Проектирование учебного занятия по дисциплине «Право» на тему «Дисциплина труда»

3
0
Материал опубликован 19 December 2019

ГПОУ ЯО Даниловский политехнический колледж









Проектирование учебного занятия по дисциплине ОП.13 Право


Тема: Дисциплина труда







Преподаватель: Паклина Л.А.







Данилов

2019 г.

Проектирование на уровне дисциплины

1. Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

2. Курс обучения: первый; учебная дисциплина: ОДП.13 Право; объем учебного времени: 108 ч.

3. Место УД в учебном плане: общеобразовательный цикл, профильная дисциплина.

Профиль подготовки: социально-экономический.

4. Требования ФГОС к результатам освоения дисциплины:

- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

- сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

- сформированность основ правового мышления;

- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

5. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный.

6. Форма итоговой аттестации: промежуточная аттестация - дифференцированный зачет.

Проектирование на уровне темы

1. Название и № темы по программе УД: Тема 3.4.Трудовое право и трудовые правоотношения

2. Объем учебного времени: 14 часов

3. Место темы в УД, междисциплинарные (внутридисциплинарные) связи: знания по данной теме необходимы при изучении дисциплины ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Тема связана с темами №№1.2«Система права и его основные формы», 1.3 «Правовые отношения», 1.4 «Правонарушения и юридическая ответственность», 2.5. «Права и обязанности граждан России»

4. Цели (ожидаемые результаты, уровень усвоения содержания):

- сформированность знаний об основах трудового права;

-формирование умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

-формирование навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

5. Методологические подходы к организации педагогического процесса: личностный, деятельностный, системный.

6. Методы и формы оценки образовательного результата по теме:

Методы:

По источникам получения знаний: словесные – беседа, объяснение;

Наглядные – мультимедийные презентации; практические – решение ситуационных задач, заполнение таблиц, схем, подготовка презентаций.

По характеру познавательной деятельности:

Проблемный - решение ситуационных задач, составление ситуационных задач студентами, написание эссе.

Частично-поисковый – работа с текстами нормативно-правовых актов, решение ситуационных задач, анализ собственного жизненного опыта.

Форма оценки: тестовый контроль, практические работы, решение и составление ситуационных задач по теме, составление глоссария, юридический диктант.

7. Используемые учебно-методические материалы (в том числе и то, что требуется доработать): методические разработки по ВСР, тестовые задания по темам, разработки практических работ.

8. Средства обучения (в том числе ТСО): компьютер, мульмимедиапроектор, ТК РФ, Комментарий к ТК РФ.

Проектирование на уровне конкретного занятия

1. Название темы учебного занятия: Дисциплина труда.

2. Место УЗ в теме, междисциплинарные связи: 7-8 урок, связан с темой «Правонарушения и юридическая ответственность», «Трудовой договор».

3. Цели (ожидаемый результат): создать условия для формирования и развития ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о трудовой дисциплине.

Уровень освоения содержания: сущностно-репродуктивный.

4. Задачи УЗ:

Личностные: формировать готовность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права, вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения извлекать и осмысливать информацию из нормативно-правовых актов, анализировать их содержание, делать выводы.

Регулятивные: развивать умение самостоятельно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и принимать решение, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, осуществлять самооценку и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формировать умение работать в группе, адекватно оценивать свою работу и работу других студентов, представлять результат своей работы, выслушивать мнение других.

Предметные: сформировать понятие трудовой дисциплины, определить способы ее обеспечения, выявить основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых ситуациях модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону.

5. Критерии (показатели) достижения целей:

- самостоятельно сформулированная студентами цель занятия;

- понимание значимости темы в будущей профессиональной деятельности, активность студентов на всех этапах занятия;

- формулирование понятия трудовой дисциплины, перечисление нормативно-правовых актов, регулирующих дисциплину труда;

- заполненная со ссылками на статьи ТК РФ таблица «Способы обеспечения трудовой дисциплины»;

- решенная на основе работы с ТК РФ кейс - ситуация;

- осмысленная рефлексивная деятельность.

6. Тип занятия: комбинированный урок.

7. Учебный материал (основной и дополнительный):

Основная литература:

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Дополнительная литература:

Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2014.

Нормативно-правовые документы:

Конституция РФ, ТК РФ, Комментарий к ТК РФ.

Интернет-источники:

1. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo. gov. ru

2. Правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: www. consultant. ru

8. Ведущие образовательные технологии: элементы кейс-технологии.

9. Форма предъявления учебного материала учащимся: тексты ТК РФ, кейс-ситуация, поурочный лист, презентация.


Этапы и временные рамки (согласно выбранной технологии)

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность обучающихся (методы учения, виды деятельности)

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимися, формы контроля)

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

(1 мин.)

Организовать рабочую атмосферу

Готовность студентов к занятию: создание рабочей атмосферы; организация внимания всех студентов

Приветствуют преподавателя, готовят рабочее место, староста докладывает об отсутствующих

Фронтальная

Приветствует студентов, организует их внимание, осуществляет визуальный контроль, отмечает отсутствующих

2. Актуализация знаний

(8 мин.)

Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы: виды юридической ответственности, понятия «юридическая ответственность», «дисциплинарная ответственность», «дисциплинарный проступок»

Перечисление видов юридической ответственности, формулирование понятия дисциплинарной ответственности, дисциплинарного проступка, приведение примеров дисциплинарных проступков

Отвечают на вопросы, записывают тему урока

Фронтальная

Задает вопросы по пройденному материалу с целью проверки знаний студентов и перехода к изучению новой темы

3. Мотивация и целеполагание

(3 мин.)

Сформировать мотив учебной деятельности, организовать и направить познавательную активность студентов

Самостоятельно сформулированная студентами цель занятия. Понимание значимости темы в будущей профессиональной деятельности, активность студентов на последующих этапах занятия

Осознают цель занятия, записывают тему занятия

Фронтальная

Формулирует цель занятия, демонстрирует на слайде ситуационную задачу


1

2

3

4

5

6

4. Изучение нового материала

(35 мин.)






Понятие дисциплины труда. Нормативно правовые документы, регулирующие дисциплину труда

(15 мин.)

Сформировать понятие дисциплины труда умение отобрать из предложенных нормативно-правовых актов те, которые регулируют трудовую дисциплину.

Формулирование понятия трудовая дисциплина, выделение нормативно-правовых актов по данной теме

По опорным словам самостоятельно дают понятие трудовой дисциплины, записывают его в поурочном листе и сравнивают с определением из ст. 189 ТК РФ, вносят поправки, отбирают из предложенного преподавателем списка нормативно- правовые акты, регулирующие трудовую дисциплину и записывают в поурочном листе

Индивидуальная работа в поурочном листе, фронтальная – при заслушивании ответов

Выдает поурочные листы, организует работу студентов по их заполнению, выслушивает ответы, демонстрирует слайды с правильными ответами

Способы обеспечения трудовой дисциплины

(10 мин.)

Изучить соответствующие статьи ТК РФ, выделить способы обеспечения трудовой дисциплины и представить их в виде таблицы

Заполнение таблицы со ссылками на статьи ТК РФ

Составляют таблицу, ссылаясь на статьи 192 и 193 ТК РФ

Индивидуальная, фронтальная

Организует работу студентов по заполнению таблицы, заслушивает ответы студентов, демонстрирует слайд






1

2

3

4

5

6

Порядок применения дисциплинарного взыскания

(10 мин.)

Определить последовательность наложения дисциплинарного взыскания

Анализ ст.193 ТК РФ, составление логической цепочки

Составляют логическую цепочку «Порядок применения дисциплинарного взыскания»

Индивидуальная

Организует работу студентов по составлению логической цепочки

5. Закрепление нового материала (решение кейс-ситуации)

(30 мин.)

Закрепить знания студентов по теме, разрешив конкретную кейс-ситуацию, предложенную преподавателем в начале урока

Решенная кейс-ситуация

Делают записи в поурочном листе, выступают перед группой.

Студенты работают в группах по 3-4 чел., решают кейс-ситуацию с опорой на инструкцию. Используя источники, готовят ответы. Эксперты групп обобщают ответ, делают вывод

Групповая

Проводит инструктаж, выдает кейс-ситуации, организует работу студентов и консультирует их, подводит итоги


6. Домашнее задание (2 мин.)

Информировать студентов о домашнем задании, способах его выполнения

Записанное домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадях, задают вопросы

Индивидуальная

Сообщает домашнее задание, объясняет его содержание и способы выполнения

7. Подведение итогов (5 мин.)

Проанализировать работу студентов на занятии, дать оценку успешности достижения цели

Соответствие оценок степени участия в работе на занятии, полноте и правильности выполненных заданий

Слушают преподавателя, оценивают успешность своей работы на занятии

Фронтальная

Анализирует, оценивает работу студентов на занятии, отмечает положительные и отрицательные стороны, аргументирует постановку оценок

8. Рефлексия (7 мин.)

Развивать способности студентов к рефлексивной деятельности

Осмысленное заполнение рефлексивного листа

«Я узнал(а)….

Я не понял(а)…

Мне не понравилось…

Выполняют задание, предложенное преподавателем, высказывают свое мнение о занятии и его успешности для понимания темы

Индивидуальная

Предлагает студентам вопросы для проведения рефлексии

Поурочный лист

Задание 1

1. На основе опорных слов (правила поведения, Трудовой кодекс, обязательное подчинение, работники) сформулируйте понятие трудовой дисциплины.

Трудовая дисциплина – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Сравните написанное определение с определением в ст. 189 ТК РФ.

Задание 2

1. Из предложенного списка выпишите нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую дисциплину.

ТК РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Правила внутреннего трудового распорядка

Гражданский кодекс РФ

Должностная инструкция

Устав организации

Положение о дисциплине труда

Коллективный договор

2. Назовите локальные нормативные акты, регулирующие дисциплину студентов в нашем колледже.

Задание 3

Опираясь на статьи 191 и 192 ТК РФ, заполните таблицу «Способы обеспечения трудовой дисциплины»

Поощрения

Дисциплинарные взыскания




Задание 4

Изучите статью 193 ТК РФ и определите правильную последовательность порядка наложения дисциплинарного взыскания.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания1

составление объяснительной записки работником;

оценка руководителем обстоятельств, при которых совершен проступок;

выбор меры взыскания руководителем ;

затребование объяснительной записки от нарушителя трудовой дисциплины;

ознакомление работника с приказом о наложении взыскания;

издание приказа о наложении взыскания.

Задание 5

Разрешите кейс – ситуацию.

Инструкция по решению кейс-ситуации.

1.Ознакомьтесь с условием кейс-ситуации.

2. Изучите статьи 81,192, 193,194 ТК РФ для решения данной ситуации.

3. Запишите решение, а если по условиям ситуации возможны несколько вариантов решения, то следует представить все варианты.

4. Решение задачи должно быть мотивированным и содержать ссылки на конкретные нормы права.

Кейс-ситуация

Бухгалтер Иванова 16 марта 2016 г. опоздала на работу на 2 часа, объяснив это тем, что автобус стоял в «пробке». В этот же день кассир Савельева отсутствовала на работе в течение всего рабочего дня, объяснив свое отсутствие тем, что у нее есть отгул и она решила использовать его для поездки на юбилей к родственнице. Приказом руководителя организации 18 марта 2016 г. обе были уволены за прогул.

Правомерно ли были наложены взыскания?

Вопросы к кейс-ситуации:

1. Что считается прогулом? (ст.81 ТК РФ)

2. Какие дисциплинарные взыскания предусмотрены ТК РФ? (ст. 192 ТК РФ)

3.Каков порядок применения дисциплинарного взыскания? (ст.193 ТК РФ)

4. В каких органах можно обжаловать дисциплинарное взыскание? (ст. 193 ТК РФ)

5. В течение какого срока действует дисциплинарное взыскание? (ст. 194 ТК РФ)

Приложение

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы

Решите ситуационные задачи.

1. Кассир Петрова пришла на работу в нетрезвом состоянии. За этот дисциплинарный проступок ей был объявлен выговор и издан приказ об увольнении по ст.81 п.6 ТК РФ.

Петрова обратилась в суд. Какое решение должен вынести суд?

2. Экономист Федорова опоздала на работу на 2 часа. Представитель работодателя потребовал от нее объяснение в письменной форме, в которой Федорова признала свою вину и пояснила, что подобное было в первый раз и больше не повторится. Директором предприятия ей был объявлен выговор.

Через 6 месяцев Федорова написала заявление, попросив снять с нее дисциплинарное взыскание. Однако директор отказал ей в этом, заявив, что у Федоровой много мелких упущений, и снимать взыскание пока рано. Федорова обратилась к юристу.

Сформулируйте ответ юриста.

1 Базанова И.А. Задания в тестовой форме по курсу «Основы права»: учебно-методическое пособие/Под ред. И.И. Семеновой. Издание второе, переработанное. Ярославль, 2003.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.