прта –парта, моко-молоко);
недописывание слов (например: весёлы-весёлый);
добавление букв, слогов;
повторение букв, слогов;
Ошибки, вызванные нарушенным произношением: ребёнок пишет то, что говорит (например: лука (рука), сапка (шапка).
Искажения структуры предложения:
раздельное написание слова;
слитное написание слова;
повторения слов.
Можно ли эффективно помочь ребёнку?
Да, таким детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво и постоянно заниматься. Кому – то понадобятся годы занятий, кому – то месяцы. Таким детям необходима помощь специалистов: невролога, нейропсихолога. Психолога, учителя – логопеда. НО помните, что без помощи родителей, ребёнку не справиться. Помощь со стороны родителей должна носить регулярный характер. Занятия должны быть ежедневными, но ни в коем случае не утомлять ребёнка, быть интересными.
Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью. Хочу уточнить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении возникших трудностей.
«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).
«Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах), и другие игры для развития зрительного и слухового внимания.
Кроссворды, ребусы, шифровки и другие игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма.
«Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один-много-нет», «Какой-какая-какие», «Чей, чья, чьи» и т.д. Все изменённые слова ребёнком записываются под внимательным контролем родителей.
«Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображения срисовываются ребёнком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание).
«Лабиринты» хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребёнок изменял положение руки, а не лист бумаги.
«Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребёнок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начать лучше с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребёнка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д.
«Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зелёной или чёрной ручкой (не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачёркивать, а стереть её, написать правильно.
«Реши пример». Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («луч» + «ик» = «лучик»).
«Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма.
Занимаясь с ребёнком дома, помните несколько важных правил:
Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
Не заставляйте ребёнка переписывать несколько раз домашнее задание, это поселит в ребёнке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребёнком. Многочисленные ошибки, которые ребёнок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
На протяжении специальных занятий ребёнку необходима Вша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров в школе и дома ребёнку просто необходимо ощутить хоть маленький, но успех. А Ваша задача – создать ситуацию «Успеха».
Лучше всего подойдёт гармоничное состояние спокойствия и уверенности в себе и в успехе – оно будет способствовать устойчивым положительным результатам.
И хотелось бы сказать несколько слов о почерке.
Почерк – выражение всех трудностей ребёнка. Как правило, у дисграфиков выделяется два типа почерка:
мелкий, бисерный и «красивый»;
огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый».
Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придёт сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребёнок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (хочу уточнить, нашему первокласснику может быть и 10, и 16 лет, речь идёт о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, долой бисерную цепочку буковок, да здравствует размашистый почерк, на всю строку!
И хотелось дать совет, как этого достичь. В течение некоторого времени (обычно двух-трёх недель на это хватает) в тетради (в клеточку) переписывается каждый день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по клеточкам, по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком!
Немаловажную роль здесь играет психологическая подготовка ребёнка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может и не быть. Объём теста, заостряю ещё раз Ваше внимание, должен быть небольшим, для ребёнка до 10 лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо прописанная. Основная цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
В выборе канцелярских принадлежностей также есть свои хитрости!
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это рекомендуют и советуют все логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) имеет ребристую поверхность.
Но ещё лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус желательно должен быть трёхгранным.
Рекомендуемая литература для родителей.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей».
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени».
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н, «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С, «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».
Калинина И. Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».
Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».
Яровская О.Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 -11 лет».
Яровская О.Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3-4 классов».
Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас, Вашего терпения, доброжелательности. Проявите истинный интерес ко всему, что связано с Вашим ребёнком. Обратите внимание на речь детей!
Я очень надеюсь, что той информации, которую Вы сегодня получили, достаточно для того, чтобы иметь представление о важности первой помощи детям с проблемами освоения письма и чтения. Начните использовать полученные знания, сделайте первый шаг и положительный результат не заставит ждать!
Спасибо за внимание!
Желаем успехов!