Факультативный курс «Информатика и ИКТ» для обучающихся с ОВЗ
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами, планирование деятельности.
Факультативный курс «информатика и ИКТ» предназначен для учащихся 5-9 классов. Программа рассчитана на 210 часов (по 1 ч. в неделю в каждом классе). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения навыки школьников в области информатики.
Данный факультатив разработан на основе примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы по информатике \ Л.Босова М.:БИНОМ, 2013г.
Основные цели курса:
овладения основами компьютерной грамотности;
реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
развить у учащихся информационную культуру;
создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы;
освоение терминологией и освоение основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи обучения информатике, связанные с:
обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»;
познакомить школьников с основными свойствами информации;
научить их приемам организации информации;
формирование практических навыков работы на компьютере;
формирование умения планировать свою деятельность;
приобретения знаний, умений и навыков работы с информацией;
формирование умения применять теоретические знания на практике.
развитием:
памяти, внимания, наблюдательности;
абстрактного и логического мышления;
творческого и рационального подхода к решению задач.
воспитанием:
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
умения работать в минигруппе, культуре общения, ведения диалога;
бережно относится к школьному имуществу;
навыков здорового образа жизни.
Формы занятий:
рассказ;
беседа;
работа в парах;
работа малыми группами;
презентация;
игра.
Формы контроля:
устный опрос;
письменная работа;
тестирование;
практическая работа;
самостоятельная работа;
викторина;
кроссворд;
Основные разделы факультатива:
- Работа с ПК и введение в информатику.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Графический редактор.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- Рисунки и фотографии.
- Звуки и видеоизображение.
- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученных знаний в виде докладов, рисунков, таблиц, презентаций.
Примерный комплекс упражнения для глаз:
Комплекс 1.
Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращения (и.п. – сидя).
1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек.
(5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы
(3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.
(3-4 раза).
4. Смотреть вдаль, сидя перед окном
(3-4 мин).
Комплекс 2.
Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. – стоя).
1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз).
2. Опустить голову; посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты
(ноги на ширине плеч, 3-4 раза).
3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
|
Количество часов по программе |
8 |
8 |
9 |
10 |
35 |
Количество самостоятельных работ |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Форма занятий |
I четверть |
|||
Вводное занятие. Понятие о информатике, информации, компьютере. Инструктаж по ТБ на занятиях |
1 |
6.09 |
Беседа, рассказ, презентации: « Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности в компьютерном классе». |
Как устроен компьютер? |
1 |
13.09 |
Беседа, презентация. |
Клавиатура. Виды клавиш. |
2 |
20.09 27.09 |
Видеоролик, рассказ. |
Ввод информации в память компьютера. Знакомство с клавиатурой. |
1 |
04.10 |
Беседа, рассказ. Плакат «Правила работы на клавиатуре» |
Основная позиция пальцев на клавиатуре |
2 |
11.10 18.10 |
Рассказ, плакат «Основная позиция пальцев на клавиатуре» . Самостоятельная работа |
Рабочий стол. Управлению мышью. Управление компьютером с помощью меню. |
1 |
25.10 |
Презентация. Практическая работа. Запуск программ. Кл. тренажер. |
II четверть |
|||
Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации XXI века. Инструктаж по ТБ. |
1 |
8.11 |
Презентация. Беседа. |
Кодирование информации |
1 |
15.11 |
Рассказ. Практическая работа. |
Текст как форма представления информации |
2 |
22.11 29.11 |
Беседа. Презентация. |
Редактирование текста |
2 |
06.12 13.12 |
Инструкция. Практическая работа. |
Форматирование текста |
1 |
20.12 |
Инструкция. Практическая работа. |
Обобщающий урок |
1 |
27.12 |
Самостоятельная работа. |
III четверть |
|||
Табличная форма представления информации. Повторный инструктаж по ТБ |
2 |
17.01 24.01 |
Беседа, презентация. Игра. |
Наглядная форма представления информации. Рисунок. |
2 |
31.02 07.02 |
Рассказ. Инструктаж. Практическая работа. |
Наглядная форма представления информации. Схема. |
2 |
14.02 21.02 |
Рассказ. Инструктаж. Практическая работа. |
Наглядная форма представления информации. Диаграмма. |
2 |
28.02 07.03 |
Рассказ. Инструктаж. Практическая работа. |
Наглядная форма представления информации. |
2 |
14.03 21.03 |
Самостоятельная работа |
IV четверть |
|||
ТБ в компьютерном классе. Текст, рисунок, схема. |
2 |
04.04 11.04 |
Самостоятельная работа. |
Обработка информации. Вставка, удаление, замена |
2 |
18.04 25.04 |
Кл. тренажер |
Обработка информации. Работа с фрагментами. Фраза. Лишнее. |
1 |
02.05 |
Беседа, рассказ, презентация. |
Обработка текстовой и графической информации. |
1 |
09.05 |
Беседа, рассказ, презентация. |
Обработка информации. |
2 |
16.05 23.05 |
Рассказ,беседа. Практическая работа. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
30.05 |
Самостоятельная работа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
требования безопасности в работе со средствами ИКТ;
требования к организации компьютерного рабочего места
основные элементы компьютера и их назначения;
группы клавиш на клавиатуре, их назначение;
элементы рабочего стола;
понятия: меню, главное меню, окно;
понятие файл, программа, программное обеспечение, операционная система, прикладная программа;
основные устройства ввода и вывода информации;
программа и файл, отличие между ними;
основные действия оперирования с информацией;
основные виды носителей информации;
основные элементы текста (слово, предложение, абзац); основные операции с текстом;
основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец);
основные элементы окна текстового редакторов;
этапы форматирования текстового документа;
Учащиеся должны уметь:
с помощью клавиатуры вводить текстовую и числовую информацию, запускать программы через главное меню;
определять тип файла по пиктограмме и расширению;
перемещать объекты, оперировать с окнами (открывать, закрывать, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить);
запускать и закрывать программы и приложения;
сохранять информацию виде файла или папки на различные носители информации;
определять элементы текста;
представлять информацию в табличном виде;
редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста);
форматировать текст или часть текста, использую формат абзаца и шрифта;
создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
|
Количество часов по программе |
8 |
8 |
10 |
9 |
35 |
Количество самостоятельных работ |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Форма занятий |
I четверть |
|||
Вводное занятие. Назначение, цели и задачи факультативного курса. Инструктаж по ТБ на занятиях. |
1 |
06.09 |
Беседа, рассказ, презентация «Техника безопасности». |
Файлы и папки. |
1 |
13.09 |
Рассказ. Практическая работа |
Создание документа. Тренировка ввода информации с помощью клавиатуры. Ввод текста , перемещение курсора, исправления ошибок. Сохранения документа. |
2 |
20.09 27.09 |
Инструкция. Практическая работа. Самостоятельная работа. |
Форматирование текста в текстовом редакторе (формат, абзац, текст) |
1 |
04.10 |
Рассказ. Инструкция. Практическая работа |
Редактирование текста в текстовом редакторе: выделение текста, копирование, перемещение. |
2 |
11.10 18.10 |
Рассказ. Практическая работа |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
25.11 |
Самостоятельная работа |
II четверть |
|||
Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати. |
1 |
08.11 |
Рассказ. Инструкция. Практическая работа |
Оформление текста: цвет, фон, рамка. |
1 |
15.11 |
Рассказ. Инструкция. Практическая работа |
Нумерация и маркеры |
2 |
22.11 29.11 |
Образцы выполнения заданий |
Рисование фигур в программе Word. Изменения размера. Перемещения. |
2 |
06.12 13.12 |
Беседа. Рассказ. Презентация. Практическая работа. |
Рисование фигур в программе Word. Заливка фигур. Фон. |
1 |
20.12 |
Беседа. Презентация. Практическая работа. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
27.12 |
Самостоятельная работа. |
III четверть |
|||
Векторное кодирование графической информации. Текстовый редактор Word. |
1 |
17.01 |
. |
Толщина линий и их цвет. Поворот фигур. Объем. Тень. Масштаб фигур. |
2 |
24.01 31.01 |
Инструкция. Практическая работа. |
Растровое кодировании графической информации. Графическом редакторе Paint |
1 |
07.02 |
Рассказ. Инструктаж. Практическая работа |
Основные операции при рисовании в графическом редакторе Paint. Рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. |
2 |
14.02 21.02 |
Рассказ. Инструктаж. Практическая работа. |
Надпись в графическом редакторе Paint. Создание рисунка «С днем защитника отечества» |
2 |
28.02 07.03 |
Рассказ. Инструктаж. Самостоятельная работа |
Редактирование рисунка в графическом редакторе Paint. |
1 |
14.03 |
Беседа. Инструктаж. Практическая работа. |
Практическое занятие по теме: «Операции: выделения, копирование, перемещение, удаления в растровом графическом редакторе Paint» |
1 |
21.03 |
Самостоятельная работа |
IV четверть |
|||
Создание композиции из графических объектов в векторной графике. Текстовый редактор Word. |
3 |
04.04 11.04 18.04 |
Беседа, рассказ, презентация. Практическая работа |
Создание композиции из графических объектов в растрой графике. Графическом редакторе Paint. |
3 |
25.04 02.05 09.05 |
Беседа, рассказ, презентация. Практическая работа |
Проведение сравнительной характеристике между векторной и растровой графикой |
1 |
16.05 |
Самостоятельная работа |
Урок обобщения и систематизации знаний |
2 |
23.05 30.05 |
Создания рисунков: «Ах это лето!» |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
требования безопасности в работе со средствами ИКТ;
требования к организации компьютерного рабочего места
основные элементы компьютера и их назначения;
группы клавиш на клавиатуре, их назначение;
элементы рабочего стола;
понятия: меню, главное меню, окно;
понятие файл, программа, программное обеспечение, операционная система, прикладная программа;
основные устройства ввода и вывода информации;
программа и файл, отличие между ними;
основные действия оперирования с информацией;
основные виды носителей информации;
основные элементы текста (слово, предложение, абзац); основные операции с текстом;
основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец);
основные элементы окна текстового редактора;
этапы форматирования текстового документа;
виды инструментов рисования;
Учащиеся должны уметь:
с помощью клавиатуры вводить текстовую и числовую информацию, запускать программы через главное меню;
определять тип файла по пиктограмме и расширению;
перемещать объекты, оперировать с окнами (открывать, закрывать, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить);
сохранять информацию виде файла или папки на различные носители информации;
определять элементы текста;
представлять информацию в табличном виде;
редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста);
форматировать текст или часть текста, использую формат абзаца и шрифта;
выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта;
создавать простейший рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру;
создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию
Календарно-тематическое планирование
7 «а» класс
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
год |
|
Количество часов по программе |
8 |
9 |
10 |
8 |
35 |
Количество самостоятельных работ |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата прове- дения |
Форма занятий |
I четверть |
||||
1 |
ТБ в кабинете информатика и санитарные нормы работы за ПК. Текстовый документ и его структура. |
1 |
08.09 |
Беседа, рассказ, презентация «Техника безопасности». |
2 |
Ввод текстовой и числовой информации. |
1 |
15.09 |
Самостоятельная работа |
3 |
Редактирование и форматирование текста. |
2 |
22.09 29.09 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
4 |
Визуализация информации в текстовых документах. Графические изображения. |
2 |
06.10 13.10 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
5 |
Создание фигурного текста посредствам WordArt |
1 |
20.10 |
Рассказ. Образец выполнения задания. Практическая работа. |
6 |
Создание открытки «Моя школа» |
1 |
27.10 |
Самостоятельная работа |
II четверть |
||||
7 |
Правила техники безопасности. Создание документа Word. |
1 |
3.11 |
Беседа. Презентация. |
8 |
Создание текста посредствам SmartArt |
2 |
10.11 17.11 |
Беседа. Рассказ. Практическая работа |
9 |
Создание надписи |
2 |
24.11 01.12 |
Беседа, рассказ, образец выполнения задания. Практическая работа. |
10 |
Создание медалей и грамот |
2 |
08.12 15.12 |
Беседа. Инструкция. Самостоятельная работа |
11 |
Колонтитулы в текстовом редакторе Word. |
1 |
22.12 |
Беседа. Рассказ. Практическая работа |
12 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
29.12 |
|
III четверть |
||||
13 |
Растровая и векторная графика. |
1 |
19.01 |
Беседа, рассказ, презентация |
14 |
Сохранение графических файлов в различных форматах. |
1 |
26.01 |
Беседа, практическая работа |
15 |
Интерфейс графических редакторов. Область рисования. |
2 |
02.02 09.02 |
Инструктаж, практическая работа |
16 |
Инструменты рисования и графические примитивы. Палитра цветов. |
2 |
16.02 23.02 |
Беседа, инструктаж, практическая работа |
17 |
Редактирование рисунка. |
2 |
02.03 09.03 |
Инструктаж, практическая работа |
18 |
Создание открытки «Ура! Каникулы» |
2 |
16.03 23.03 |
Самостоятельная работа |
IV четверть |
||||
19 |
Правила техники безопасности. История развития вычислительной техники. |
1 |
06.04 |
Беседа, презентация |
20 |
Устройство компьютера. |
2 |
13.04 20.04 |
Игра, презентация |
21 |
Устройства ввода- вывода информации |
2 |
27.04 04.05 |
Беседа, практическая работа, кроссворд |
22 |
Оперативная и долговременная память. |
1 |
11.05 |
Рассказ, практическая работа |
23 |
Типы персональных компьютеров |
1 |
18.05 |
Беседа, презентация |
24 |
Устройство компьютера |
1 |
25.05 |
Самостоятельная работа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 «а» класса
Учащиеся должны знать:
требования безопасности в работе со средствами ИКТ;
требование к организации компьютерного места:
виды прикладных программ, основные операции с файлами;
различные формы представления информации в тексте документа;
этапы создание текстовых документов, основные правила набора текста, основные операции редактирования и форматирования;
понятия «надпись», «колонтитулы».
назначение и возможности графического редактора;
назначение объектов интерфейса графического редактора;
Учащиеся должны уметь:
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в Word;
выполнять базовые операции в процессоре Word;
копировать и форматировать текст и его фрагменты
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
создавать надписи, колонтитулы.
настраивать панель Инструментов в графическом редакторе;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять рисунок в файле и открывать файл;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению.
Календарно-тематическое планирование
7 «б» класс
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
год |
|
Количество часов по программе |
8 |
9 |
10 |
8 |
35 |
Количество самостоятельных работ |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата прове- дения |
Форма занятий |
I четверть |
||||
1 |
ТБ в кабинете информатика и санитарные нормы работы за ПК. Текстовый документ и его структура. |
1 |
08.09 |
Беседа, рассказ, презентация «Техника безопасности». |
2 |
Ввод текстовой и числовой информации. |
1 |
15.09 |
Самостоятельная работа |
3 |
Редактирование и форматирование текста. |
2 |
22.09 29.09 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
4 |
Визуализация информации в текстовых документах. Графические изображения. |
2 |
06.10 13.10 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
5 |
Создание фигурного текста посредствам WordArt |
1 |
20.10 |
Рассказ. Образец выполнения задания. Практическая работа. |
6 |
Создание открытки «Моя школа» |
1 |
27.10 |
Самостоятельная работа |
II четверть |
||||
7 |
Правила техники безопасности. Создание документа Word. |
1 |
3.11 |
Беседа. Презентация. |
8 |
Создание текста посредствам SmartArt |
2 |
10.11 17.11 |
Беседа. Рассказ. Практическая работа |
9 |
Создание надписи |
2 |
24.11 01.12 |
Беседа, рассказ, образец выполнения задания. Практическая работа. |
10 |
Создание медалей и грамот |
2 |
08.12 15.12 |
Беседа. Инструкция. Самостоятельная работа |
11 |
Колонтитулы в текстовом редакторе Word. |
1 |
22.12 |
Беседа. Рассказ. Практическая работа |
12 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
29.12 |
|
III четверть |
||||
13 |
Растровая и векторная графика. |
1 |
19.01 |
Беседа, рассказ, презентация |
14 |
Сохранение графических файлов в различных форматах. |
1 |
26.01 |
Беседа, практическая работа |
15 |
Интерфейс графических редакторов. Область рисования. |
2 |
02.02 09.02 |
Инструктаж, практическая работа |
16 |
Инструменты рисования и графические примитивы. Палитра цветов. |
2 |
16.02 23.02 |
Беседа, инструктаж, практическая работа |
17 |
Редактирование рисунка. |
2 |
02.03 09.03 |
Инструктаж, практическая работа |
18 |
Создание открытки «Ура! Каникулы» |
2 |
16.03 23.03 |
Самостоятельная работа |
IV четверть |
||||
19 |
Правила техники безопасности. История развития вычислительной техники. |
1 |
06.04 |
Беседа, презентация |
20 |
Устройство компьютера. |
2 |
13.04 20.04 |
Игра, презентация |
21 |
Устройства ввода- вывода информации |
2 |
27.04 04.05 |
Беседа, практическая работа, кроссворд |
22 |
Оперативная и долговременная память. |
1 |
11.05 |
Рассказ, практическая работа |
23 |
Типы персональных компьютеров |
1 |
18.05 |
Беседа, презентация |
24 |
Устройство компьютера |
1 |
25.05 |
Самостоятельная работа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 «б» класса
Учащиеся должны знать:
требования безопасности в работе со средствами ИКТ;
требование к организации компьютерного места:
виды прикладных программ, основные операции с файлами;
различные формы представления информации в тексте документа;
этапы создание текстовых документов, основные правила набора текста, основные операции редактирования и форматирования;
понятия «надпись», «колонтитулы».
назначение и возможности графического редактора;
назначение объектов интерфейса графического редактора;
Учащиеся должны уметь:
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в Word;
выполнять базовые операции в процессоре Word;
копировать и форматировать текст и его фрагменты
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
создавать надписи, колонтитулы.
настраивать панель Инструментов в графическом редакторе;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять рисунок в файле и открывать файл;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
год |
|
Количество часов по программе |
8 |
9 |
10 |
8 |
35 |
Количество самостоятельных работ |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата прове- дения |
Форма занятий |
I четверть |
||||
1 |
ТБ в кабинете информатика и санитарные нормы работы за ПК. Word:структура, создание. |
1 |
08.09 |
Беседа, рассказ, презентация «Техника безопасности». |
2 |
Ввод текстовой и числовой информации. |
1 |
15.09 |
Самостоятельная работа |
3 |
Редактирование и форматирование текста. |
2 |
22.09 29.09 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
4 |
Работа с фрагментами текста. |
1 |
06.10 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
5 |
Текстовый документ Word: Списки. Таблицы. |
2 |
13.10 20.10 |
Рассказ. Образец выполнения задания. Практическая работа. |
6 |
Включение в текстовый документ таблицы, списков. |
1 |
27.10 |
Самостоятельная работа |
II четверть |
||||
7 |
Текстовый документ Word: Графические изображения. |
1 |
03.11 |
Беседа. Презентация. |
8 |
Создание фигурного текста посредствам WordArt |
2 |
10.11 17.11 |
Беседа. Презентация. |
9 |
Создание открытки «С днем рождения информатика!» |
2 |
24.11 01.12 |
Самостоятельная работа |
10 |
Мультимедийные технологии. Компьютерные презентации |
2 |
08.12 15.12 |
Рассказ с использованием презентации. Беседа. |
11 |
Планирование презентации и слайда. Создание презентации. |
2 |
22.12 29.12 |
Самостоятельная работа |
III четверть |
||||
12 |
ТБ в кабинете информатика. Компьютерные презентации |
1 |
19.01 |
Беседа, тестирование, практическая работа |
13 |
Работа с текстовыми надписями и графическими изображениями |
2 |
26.01 02.02 |
Инструкция. Практическая работа. |
14 |
Дизайн и стилевое оформление презентаций |
2 |
09.02 16.02 |
Инструкция. Самостоятельная работа. |
15 |
Анимационные эффекты. Смена слайдов |
2 |
23.02 02.03 |
Инструкция. Практическая работа. |
16 |
Звук в презентации. |
1 |
09.03 |
Инструкция. Практическая работа. |
17 |
Демонстрация презентаций. |
1 |
16.03 |
Устное выступление, сопровождаемое презентацию |
18 |
Обобщение и систематизация знаний |
1 |
23.03 |
Самостоятельная работа |
IV четверть |
||||
19 |
Данные и программы. Фаил. Файловая система. |
2 |
06.04 13.04 |
Беседа, рассказ, Практическая работа. |
20 |
Программное обеспечение компьютера |
2 |
20.04 27.04 |
Самостоятельная работа. |
21 |
Графический интерфейс операционных систем и приложений |
1 |
04.05 |
Рассказ, презентация, практическая работа |
22 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы |
2 |
11.05 18.05 |
Беседа, практическая работа |
23 |
Обобщение и систематизация знаний |
1 |
25.05 |
Самостоятельная работа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
технику безопасности и правила поведения в кабинете информатике;
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, форматирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
понятие графический объект, векторное кодирование;
характеристику компьютерной презентации, этапы её создания.
понятие: «данные», «программа», «файл», «файловая система», «программное обеспечение»;
определения вируса, типы вирусов, виды антивирусных программ
Учащиеся должны уметь:
пользоваться рабочем местом учащегося;
запускать текстовый процессор;
вводить, редактировать и форматировать текст;
работать с фрагментами текста, таблицами, списками, графическими объектами, фигурным текстом;
осуществлять поиск файла по его пути;
проводить операции с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
перечислять состав и назначения программного обеспечения компьютера;
проверять диск на наличия вирусов;
работать с клавиатурой и мышью;
распознавать носители информации и применять их на практике;
создавать слайд презентации, подбирать иллюстрированный материал, создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию;
настраивать показ и осуществлять демонстрацию презентации.
Календарно-тематическое планирование
9 класс
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
год |
|
Количество часов по программе |
8 |
9 |
10 |
8 |
35 |
Количество самостоятельных работ |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата прове- дения |
Форма занятий |
I четверть |
||||
1 |
ТБ в кабинете информатика и санитарные нормы работы за ПК. Создание документа Word. |
1 |
08.09 |
Беседа, рассказ, презентация «Техника безопасности». |
2 |
Редактирование и форматирование текста. |
1 |
15.09 |
Самостоятельная работа |
3 |
Работа с фрагментами текста. |
1 |
22.09 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
4 |
Реферат, его структура. |
1 |
29.09 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
5 |
Создание реферата по средствам Word |
3 |
06.10 13.10 20.10 |
Беседа, рассказ. Практическая работа. |
6 |
Предварительный просмотр. Печать документа |
1 |
27.10 |
Беседа. Самостоятельная работа |
II четверть |
||||
7 |
Microsoft Word. Колонки |
2 |
03.10 10.10 |
Рассказ. Образец выполнения задания. Практическая работа |
8 |
Microsoft Word. Буклет |
2 |
17.10 24.10 |
Рассказ. Образец выполнения задания. Практическая работа |
9 |
Microsoft Word. Кроссворд. |
2 |
01.12 08.12 |
Рассказ. Образец выполнения задания. Практическая работа |
10 |
Microsoft Word. Грамота, медаль. |
2 |
15.12 22.12 |
Рассказ. Презентация. Практическая работа. |
11 |
Включение в текстовый документ колонок, рисунков, графических объектов. |
1 |
29.12 |
Самостоятельная работа |
III четверть |
||||
12 |
Информационная безопасность. Интернет- поиск |
1 |
19.01 |
Обсуждение, презентация. |
13 |
Понятие и виды компьютерных вирусов. |
2 |
26.01 02.02 |
Беседа, рассказ, самостоятельная работа. |
14 |
Основные антивирусные программы. |
1 |
09.02 |
Беседа, рассказ, практическая работа. |
15 |
Гос. услуги |
1 |
16.02 |
Рассказ, презентация. |
16 |
Электронные таблицы. Ввод числовой информации. |
1 |
23.02 |
Презентация. Практическая работа |
17 |
Относительные ссылки в электронных таблицах |
1 |
02.03 |
Беседа. Практическая работа |
18 |
Абсолютные ссылки в электронных таблицах |
1 |
09.03 |
Беседа. Практическая работа |
19 |
Смешанные ссылки в электронных таблицах |
1 |
16.03 |
Беседа. Практическая работа |
20 |
Ссылки в электронных таблицах |
1 |
23.03 |
Самостоятельная работа |
IV четверть |
||||
21 |
Создание таблиц значений функций в электроннных таблицах |
2 |
06.04 13.04 |
Рассказ. Инструкция. Практическая работа. |
22 |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах |
2 |
20.04 27.04 |
Беседа, рассказ, образец выполнения задания. Практическая работа. |
23 |
Microsoft Word. Доклад |
3 |
04.05 11.05 18.05 |
Беседа, рассказ. Практическая работа |
24 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
25.05 |
Самостоятельная работа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
требование безопасности в работе со средствами ИКТ;
требования к организации компьютерного рабочего места;
виды прикладных программ;
виды объектов текстовой информации;
различные формы представления теста в документе;
этапы создания текстовых документов, основные правила набора теста, основные операции редактирования и форматирования;
правила оформления простых таблиц, списков, вставка графических объектов;
электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
типы данных заносятся в электронную таблицу;
работу табличного процессора с формулами;
графические возможности табличного процессора;
правила распространения и обмена информацией, использовании информационных ресурсов с соблюдением соответствующих с правовых и эстетических норм;
понятия «Интернет»;
какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;
Учащиеся должны уметь:
с помощью клавиатуры вводить текстовую и числовую информацию, запускать программы через главное меню;
создавать, открывать, переименовывать и закрывать папки;
запускать программу, вводить, изменять текст, сохранять документы;
выполнять базовые операции форматирования и редактирования текста;
создавать нумерованные и маркированные списки, таблицы, графические объекты;
создавать фигурный текст посредствам WORD ART;
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
оперировать информационными объектами, открывать, именовать, сохранять объекты, предпринимать меры антивирусной безопасности
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера, находить информацию в сети.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.1september.ru – «Информатика», издательство «Первое сентября».
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.