Дистанционный урок литературы в форме учебного проекта по творчеству И.А.Бунина (11 класс)
Булгакова Лариса Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№13»
Благодарненского городского округа
Дистанционный урок литературы в форме учебного проекта по творчеству И.А.Бунина. 11 класс
Пояснительная записка
Это совместная учебно-познавательная деятельность (иногда принимающая игровую форму), которая имеет общую цель и согласованные способы, направленные на освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.
Решаемые учебные проблемы:
- познакомить с основными фактами жизни и творчества И. А. Бунина, -погрузить в атмосферу эпохи, в которую создавались его лучшие произведения,
-дать представление о содержании и идейной направленности его повестей «Деревня», «Суходол» и рассказа «Темные аллеи».
Задачи для учеников:
-узнать факты из жизни и творчества Бунина;
-научиться использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
-научиться самостоятельно организовывать свою деятельность, учитывая ограниченность временных ресурсов урока;
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащегося, формирование нравственно-этического оценивания фактов во всей их позитивно-негативной полноте, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание чувства любви к русской культуре
Метапредметные : умение понимать проблему, структурировать материал, работать с разными источниками информации, находить ее , анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности.
Оборудование урока: компьютеры с выходом в интернет, работа ведется с помощью платформы Сферум, материал сохраняется , отображается и преобразовывается в документе Google.
Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.
Учебный материал урока: ресурсы сети Интернет
Ход урока
1 этап. Вхождение в тему урока.
Учитель объявляет тему и объясняет ученикам, что на этом уроке им предстоит самостоятельно найти информацию о жизни и творчестве И. А.Бунина. Поиск предлагается вести по трем направлениям: собственно факты жизни и творчества; характерные особенности личности писатели и времени, в котором он жил; краткий анализ трех его произведений . Объявляется время, в течение которого может вестись поиск.
2 этап. Поисково-исследовательская работа. Время на поиски- 15 минут.
Первая группа отправляется за фактами биографии писателя на сайт Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бунин,_Иван_Алексеевич
Вторая группа ищет все, что касается отношений Бунина с другими писателями, а также материал о культурно-бытовых особенностях того времени интересные факты о Бунине И.А.
https://proza.ru/2020/11/10/226
https://teachron.livejournal.com/472097.html
https://studme.org/44819/literatura/bunin
Третья группа ищет материалы по повестям «Деревня», «Суходол» и рассказу «Темные аллеи»
отрывок из повести «Деревня»
отрывок из повести «Суходол»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15404830960750423248&text=отрывок+из+повести+«Суходол»
отрывок из рассказа «Темные аллеи»
https://www.youtube.com/watch?v=TaWSwMDp8Y
3 этап урока . Представление найденного материала
1 группа:
Иван Алексеевич родился 10 [22] октября 1870 года в Воронеже, в доме № 3 по Большой Дворянской улице, принадлежавшем губернской секретарше Анне Германовской, которая сдавала квартирантам комнаты[9]. В город семья Буниных перебралась из деревни в 1867 году, чтобы дать гимназическое образование старшим сыновьям Юлию и Евгению[10]. По словам писателя, его детские воспоминания были связаны с Пушкиным, стихи которого в доме читали вслух все — и родители, и братья[11]. В четырёхлетнем возрасте Бунин вместе с родителями переехал в родовое поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда[12]. Благодаря гувернёру — студенту Московского университета Николаю Осиповичу Ромашкову — мальчик пристрастился к чтению; домашнее образование включало также обучение языкам (среди которых особое внимание уделялось латыни) и рисованию. В числе первых книг, прочитанных Буниным самостоятельно, были гомеровская «Одиссея» и сборник английской поэзии[13].
Летом 1881 года Алексей Николаевич привёз младшего десятилетнего сына в Елецкую мужскую гимназию. В прошении на имя директора отец написал: «Желаю дать образование сыну моему Ивану Бунину во вверенном Вам учебном заведении»; в дополнительном документе он пообещал своевременно вносить плату за «право учения» и оповещать о переменах места жительства мальчика. После сдачи вступительных экзаменов Бунин был зачислен в 1-й класс[14]. Поначалу Иван Алексеевич вместе с товарищем — Егором Захаровым — проживал в доме елецкого мещанина Бякина, бравшего с каждого из квартирантов по 15 рублей в месяц. Позже гимназист переселился к некоему кладбищенскому скульптору, затем ещё дважды менял жильё[15]. В учебном курсе Бунину тяжелее всего давалась математика — в одном из писем старшему брату он упоминал, что экзамен по этому предмету является для него «самым страшным»[16].
Учёба в гимназии завершилась для Ивана Алексеевича зимой 1886 года. Уехав на каникулы к родителям, перебравшимся в своё имение Озёрки, он решил не возвращаться в Елец. В начале весны педсовет исключил Бунина из гимназии за неявку «из рождественского отпуска»[17]. С этого времени его домашним учителем стал Юлий, сосланный в Озёрки под надзор полиции. Старший брат, поняв, что математика вызывает у младшего отторжение, сосредоточил основные преподавательские усилия на гуманитарных дисциплинах[18][19
Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию.
Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско» (1914-15), «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки» (1900), дневниковых записей «Окаянные дни» (1918-20), «Солнечный удар» (1925), сборника рассказов «Тёмные аллеи» (1937—1945 и 1953) и других произведений.
В 1933 году Иван Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
2. Вторая группа нашла интересные факты из жизни И.А.Бунина:
Жизнь Ивана Бунина с самого детства была непростой, ему рано пришлось начать зарабатывать самому. Происходил он из дворянского рода, древнего, но давно обедневшего.
Знаменитый поэт Василий Жуковский приходился ему родственником.
Сам Иван Бунин называл себя “ни декадентом, ни реалистом, ни романтиком, и символистом”, то есть не относил себя и своё творчество вообще ни к какому литературному направлению.
Он не раз говорил, что самым ярким воспоминанием его детства являются стихи Пушкина, которыми в его семье зачитывались все – и родители, и братья.
В краткой биографии Ивана Бунина указано, что он не разделял революционных взглядов. И правда, после Октябрьской революции и захвата власти большевиками он навсегда покинул СССР, поселившись во Франции
Он стал первым русским писателем, получившим за своё творчество Нобелевскую премию.
Одна интересная подробность в биографии Бунина обычно не упоминается его феноменальный слух. Сидя дома, он мог расслышать звук бубенцов приближающегося экипажа задолго до того, как кто-либо мог его разглядеть или услышать.
Обоняние у него тоже было невероятно острым. Иван Алексеевич не раз выигрывал пари, по запаху находя один цветок в целой клумбе.
В годы Второй Мировой войны поэт у себя в имении укрывал евреев, которых разыскивали отряды нацистов, рискуя при этом собственной жизнью. Бунину за это позднее присвоили почётное звание Праведника народов мира, правда, уже в XXI веке.
У поэта была весьма необычная коллекция – он собирал коробочки и флакончики из-под лекарств и других фармацевтических препаратов.
3-я группа.
После краткого анализа основных тем и идей «Деревни», «Суходола» и «Темных аллей» мы можем посмотреть видеоряд : отрывки фильмов, которые выложены на Ютубе.
4 этап. Рефлексия .
Удалось ли нам справиться с задачами урока?
Составим синквейн:
1. И.А.Бунин
2. русский, правдивый
3 любил, писал, возвышал
4. Лауреат Нобелевской премии по литературе
5. Писатель
Домашнее задание: прочитать рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник»
Список литературы
Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.
Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1977.
История русской литературы: В 4 т. Литература конца XIX — начала XX века / Ред. К.Д. Муратова. Л.: Наука, 1985. Т. 4.
Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Книга для учителя. — М., 1991.
Преподавание литературы в ХI классе: Методические и справочные материалы. Часть I. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. — М.: АРКТИ, 2001. —216 с.