Проектирование учебного занятия по дисциплине «Право» на тему «Дисциплина труда»
ГПОУ ЯО Даниловский политехнический колледж
Проектирование учебного занятия по дисциплине ОП.13 Право
Тема: Дисциплина труда
Преподаватель: Паклина Л.А.
Данилов
2019 г.
Проектирование на уровне дисциплины
1. Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2. Курс обучения: первый; учебная дисциплина: ОДП.13 Право; объем учебного времени: 108 ч.
3. Место УД в учебном плане: общеобразовательный цикл, профильная дисциплина.
Профиль подготовки: социально-экономический.
4. Требования ФГОС к результатам освоения дисциплины:
- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
- сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность основ правового мышления;
- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
5. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный.
6. Форма итоговой аттестации: промежуточная аттестация - дифференцированный зачет.
Проектирование на уровне темы
1. Название и № темы по программе УД: Тема 3.4.Трудовое право и трудовые правоотношения
2. Объем учебного времени: 14 часов
3. Место темы в УД, междисциплинарные (внутридисциплинарные) связи: знания по данной теме необходимы при изучении дисциплины ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Тема связана с темами №№1.2«Система права и его основные формы», 1.3 «Правовые отношения», 1.4 «Правонарушения и юридическая ответственность», 2.5. «Права и обязанности граждан России»
4. Цели (ожидаемые результаты, уровень усвоения содержания):
- сформированность знаний об основах трудового права;
-формирование умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
-формирование навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
5. Методологические подходы к организации педагогического процесса: личностный, деятельностный, системный.
6. Методы и формы оценки образовательного результата по теме:
Методы:
По источникам получения знаний: словесные – беседа, объяснение;
Наглядные – мультимедийные презентации; практические – решение ситуационных задач, заполнение таблиц, схем, подготовка презентаций.
По характеру познавательной деятельности:
Проблемный - решение ситуационных задач, составление ситуационных задач студентами, написание эссе.
Частично-поисковый – работа с текстами нормативно-правовых актов, решение ситуационных задач, анализ собственного жизненного опыта.
Форма оценки: тестовый контроль, практические работы, решение и составление ситуационных задач по теме, составление глоссария, юридический диктант.
7. Используемые учебно-методические материалы (в том числе и то, что требуется доработать): методические разработки по ВСР, тестовые задания по темам, разработки практических работ.
8. Средства обучения (в том числе ТСО): компьютер, мульмимедиапроектор, ТК РФ, Комментарий к ТК РФ.
Проектирование на уровне конкретного занятия
1. Название темы учебного занятия: Дисциплина труда.
2. Место УЗ в теме, междисциплинарные связи: 7-8 урок, связан с темой «Правонарушения и юридическая ответственность», «Трудовой договор».
3. Цели (ожидаемый результат): создать условия для формирования и развития ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о трудовой дисциплине.
Уровень освоения содержания: сущностно-репродуктивный.
4. Задачи УЗ:
Личностные: формировать готовность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права, вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Метапредметные:
Познавательные: развивать умения извлекать и осмысливать информацию из нормативно-правовых актов, анализировать их содержание, делать выводы.
Регулятивные: развивать умение самостоятельно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и принимать решение, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, осуществлять самооценку и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формировать умение работать в группе, адекватно оценивать свою работу и работу других студентов, представлять результат своей работы, выслушивать мнение других.
Предметные: сформировать понятие трудовой дисциплины, определить способы ее обеспечения, выявить основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых ситуациях модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону.
5. Критерии (показатели) достижения целей:
- самостоятельно сформулированная студентами цель занятия;
- понимание значимости темы в будущей профессиональной деятельности, активность студентов на всех этапах занятия;
- формулирование понятия трудовой дисциплины, перечисление нормативно-правовых актов, регулирующих дисциплину труда;
- заполненная со ссылками на статьи ТК РФ таблица «Способы обеспечения трудовой дисциплины»;
- решенная на основе работы с ТК РФ кейс - ситуация;
- осмысленная рефлексивная деятельность.
6. Тип занятия: комбинированный урок.
7. Учебный материал (основной и дополнительный):
Основная литература:
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительная литература:
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2014.
Нормативно-правовые документы:
Конституция РФ, ТК РФ, Комментарий к ТК РФ.
Интернет-источники:
1. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo. gov. ru
2. Правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: www. consultant. ru
8. Ведущие образовательные технологии: элементы кейс-технологии.
9. Форма предъявления учебного материала учащимся: тексты ТК РФ, кейс-ситуация, поурочный лист, презентация.
Этапы и временные рамки (согласно выбранной технологии) | Цель этапа (ожидаемый результат) | Показатели достижения ожидаемого результата | Деятельность обучающихся (методы учения, виды деятельности) | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимися, формы контроля) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент (1 мин.) | Организовать рабочую атмосферу | Готовность студентов к занятию: создание рабочей атмосферы; организация внимания всех студентов | Приветствуют преподавателя, готовят рабочее место, староста докладывает об отсутствующих | Фронтальная | Приветствует студентов, организует их внимание, осуществляет визуальный контроль, отмечает отсутствующих |
2. Актуализация знаний (8 мин.) | Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы: виды юридической ответственности, понятия «юридическая ответственность», «дисциплинарная ответственность», «дисциплинарный проступок» | Перечисление видов юридической ответственности, формулирование понятия дисциплинарной ответственности, дисциплинарного проступка, приведение примеров дисциплинарных проступков | Отвечают на вопросы, записывают тему урока | Фронтальная | Задает вопросы по пройденному материалу с целью проверки знаний студентов и перехода к изучению новой темы |
3. Мотивация и целеполагание (3 мин.) | Сформировать мотив учебной деятельности, организовать и направить познавательную активность студентов | Самостоятельно сформулированная студентами цель занятия. Понимание значимости темы в будущей профессиональной деятельности, активность студентов на последующих этапах занятия | Осознают цель занятия, записывают тему занятия | Фронтальная | Формулирует цель занятия, демонстрирует на слайде ситуационную задачу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Изучение нового материала (35 мин.) | | | | | |
Понятие дисциплины труда. Нормативно правовые документы, регулирующие дисциплину труда (15 мин.) | Сформировать понятие дисциплины труда умение отобрать из предложенных нормативно-правовых актов те, которые регулируют трудовую дисциплину. | Формулирование понятия трудовая дисциплина, выделение нормативно-правовых актов по данной теме | По опорным словам самостоятельно дают понятие трудовой дисциплины, записывают его в поурочном листе и сравнивают с определением из ст. 189 ТК РФ, вносят поправки, отбирают из предложенного преподавателем списка нормативно- правовые акты, регулирующие трудовую дисциплину и записывают в поурочном листе | Индивидуальная работа в поурочном листе, фронтальная – при заслушивании ответов | Выдает поурочные листы, организует работу студентов по их заполнению, выслушивает ответы, демонстрирует слайды с правильными ответами |
Способы обеспечения трудовой дисциплины (10 мин.) | Изучить соответствующие статьи ТК РФ, выделить способы обеспечения трудовой дисциплины и представить их в виде таблицы | Заполнение таблицы со ссылками на статьи ТК РФ | Составляют таблицу, ссылаясь на статьи 192 и 193 ТК РФ | Индивидуальная, фронтальная | Организует работу студентов по заполнению таблицы, заслушивает ответы студентов, демонстрирует слайд |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Порядок применения дисциплинарного взыскания (10 мин.) | Определить последовательность наложения дисциплинарного взыскания | Анализ ст.193 ТК РФ, составление логической цепочки | Составляют логическую цепочку «Порядок применения дисциплинарного взыскания» | Индивидуальная | Организует работу студентов по составлению логической цепочки |
5. Закрепление нового материала (решение кейс-ситуации) (30 мин.) | Закрепить знания студентов по теме, разрешив конкретную кейс-ситуацию, предложенную преподавателем в начале урока | Решенная кейс-ситуация | Делают записи в поурочном листе, выступают перед группой. Студенты работают в группах по 3-4 чел., решают кейс-ситуацию с опорой на инструкцию. Используя источники, готовят ответы. Эксперты групп обобщают ответ, делают вывод | Групповая | Проводит инструктаж, выдает кейс-ситуации, организует работу студентов и консультирует их, подводит итоги |
6. Домашнее задание (2 мин.) | Информировать студентов о домашнем задании, способах его выполнения | Записанное домашнее задание | Записывают домашнее задание в тетрадях, задают вопросы | Индивидуальная | Сообщает домашнее задание, объясняет его содержание и способы выполнения |
7. Подведение итогов (5 мин.) | Проанализировать работу студентов на занятии, дать оценку успешности достижения цели | Соответствие оценок степени участия в работе на занятии, полноте и правильности выполненных заданий | Слушают преподавателя, оценивают успешность своей работы на занятии | Фронтальная | Анализирует, оценивает работу студентов на занятии, отмечает положительные и отрицательные стороны, аргументирует постановку оценок |
8. Рефлексия (7 мин.) | Развивать способности студентов к рефлексивной деятельности | Осмысленное заполнение рефлексивного листа «Я узнал(а)…. Я не понял(а)… Мне не понравилось… | Выполняют задание, предложенное преподавателем, высказывают свое мнение о занятии и его успешности для понимания темы | Индивидуальная | Предлагает студентам вопросы для проведения рефлексии |
Поурочный лист
Задание 1
1. На основе опорных слов (правила поведения, Трудовой кодекс, обязательное подчинение, работники) сформулируйте понятие трудовой дисциплины.
Трудовая дисциплина – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Сравните написанное определение с определением в ст. 189 ТК РФ.
Задание 2
1. Из предложенного списка выпишите нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую дисциплину.
ТК РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Правила внутреннего трудового распорядка
Гражданский кодекс РФ
Должностная инструкция
Устав организации
Положение о дисциплине труда
Коллективный договор
2. Назовите локальные нормативные акты, регулирующие дисциплину студентов в нашем колледже.
Задание 3
Опираясь на статьи 191 и 192 ТК РФ, заполните таблицу «Способы обеспечения трудовой дисциплины»
Поощрения | Дисциплинарные взыскания |
| |
Задание 4
Изучите статью 193 ТК РФ и определите правильную последовательность порядка наложения дисциплинарного взыскания.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания1
составление объяснительной записки работником;
оценка руководителем обстоятельств, при которых совершен проступок;
выбор меры взыскания руководителем ;
затребование объяснительной записки от нарушителя трудовой дисциплины;
ознакомление работника с приказом о наложении взыскания;
издание приказа о наложении взыскания.
Задание 5
Разрешите кейс – ситуацию.
Инструкция по решению кейс-ситуации.
1.Ознакомьтесь с условием кейс-ситуации.
2. Изучите статьи 81,192, 193,194 ТК РФ для решения данной ситуации.
3. Запишите решение, а если по условиям ситуации возможны несколько вариантов решения, то следует представить все варианты.
4. Решение задачи должно быть мотивированным и содержать ссылки на конкретные нормы права.
Кейс-ситуация
Бухгалтер Иванова 16 марта 2016 г. опоздала на работу на 2 часа, объяснив это тем, что автобус стоял в «пробке». В этот же день кассир Савельева отсутствовала на работе в течение всего рабочего дня, объяснив свое отсутствие тем, что у нее есть отгул и она решила использовать его для поездки на юбилей к родственнице. Приказом руководителя организации 18 марта 2016 г. обе были уволены за прогул.
Правомерно ли были наложены взыскания?
Вопросы к кейс-ситуации:
1. Что считается прогулом? (ст.81 ТК РФ)
2. Какие дисциплинарные взыскания предусмотрены ТК РФ? (ст. 192 ТК РФ)
3.Каков порядок применения дисциплинарного взыскания? (ст.193 ТК РФ)
4. В каких органах можно обжаловать дисциплинарное взыскание? (ст. 193 ТК РФ)
5. В течение какого срока действует дисциплинарное взыскание? (ст. 194 ТК РФ)
Приложение
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы
Решите ситуационные задачи.
1. Кассир Петрова пришла на работу в нетрезвом состоянии. За этот дисциплинарный проступок ей был объявлен выговор и издан приказ об увольнении по ст.81 п.6 ТК РФ.
Петрова обратилась в суд. Какое решение должен вынести суд?
2. Экономист Федорова опоздала на работу на 2 часа. Представитель работодателя потребовал от нее объяснение в письменной форме, в которой Федорова признала свою вину и пояснила, что подобное было в первый раз и больше не повторится. Директором предприятия ей был объявлен выговор.
Через 6 месяцев Федорова написала заявление, попросив снять с нее дисциплинарное взыскание. Однако директор отказал ей в этом, заявив, что у Федоровой много мелких упущений, и снимать взыскание пока рано. Федорова обратилась к юристу.
Сформулируйте ответ юриста.
1 Базанова И.А. Задания в тестовой форме по курсу «Основы права»: учебно-методическое пособие/Под ред. И.И. Семеновой. Издание второе, переработанное. Ярославль, 2003.
5