Урок литературы по теме «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета» (11 класс)

5
0
Материал опубликован 18 January 2016 в группе

МБОУ « Усть-Удинская СОШ№ 2»

Урок по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета

Учитель русского языка и литературы Крыс Ольга Анатольевна

Урок – интернет по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета»

Пояснительная записка

Предмет

Литература

Класс

10

Название курса

Литература

Название раздела

Творчество А.А. Фета

Роль и место данной темы в курсе

Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление о природе и любви в лирике А.А. Фета.

Перечень уроков по данной теме

Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета.

Тема урока 2: Урок – опровержение. А.А.Фет и эстетика « чистого искусства».

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках

На предыдущих уроках изучались:

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.

Основные мотивы Ф.И. Тютчева.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.

Средства обучения

Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.

Межпредметные связи на уроке

Музыка: Романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета « На заре ты ее не буди»

Изобразительное искусство: Портрет А.А. Фета, С.А. Толстой, Т.А. Кузминской.

Отличительные особенности данного урока

Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации

Работа учителя на уроке

Постановка учебных задач.

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.

Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.

Подведение итогов и оценка работы.

Описание деятельности учащихся

Учащиеся распределяются по группам:

1 группа изучает основные этапы жизни и творчества А.А. Фета.

2 группа изучает тему природы в лирике А.А. Фета.

3 группа рассматривает тему любви в творчестве поэта.

Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft Power Point. Отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты обучения

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Умение готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Конспект урока

Урок 1

Тема урока. Любовь и природа в творчестве А.А. Фета

Цели урока по содержанию:

Образовательная: Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.

Раскрыть тему природы и любви в лирике А.А. Фета.

Развивающая: совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Технология: информационно-коммуникативные, групповая работа.

Ход урока

Эпиграф:

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу…

А.А. Фет

Основные этапы жизни и творчества поэта.

Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди». ». http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A

1. Вступительная беседа по вопросам.

- Что вы знаете об А.А. Фете?

- Какие стихи читали, учили?

-О чем пишет поэт?

2. Сообщение учителя об А.А. Фете.

И личность, и судьба, и творческая биография А.А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность А.Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии А.Фета демократическим читателем в 60 –е годы XIX века.

А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь а музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия

Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.

2. Работа в группах

1группа.

Задание: Составить презентацию о жизни и творчестве А.А. Фета.

http://fet.lit-info.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg

http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96

http://fet.ouc.ru

Тема любви и природы в лирике А.А. Фета.

Природа в творчестве А.А. Фета.

Любовь и природа – любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник – пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

2 группа

Задание. Проанализировать, своеобразие природы в лирике А.А. Фета?

Чем является для поэта природа? Анализ стихотворения.

Стихотворение « Я пришел к тебе с приветом»…

http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm

Стихотворение « Вечер»

http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html

Стихотворение « Еще майская ночь»

http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm

Стихотворение « Чудная картина»

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html

Стихотворение» Учись у них – у дуба, у березы»

http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm

Стихотворение « Есть ночи зимней блеск и сила...»

3 группа.

Задание: Познакомиться с любовной лирикой А.А. Фета. Произвести анализ одного из понравившихся стихотворений о любви.

Cтихотворения А.А. Фета о любви.

По – пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm

Как у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все – таки земными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении « Призыв к любимой Бетховена»

http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html

С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, Е. Хомутовой, С. Сологуб.

Портрет С. Толстой.

http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm

Так С. Толстая была ценима А.Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов.. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру – разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь. Любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой, и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременные молодые мысли и чувства».

А.Фет был знаком и с сестрой С. Андреевны Т.А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были еще встречи – уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь». Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием поэта и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами

Портрет Т. Кузминской.

http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm

http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm

Физминутка

3. Отчет о проделанной работе по группам.

Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа делает сообщение по своей теме, опираясь на компьютерную презентацию.

Рефлексия:

Учащиеся углубили и систематизировали знания об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, проанализировали темы и мотивы лирики А.А. Фета, умеют формулировать и аргументировать, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.

Домашнее задание по выбору:1. Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" 2.Сочинение-рассуждение на тему: «Вся жизнь – рифма к природе» (Ю. Айхенвальд).

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.

Предмет, класс

Литература 10класс

Тема урока, номер урока по теме

Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление о теме природы и любви в лирике А.А. Фета.

Перечень уроков по данной теме:

Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета.

Тема урока 2: А.А. Фет и эстетика « чистого искусства».

Ф.И.О. преподавателя

Крыс Ольга Анатольевна

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся над темой; умению систематизировать информацию в сфере литературных исследований, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления

Цель урока

Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.

Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.

Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление; совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point

формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Вид используемых на уроке ИКТ (ресурсы сети Интернет)

Ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер)

Локальная сеть, выход в интернет, компьютер, проектор, экран

Образовательные ресурсы Интернет

http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A

http://fet.lit-info.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg

http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96

http://fet.ouc.ru

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm

http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html

http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm

http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm

http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm

Организационная структура урока
Этап 1

 

Организация начала занятия

Формируемые УУД:

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Цель

Заинтересовать учащихся творческой биографией поэта.

 

Длительность этапа

6 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета

«На заре ты ее не буди».

http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Создает эмоциональный настрой через приглашение к изучению биографии и творчества А.А. Фета. Постановка учебных задач.

Основные виды деятельности преподавателя

Беседа преподавателя с детьми.

Этап 2

Введение материала по теме урока

Цель

Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.

Раскрыть основные тему любви и природы в лирике А.А. Фета.

Формирование УУД

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; анализ стихотворения; умение составлять презентацию,

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Длительность этапа

20 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

1 группа

Презентация

http://fet.lit-info.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg

http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96

http://fet.ouc.ru

Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста о природе.

2 группа

http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm

http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html

http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html

http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm

3 группа

Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста о любви.

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm

http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html

http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm

http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm

http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, консультант

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения

Промежуточный контроль

Контроль выполнения работы слабыми учащимися

ЭТАП 3

Заключительный этап

Цель

Проверка выполнения работы в группах

Формирование УУД

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

Длительность этапа

14 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Отчет о проделанной работе

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальные выступления

Функции преподавателя на данном этапе

Отслеживание результатов, замечания, предложения

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение, дополнения

Итоговый контроль

Проверка, оценивание, подведение итогов

Домашнее задание

Формирование УУД

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Список использованной литературы:

Интернет ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A

http://fet.lit-info.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg

http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96

http://fet.ouc.ru

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1

http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm

http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm

http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html

http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm

http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm

http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm

Отчет о проделанной работе второй группы.

Своеобразие природы в лирике А.А. Фета?

Чем является для поэта природа?

Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А.Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые оттенки и звуки.

Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

1.Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

2.Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

3.Размышления о божественном начале Вселенной.

4.Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

5.Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

6.Пейзажно-философская лирика.

7.Человек в мире и его судьба.

8.Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

9.Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.

3 группа.

Анализ стихотворения о любви.

 Анализ стихотворения

« На заре ты ее не буди»

Это стихотворение - одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших романсов о любви. Тема старая, вечная. Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Стихотворение «На заре ты ее не буди...» овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

В этом четверостишии наравне с «ней» действует природа. Поэт употребил анафору «на заре» с целью показать, как неразрывны для него любовь и природа. Утро у Фета оживлено, оно дышит на груди, то есть у сердца девушки. В женщине Фета больше всего привлекали волосы:

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

Любопытно здесь то, что поэт пишет не о черных косах, а о том, что они, чернеясь, бегут. Этим он показывает их переливчатость, пластичность, мягкость. Следя за развитием сюжета, мы обнаруживаем луну. Луна, как известно, — символ разлуки, и она часто присутствует в стихотворениях о «ней».

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистел соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Это четверостишие навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, тем ей становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила все дальше и дальше.

В языке стихотворения можно отметить олицетворения луна играла, сердце билось

Анализ стихотворения « Сияла ночь»

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы любви и искусства слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног…

Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.

Комментарии
Комментариев пока нет.