Дистанционное сопровождение предмета «Информатика и ИКТ» как одно из условий профилизации и профориентации обучающихся
Дистанционное сопровождение предмета "Информатика и ИКТ" как одно из условий профилизации и профориентации обучающихся
Брашко Евгения Владимировна,
заместитель директора по научно-методической работе;
Дубровин Дмитрий Николаевич,
учитель информатики;
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением
отдельных предметов, г.Екатеринбург
Успех ученика начинается, как известно, с выбора образовательной траектории в общеобразовательной организации. Профильное обучение позволяет выявить интересы и склонности обучающихся. Изучение предмета "Информатика и ИКТ" на профильном уровне ориентировано на развитие профессионально значимых умений и навыков, в частности, выработку технического мышления, изобретательности, воспитания уверенности в своей состоятельности, развитие интуиции, творческого воображения, критической самооценки, алгоритмизации. Однако для достижения поставленных целей необходимо индивидуализировать учебный процесс, что в рамках классно-урочной системы реализовать затруднительно. Решением проблемы может стать дистанционное сопровождение предмета.
В 2018-2019 учебном году такая система дистанционного сопровождения была разработана в нашей школе полностью в 7-х классах и частично в 8-11-х классах.
В основе дистанционного сопровождения лежат два уровня – базовый и продвинутый. На базовом уровне учащимся предлагаются учебные материалы, предоставленные информационным каналом Discord, и тестовые задания, разработанные учителем по всем темам изучаемого предмета и в дальнейшем курсов по выбору. Данная часть работы заменила традиционные домашние задания, оставив время на уроке для отработки практических навыков, разбора трудных ситуаций, творческой проектной деятельности. Кроме того, используемая система тестирования позволила освободить в дальнейшем учителя от рутинной проверки работ. При выполнении теста ученик видит процент правильного выполнения. Учитель же дополнительно видит рейтинг ученика. В соответствии с этим рейтингом класс делится на три группы, крайними из которых становятся две. 1. Слабые ученики, нуждающиеся в дополнительном внимании учителя, 2. Продвинутые учащиеся, которых можно и нужно мотивировать для перехода на олимпиадный и проектный уровень, подключать не только к мероприятиям в школе, но и показать возможности внешних организаций – кванториумы, IT-кубы, олимпиада НТИ, кружковое движение, различные онлайн платформы.
Изучив базовый уровень, который не имеет жесткой привязки к классу, что позволяет осуществлять принцип смешанного обучения, обучающийся по желанию (как правило, уже на уровне среднего образования) выбирает одно из направлений. Сегодня на продвинутом уровне обучающиеся могут погрузиться в изучение дискретной математики, осваивать программирование или 3d графику. В ближайшем будущем планируется расширить спектр предлагаемых модулей. Выбирая направление по интересам, старшеклассник обучается на углубленном уровне и выполняет проектные задания, одновременно оценивая свои интересы, склонности и возможности обучения по этому направлению в учреждениях СПО и ВО. И самое главное, выпускник школы находит для себя главный ответ на вопрос: нужно ли продолжить обучение на профессиональном уровне.
Преимущества данной системы:
- Soft Skills.
- Освоение профессиональных компетенций.
- Общение с носителями технологий.
- Освоение на практике технологий разработки проектов (waterfall, agile).
- Возможности раннего входа в профессию.
Учащиеся, продолжающие изучение предмета на продвинутом уровне, включаются в проектную деятельность, состоящую из нескольких этапов.
Этап 1. Инициация.
Этап 2. Выбор темы и составление паспорта проекта.
Этап 3. Презентации идей проектов командами в форме пленаров.
Этап 4. Разработка проектов и ведение журнала проекта.
Этап 5. Стендовая защита проектов.
Всё это позволило охватить 100% проектной деятельностью учащихся 10-11-х классов. Из них 3% старшеклассников презентовали проекты за пределами школы – Юнит-Урал, научно-практическая конференция в рамках фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга" (еще два года назад желающих презентовать результаты проектной деятельности за пределами школы не было). Повысилось качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ. 5 учащихся 9-х классов набрали максимальные баллы в ходе итоговой аттестации по информатике, трое выпускников 11-х классов набрали более 90 баллов. Ежегодно повышается доля выпускников профильного технологического класса, продолжающие обучение в соответствии с профилем в высших технических учебных заведениях страны, в том числе в ведущих технических вузах не только Екатеринбурга, но и Москвы, Санкт-Петербурга.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное сопровождение предмета "Информатика" не только позволяет разгрузить учителя от рутинной работы, высвобождает время для индивидуального подхода к каждому ученику, но и способствует профилизации и профориентации обучающихся.