Статья «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»
Тонкушина Анастасия Сергеевна
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум,
г. Екатеринбург
Дистанционное обучение: плюсы и минусы
В современном глобальном информационном мире наблюдается тенденция к исчезновению грани между традиционным образованием и дистанционным, так как большинство людей в процессе обучения прибегает к интернет - ресурсу.
В настоящее время в Интернет-ресурсе можно найти абсолютно любую интересующую тему, такое явление облегчает поиск информации и сокращает время. Современные студенты являются информационным поколением, то есть наличие электронных образовательных программ, учебников, заданий не выходит за рамки привычной жизни. Информационное обеспечение в ряде случаев помогает учащимся получать знания, умения, а также продвигаться по карьерной лестнице. Актуальность дистанционного образования заключается в том, что оно является альтернативой, позволяющей решить проблемы современности – быстрое информационное развитие. Онлайн-образование и дистанционное образование считается проявлением процесса виртуализации общества.
Онлайн-обучение — это процесс пере дачи знани й через интернет. Напол нение уроко в в таком обуче нии бывает р азным: полноценные видеолекции с домашни м заданием, курс из ж ивых вебинаров с лекторо м и момент альной обр атной связ ью, вебинары в игровой форме. Всё за висит от со держания курс а и подход а преподав ателя.
Обучение в и нтернете мо жет предст авлять собо й вебинар с обратно й связью, курс и ли полноце нную школу, состо ящую из нес кольких курсо в. Формат зав исит от со держания те мы и инстру ментов, котор ые понадоб ятся в изуче нии темы и ли освоени и навыка.1
Важнейшей задачей высшего технического образования на сегодня является формирование у будущих работников и исследователей научного мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперимент по их проверке. Решение этой задачи не представляется возможным без широкого использования новых информационных технологий. Информационные ресурсы стали новой экономической категорией, определяющей очередной взлет научно-технического прогресса. 2
Потребителями образовательных услуг являются не только школьники и студенты, но и значительная часть взрослого населения страны. В результате в современном мире отмечается резкое увеличение спроса на образовательные услуги. В связи со всем вышесказанным появилась потребность в дистанционном виде обучения, который характеризуется большой гибкостью. Обучение в интернете— это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. При таком виде обучения у людей, которые обременены семейными и деловыми заботами и не имеют возможности посещать традиционные занятия появляется шанс получить качественные услуги по обучению. 3
Дистанционное образование — образование, реализуемое посредством дистанционного обучения. Характерными чертами дистанционного образования являются:
Гибкость — обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобном месте и в удобном темпе, в удобное для себя время, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам;
Модульность — каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса;
Кто же заинтересован в дистанционном обучении?
Лица, желающие повысить свой уровень образования. Такие учащиеся могут быть частично или полностью заняты какой-то работой. Возможно, эти люди являются временно безработными или находятся н а этапе сме ны своей р аботы. Рас писание обуче ния для та ких лиц мо жет варьиро ваться сам ым различным образом, их нужды и требования во м ногом предо пределяют и х профессио нальные интерес ы. Эта гру ппа учащихся требует р азличных по дходов в образовательном про цессе. Для м ногих из н их не предст авляется воз можным получ ать знания тр адиционным с пособом, посе щая лекции, се минары, пр актики. Пос кольку дист анционное образование до лжно охват ывать, и оно действ ительно ох ватывает р азличные и нформацион ные среды пре дставления учеб ной информ ации, то этот кру г лиц в зн ачительной сте пени заинтересо ван в получении т аких услуг.4
К этой же к атегории мо жно отнест и людей, котор ые не имеют вре мени, желания и возможности доб ираться до обр азовательно го центра. Н апример, л ица, желаю щие повысить с вою квалиф икацию. В этом смысле д истанционное обр азование по могает эко номить знач ительное вре мя лиц, ре шивших нач ать обучен ие. Можно с казать, что д истанционное обуче ние являетс я эффектив ным практичес ки для любо го человек а, желающе го повысит ь свой обр азовательн ый уровень, не з ависимо от возр аста, текущей з анятости, и нтересов и возможностей. [6, с.1 2].
Но вместе с достоинствами, как пр авило, сущест вуют и недостатки д истанционно го обучени я. При все й привлекате льности дист анционной фор мы обучения д ля ее стано вления и развития необ ходима чет кая теорет ическая баз а. Прежде все го, важно по нять, что по нимается по д дистанцио нным обуче нием, ибо в настоящее вре мя можно встрет ить самые р азные тракто вки данного по нятия. Сюд а относят и л юбые формы с амообразов ания, и заоч ное обучен ие, и экстернат.
Характерными же черт ами дистан ционного обр азования я вляются мо дульность, из менение ро ли препода вателя (в значительной сте пени связа нное с разделением фу нкций разработчиков курсо в, тьюторов), использо вание спец иализирова нных технологий и сре дств обуче ния и так далее.
Отличия и плюсы дистанционного обр азования:
1. Постоянный ко нтакт с преподавателем (тьютором), возможность опер ативного обсу ждения с ним возник ающих вопросо в, как пра вило, при по мощи средств те лекоммуник аций.
2. Возможность ор ганизации д искуссий, совместной р аботы над прое ктами и дру гих видов гру пповых работ в хо де изучени я курса и в любой мо мент (при это м группа мо жет состоят ь как из ко мпактно проживающих в одной мест ности студе нтов, так и быт ь распреде ленной).
3. Передача теоретических м атериалов уч ащимся в виде печат ных или эле ктронных учеб ных пособи й, что поз воляет либо по лностью от казаться от уст ановочных сесс ий с приез дом в ВУЗ, либо з начительно со кратить их ч исло и длительность.5
К числу не достатков д истанционно й системы обуче ния сегодня можно ко нечно отнести:
1. Сужение поте нциальной ау дитории уч ащихся, которое объ ясняется отсутст вием технической воз можности в ключения в учебный про цесс (компьютер, Интернет-с вязь).
2. Обязательность ко мпьютерной по дготовки к ак необходимого ус ловия вхож дения в систему дистанционного обр азования.
3. Неадаптированность учебно-методических ко мплексов к учебным курс ам дистанц ионного обр азования ( в частност и электронных учеб ных пособи й).
4. Недостаточная р азработанност ь систем а дминистриро вания учеб ного процесс а и, как резу льтат, сни жение качест ва дистанц ионного образо вания в ср авнении с очным обуче нием.
Очень серьез ной пробле мой дистан ционного обуче ния являетс я переосмыс ление испо льзования м ногих провере нных педаго гических приемов для луч шего запом инания и усвоения м атериала, т аких, как: мето д опорных точе к, метод соз нательных о шибок, мето д выбора луч шего решен ия. Применение с амых различ ных педагогических мето дов станов ится в большей сте пени зависимым от те хнических сре дств и способов ор ганизации ко нтакта с обучаемыми. О днако необ ходимо отмет ить при любо й технолог ии взаимоде йствия пре подавателю приходится уч иться более с жато и четко излагать материал или от вечать на во просы. И в данной с итуации ст ановится концепту альным посто янное и непрерывное самосовершенствование как преподавателя, т ак и обуча ющегося».6
Знания, по лученные в онлайн-обучении, могут быт ь применим ы в любой сфере. О ни помогут луч ше узнать себ я, развить л ичностные и професс иональные н авыки или ос воить нову ю специаль ность и професс ию. Все за висит толь ко от вас и в ашего выбор а курса. В л юбом случае л ишними зна ния не будут.
Обучение в и нтернете б ыстро адапт ируется к но вым информ ационным те хнологиям и от крывает воз можности д ля обучени я. В скоро м будущем воз можно внедре ние новейш их техноло гий виртуа льной реал ьности, котор ые смогут мо дернизиров ать онлайн-обучение, особенно в те х прикладн ых областя х как физи ка и биоло гия, где необ ходимо моде лирование для лучшего по нимания матер иала.7
Онлайн-обучение набирает оборот ы, но сейч ас тоже оче нь популяр но, потому что по могает получ ить полноце нные знани я, не отры ваясь от до машних или р абочих дел. Обуче ние в интер нете помог ает развив аться в лич ном и професс иональном п лане, а та кже осваив ать новые н авыки и со вершенство вать уже по лученные.
1 Андреев, И. Тезисы о цифровом образовании / И. Андреев. URL: http://news.ifmo.ru/ru/blog/53/. Текст: электронный.
2 Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Метод проектов: монография / Е. С. Полат. Москва: АсаДема. 2003, 164 с. Текст: непосредственный.
3 Система дистанционного обучения Moodle. URL: http: //moodle.org/. Текст: электронный.
4 Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2004. 416 с. Текст: непосредственный.
5 Кузьмина, Л. В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина. // Вестник московского университета МВД Росси. 2015. С. 41-48. Текст: непосредственный.
6 Электронное обучение: эффективность или эффектность. URL: http://studyspace.ru/remository/elektronnyie-uchebniki/ elektronnyie-uchebnik. Текст: электронный.
7 Электронное обучение как средство реализации образовательной программы. // Ebooks: электронная библиотека. URL: http://ebooks-vsem/com. Текст: электронный.