Статья «Внеурочная деятельность по предмету физическая культура как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся»
Внеурочная деятельность по предмету физическая культура
как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся
Рогозинский Юрий Владимирович,
учитель физического воспитания
МОУ Лицей Усть-Кутского
муниципального образования
Иркутской области
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. К основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака.
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активно деятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения.
Благодаря физкультурно-спортивной деятельности проявляются, закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении.
Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам.
Задачами внеклассной работы по физическому воспитанию являются: содействие укреплению здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся, воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
-
2001 году в Лицее был создан спортивный клуб «Родник». Спортивный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о работе спортивного клуба, Положениями о проведении спортивных соревнований различной направленности.На первом заседании Совета проходит приѐм в клуб. В лицее оформлен стенд спортивного клуба, где содержится подробная информация о работе клуба «Родник». Клуб возглавляет президент, выбранный учащимися лицея. Президенту подчиняется заместитель, члены совета клуба, ответственные за определенное направление деятельности клуба.
Координирует работу клуба «Родник» учитель физической культуры лицея.
Заседания клуба проводятся один раз в четверть, где обсуждаются проведенные мероприятия и планируется дальнейшая работа.
В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить направления: информационное, спортивно-оздоровительное, физкультурно-оздоровительное. Кроме этого, в работе школьного спортивного клуба участвуют не только дети, но их родители – в качестве болельщиков и непосредственных участников соревнований.
Информационное направление включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Учащиеся вместе с классными руководителями и медицинским работником проводят беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека, правильном питании. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, печатание статей в лицейской газете «Советская113» о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.
Одно из направлений внеклассной работы по физическому воспитанию – спортивно - оздоровительное.
Важным является использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в лицее организуются выезды на лыжную базу, походы по р. Туруке с ночевками на природе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей. В поход дети идут с определенной целью: сбор гербария, очистка источников, благоустройство памятников.
Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных праздников, конкурсов, соревнований составляют основу воспитательной системы, начиная с пятого класса.
Стали традиционными праздники:
Недели и дни здоровья
Акция «Нет вредным привычкам!
Акция: «Мы за здоровый образ жизни!»
Четыре раза в год проводятся в лицее Дни Здоровья. Мероприятия ко Дню Здоровья разрабатываются на заседаниях Совета клуба «Родник» и проводятся в основном старшеклассниками.
Кроме этого, в лицее совместно с родителями ежегодно проводятся спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «В здоровом теле-здоровый дух». В заключение праздников дети с большим интересом участвуют в показательных выступлениях по гимнастике и спортивным танцам перед родителями и учителями.
К спортивно – массовым мероприятиям относится также организация школьных спартакиад, олимпиад, кросса «Золотая осень».
Эти мероприятия являются активной формой отдыха и способствуют снижению усталости, противодействуют утомлению и улучшают работоспособность учащихся. Кроме того, при правильном подборе средств и оптимальной двигательной дозировке они служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают сознательную дисциплину, трудолюбие, формируют основы здорового образа жизни.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. В рамках реализации физкультурно- оздоровительного направления на базе лицея функционируют спортивные секции: «Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», «Лыжная секция», «Подвижные игры», «Легкая атлетика» . Занятия в секциях ведут учитель физической культуры лицея, родители, учащиеся – старшеклассники Совет клуба «Родник». Занимается в секциях около 60 % учащихся лицея.
«Волейбол» 6-11 классы -28 обучающихся;
«Баскетбол» 6-11 классы -30;
«Настольный теннис» 7-11 классы - 16;
«Лыжная секция» 8-11 классы - 15;
«Легкая атлетика» 8-11 классы - 40;
«Подвижные игры» 5 классы -20;
Для эффективной деятельности школьного спортивного клуба «Родник» лицей сотрудничает со спортивно-оздоровительным центром города, с которым совестно проводят муниципальные и региональные соревнования, где учащиеся лицея являются активными их участниками, занимают призовые места, становятся победителями.
Спортивные достижения учащихся лицея:
2012 год: Муниципальные соревнования по баскетболу (юноши) – 1 место;
легкоатлетический кросс «Золотая осень» -1 место; эстафета в честь Дня Победы – 2 место; Муниципальные соревнования по баскетболу (девушки) – 3 место; Четвертый Открытый Чемпионат России по универсальному марафону среди образовательных учреждений (47 регионов) «Эрудиты планеты» г. Москва – призеры по волейболу;
2013год: «Президентские состязания среди городских школ», спортивное многоборье - 2 место; Муниципальные соревнования по волейболу(девушки) – 2 место;
Муниципальные соревнования по легкой атлетике (юноши) – 2 место; Муниципальные соревнования кросс «Золотая осень» - 3 место; Пятый Открытый Чемпионат России по универсальному марафону среди образовательных учреждений (110 обр.орг.) «Эрудиты планеты» г. Москва – диплом за высокие результаты;
2014год: Муниципальные соревнования по волейболу (юноши) – 1 место; Муниципальные соревнования по баскетболу (юноши) – 1 место; Муниципальная спартакиада школьников – 2 место; Лично-командное первенство города по настольному теннису среди молодежных команд – 2 место;
2015год: Муниципальные соревнования по плаванию – 2 место; Муниципальные соревнования по баскетболу (юноши) – 1 место; Лично-командное первенство города по настольному теннису среди молодежных команд – 3 место; Муниципальные соревнования по волейболу (юноши) – 1 место;
2016год: Муниципальные соревнования по волейболу (юноши) – 3 место; Муниципальные соревнования по баскетболу (девушки) – 1 место; Муниципальные соревнования по волейбол (девушки) – 3 место; Муниципальные соревнования по волейбол (девушки) – 1 место; Национальный конкурс «Ученик года – 2016» - диплом финалиста.
2017 год: Муниципальные соревнования на Кубок города СОЦ по волейбол (девушки) – 3 место; Муниципальные соревнования на Кубок города СОЦ по баскетболу (юноши) – 1 место;
Внеклассная работа способствует физическому развитию человека, создает предпосылки для полноценной умственной работы. Учащиеся Лицея ежегодно являются призерами и победителями муниципальных олимпиад по физкультуре. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.
Литература:
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика
/Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва:
Академия, 2010 - 528с. - (Высшее профессиональное образование) УДК 796
ББК 75.1 Кх-2
2. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди
молодёжи /П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.П. Моченов, Н.В. Паршикова. –
Москва: Совет. спорт, 2003 - 184с. УДК 61 ББК 74.200.55 Кх-3
3..Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической
культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. –
Москва: Академия, 2013 - 272с. - (Высшее профессиональное образование) УДК
796 ББК 75.1 Кх-2
5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической
культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. –
Москва: Академия, 2013 - 264с. - (Высшее образование) УДК 796 ББК 75.1я73
Кх-1
6. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"
/Юрий Дмитриевич Железняк, Вагаб Минбулатович Минбулатов. – Москва:
Академия, 2011 - 272с. - (Высшее профессиональное образование) УДК 796
ББК 75.1 Кх-2
7. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний /Виктор Павлович
Лукьяненко. – Москва: Совет. спорт, 2011 - 224с. УДК 796 ББК 75 Кх-5
8.Макарова, Г.А. Спортивная медицина /Галина Александровна Макарова. –
Москва: Советский спорт, 2013 - 480с. УДК 796 ББК 75 Кх-2