Урок литературы по теме «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета» (11 класс)
МБОУ « Усть-Удинская СОШ№ 2»
Урок по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета
Учитель русского языка и литературы Крыс Ольга Анатольевна
Урок – интернет по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета»
Пояснительная записка
Предмет |
Литература |
Класс |
10 |
Название курса |
Литература |
Название раздела |
Творчество А.А. Фета |
Роль и место данной темы в курсе |
Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление о природе и любви в лирике А.А. Фета. |
Перечень уроков по данной теме |
Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета. Тема урока 2: Урок – опровержение. А.А.Фет и эстетика « чистого искусства». |
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках |
На предыдущих уроках изучались: Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные мотивы Ф.И. Тютчева. |
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: |
Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений. |
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку |
Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы. |
Средства обучения |
Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура. |
Межпредметные связи на уроке |
Музыка: Романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета « На заре ты ее не буди» Изобразительное искусство: Портрет А.А. Фета, С.А. Толстой, Т.А. Кузминской. |
Отличительные особенности данного урока |
Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации |
Работа учителя на уроке |
Постановка учебных задач. Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера. Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы. Подведение итогов и оценка работы. |
Описание деятельности учащихся |
Учащиеся распределяются по группам: 1 группа изучает основные этапы жизни и творчества А.А. Фета. 2 группа изучает тему природы в лирике А.А. Фета. 3 группа рассматривает тему любви в творчестве поэта. Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft Power Point. Отчет о проделанной работе. |
Ожидаемые результаты обучения |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Умение готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Конспект урока
Урок 1
Тема урока. Любовь и природа в творчестве А.А. Фета
Цели урока по содержанию:
Образовательная: Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.
Раскрыть тему природы и любви в лирике А.А. Фета.
Развивающая: совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point
Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.
Технология: информационно-коммуникативные, групповая работа.
Ход урока
Эпиграф:
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу…
А.А. Фет
Основные этапы жизни и творчества поэта.
Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди». ». http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
1. Вступительная беседа по вопросам.
- Что вы знаете об А.А. Фете?
- Какие стихи читали, учили?
-О чем пишет поэт?
2. Сообщение учителя об А.А. Фете.
И личность, и судьба, и творческая биография А.А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Популярность А.Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии А.Фета демократическим читателем в 60 –е годы XIX века.
А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь а музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия
Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.
2. Работа в группах
1группа.
Задание: Составить презентацию о жизни и творчестве А.А. Фета.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
Тема любви и природы в лирике А.А. Фета.
Природа в творчестве А.А. Фета.
Любовь и природа – любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник – пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.
2 группа
Задание. Проанализировать, своеобразие природы в лирике А.А. Фета?
Чем является для поэта природа? Анализ стихотворения.
Стихотворение « Я пришел к тебе с приветом»…
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
Стихотворение « Вечер»
http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
Стихотворение « Еще майская ночь»
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
Стихотворение « Чудная картина»
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
Стихотворение» Учись у них – у дуба, у березы»
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
Стихотворение « Есть ночи зимней блеск и сила...»
3 группа.
Задание: Познакомиться с любовной лирикой А.А. Фета. Произвести анализ одного из понравившихся стихотворений о любви.
Cтихотворения А.А. Фета о любви.
По – пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
Как у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все – таки земными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении « Призыв к любимой Бетховена»
http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, Е. Хомутовой, С. Сологуб.
Портрет С. Толстой.
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm
Так С. Толстая была ценима А.Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов.. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру – разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь. Любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой, и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременные молодые мысли и чувства».
А.Фет был знаком и с сестрой С. Андреевны Т.А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были еще встречи – уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь». Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием поэта и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами
Портрет Т. Кузминской.
http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm
http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm
Физминутка
3. Отчет о проделанной работе по группам.
Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа делает сообщение по своей теме, опираясь на компьютерную презентацию.
Рефлексия:
Учащиеся углубили и систематизировали знания об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, проанализировали темы и мотивы лирики А.А. Фета, умеют формулировать и аргументировать, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.
Домашнее задание по выбору:1. Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" 2.Сочинение-рассуждение на тему: «Вся жизнь – рифма к природе» (Ю. Айхенвальд).
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Предмет, класс |
Литература 10класс |
||
Тема урока, номер урока по теме |
Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление о теме природы и любви в лирике А.А. Фета. Перечень уроков по данной теме: Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета. Тема урока 2: А.А. Фет и эстетика « чистого искусства». |
||
Ф.И.О. преподавателя |
Крыс Ольга Анатольевна |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
Использование ИКТ позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся над темой; умению систематизировать информацию в сфере литературных исследований, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления |
||
Цель урока |
Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета. Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
Совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. |
Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление; совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point |
формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой. |
|
Вид используемых на уроке ИКТ (ресурсы сети Интернет) |
Ресурсы сети Интернет |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер) |
Локальная сеть, выход в интернет, компьютер, проектор, экран |
||
Образовательные ресурсы Интернет |
http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96 http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1 http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20 http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm |
||
Организационная структура урока | |||
Этап 1 |
Организация начала занятия Формируемые УУД: личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
||
Цель |
Заинтересовать учащихся творческой биографией поэта.
|
||
Длительность этапа |
6 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди». |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная работа |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Создает эмоциональный настрой через приглашение к изучению биографии и творчества А.А. Фета. Постановка учебных задач. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Беседа преподавателя с детьми. |
||
Этап 2 |
Введение материала по теме урока |
||
Цель |
Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета. Раскрыть основные тему любви и природы в лирике А.А. Фета. Формирование УУД познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; анализ стихотворения; умение составлять презентацию, логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
||
Длительность этапа |
20 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
1 группа Презентация http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96 Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста о природе. 2 группа http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm 3 группа Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста о любви. http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1 http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20 http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Групповая работа |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Организатор, консультант |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения |
||
Промежуточный контроль |
Контроль выполнения работы слабыми учащимися |
||
ЭТАП 3 |
Заключительный этап |
||
Цель |
Проверка выполнения работы в группах Формирование УУД личностные: - оценивать результат учебной деятельности. Регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. |
||
Длительность этапа |
14 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Отчет о проделанной работе |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальные выступления |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Отслеживание результатов, замечания, предложения |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Объяснение, дополнения |
||
Итоговый контроль |
Проверка, оценивание, подведение итогов |
||
Домашнее задание |
Формирование УУД личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm
http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm
Отчет о проделанной работе второй группы.
Своеобразие природы в лирике А.А. Фета?
Чем является для поэта природа?
Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А.Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые оттенки и звуки.
Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.
Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.
1.Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).
2.Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.
3.Размышления о божественном начале Вселенной.
4.Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.
5.Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.
6.Пейзажно-философская лирика.
7.Человек в мире и его судьба.
8.Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.
9.Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.
3 группа.
Анализ стихотворения о любви.
Анализ стихотворения
« На заре ты ее не буди»
Это стихотворение - одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших романсов о любви. Тема старая, вечная. Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Стихотворение «На заре ты ее не буди...» овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
В этом четверостишии наравне с «ней» действует природа. Поэт употребил анафору «на заре» с целью показать, как неразрывны для него любовь и природа. Утро у Фета оживлено, оно дышит на груди, то есть у сердца девушки. В женщине Фета больше всего привлекали волосы:
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Любопытно здесь то, что поэт пишет не о черных косах, а о том, что они, чернеясь, бегут. Этим он показывает их переливчатость, пластичность, мягкость. Следя за развитием сюжета, мы обнаруживаем луну. Луна, как известно, — символ разлуки, и она часто присутствует в стихотворениях о «ней».
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистел соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Это четверостишие навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, тем ей становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила все дальше и дальше.
В языке стихотворения можно отметить олицетворения луна играла, сердце билось
Анализ стихотворения « Сияла ночь»
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы любви и искусства слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Стихотворение написано шестистопным ямбом.
Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног…
Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой…
Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.